Деревянное зодчество Костромского края. Культовая деревянная архитектура на примере ц. Богородицы из с. Холм – XVI век (Ипатьевская слобода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:58, реферат

Краткое описание

История костромского музея деревянного зодчества начинается в 1958 году, когда в Ипатьевский монастырь, получивший статус музея, на территорию его Нового города, была перевезена первая деревянная церковь - храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1628 г.). На территории монастыря расположились некоторые памятники деревянного зодчества, такие, как свайные баньки, но очень быстро им стало не хватать места, и основная территория архитектурно-этнографического музея сейчас находится за стенами Ипатьевского монастыря. Постепенно под стенами старинной обители вырос целый городок, напоминающий старинный монастырский посад. Там собраны церкви и часовни, воссоздана целая деревенская улица с избами, хозяйственными постройками и мельницами.

Содержание

Введение 3
Церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм 4
Церковь Спаса Всемилостивого из Фоминского 6
Часовня из Притыкино 7
Часовня из Большого Токарево 7
Церковь Илии Пророка из Верхнего Березовца 8
храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи 11
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 229.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

храм Спаса Преображения из села Спас-Вежи

Деревянная рубленная церковь была перевезена на территорию Ипатьевского монастыря в 1956 году из села Спас-Вежи.

   Церковь, редкий образец  народного зодчества XVII века, выстроена  в 1628 году без применения пилы  и гвоздей. Очень крутая, двускатная  крыша церкви, перекрывающая основной  объем здания, повторяется на  главном фасаде во втором объеме  меньшего размера, создавая своеобразную  и характерную композицию русского  древнего деревянного здания. Крыша  завершается небольшой главкой, что как бы устремляет здание  вверх. Высота церкви 30 метров, длинна - 21 метр и ширина 10 метров. Церковь  основана на высоких (до 3 метров) дубовых, мощных столбах (сваях), на  которых лежат прочные деревянные  прогоны и балки пола церкви  и ее стен. Церковь Спаса Преображения, нач. ХVIII в.

 Церковь, рубленная из сосновых  бревен, является замечательным  образцом клетского храма с уникальной свайной конструкцией основания. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. Храм подвергался неоднократным ремонтам. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. В 1876 г. церковь была обшита тесом с фасадов, а внутри оштукатурена, устроен новый иконостас. В 1899 и 1904 гг. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Одновременная церкви и связанная с ней переходами шатровая колокольня на шести дубовых сваях погибла в 1926 г. В 1908 г. рядом с ней была выстроена сохранившаяся до настоящего времени кирпичная колокольня.

В 1956 г. храм был перевезен в музей из с. Спас-Вежи Костромского района и реставрирован во второй половине 1950-х гг. в своих первоначальных формах по проекту арх. Б.В. Гнедовского.

Основная композиция поставленной на 24 дубовых сваи церкви состояла из четверика, слегка вытянутого в поперечном направлении, и более низких прирубов пятигранной апсиды и почти квадратной в плане трапезной. С трех сторон храм и трапезная были окружены закрытой галереей-гульбищем, опиравшейся на консольные бревна. С запада на нее поднималась длинная одномаршевая лестница с крыльцом на нижней площадке. Храм и трапезная были рублены «в обло», апсида «в лапу». Все три объема завершались высокими и очень крутыми двускатными самцовыми кровлями с охлупнями и курицами. Кровля основного четверика была увенчана квадратным срубом с луковичной главой на цилиндрическом барабане. Стены храма и трапезной имели повалы, которые, однако, почти не были заметны из-за свесов кровли.

   spasvechi6Объемно-планировочная  композиция церкви имела ряд  особенностей: трапезная в плане  представляла собой неправильный  четырехугольник, четверик и апсида  были также “косоугольны”, ширина галереи была неодинакова в различных местах. Однако зрительно эти изменения геометрических форм не воспринимались. Отклонения от прямых линий наблюдались и у кровель храма, например, скаты кровли четверика имели небольшую кривизну. В южной и северной стенах храма были устроены косящатые окна, а в апсиде также и волоковые. Каркасные стены галереи были забраны тесом “в елку” и прорезаны окнами с килевидными завершениями.

  Наиболее нарядными элементами  церкви являлись резные причелины и полотенца, украшенные городками, солярными знаками и другими мотивами, характерными для народной архитектуры. С галереи в храм с трех сторон вели двери в колодах. Помещения храма и трапезной, сообщающиеся между собой прямоугольным проемом, имели плоские дощатые перекрытия по балкам. Перед восстановленным четырехъярусным тябловым иконостасом была сделана солея со ступенями и двумя клиросами. Вдоль стен трапезной и у западной стены четверика были устроены деревянные лавки. Полы были выполнены из плах.

   Однако, простояв почти полвека  на территории музея, церковь  сгорела во время пожара 4 сентября 2002 г. В настоящее время принято  решение о воссоздании этого  уникального памятника деревянного  зодчества.

 

 

Список литературы

  1. Б.И. Дунаев. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. М., 1915
  2. Е. Кудряшов. Музей деревянного зодчества в Костроме. Ярославль, 1971. С. 39-41
  3. М.М. Орехова. Музей народной архитектуры и быта в Костроме. Путеводитель. Кострома, 1984. С. 35, 36, 39
  4. В. Соколов. О церкви в селе Спас-Вежи // Костромская старина. Вып. 6. Кострома, 1905. С.136-143
  5. Е.В. Кудряшов. О времени постройки церкви Спаса Преображения из села Спас-Вежи Костромской области // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования. М., 1980. С. 100-102

 

 

 

 


Информация о работе Деревянное зодчество Костромского края. Культовая деревянная архитектура на примере ц. Богородицы из с. Холм – XVI век (Ипатьевская слобода