Дизайн каталога шрифтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является предоставление сведений об истории развитии шрифта и его разнообразии. Известно, что шрифты делятся на определенные, которые также описаны в данной работе. Все виды шрифтов для полного визуального восприятия очень удобно представлены в каталоге.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1
1.1. Что такое каталог и его развитие…………………………………………5
1.2. Виды каталогов…………………………………………………………….7
1.3. Изготовление каталога…………………………………………………...10
ГЛАВА 2
1.1. Что такое шрифт?.......................................................................................13
1.2. История развития шрифтов……………………………………………...16
1.3. Виды шрифтов……………………………………………………………22
ГЛАВА 3
Ход работы……………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….36
Приложения……………………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 691.07 Кб (Скачать файл)

Из позднейших видов готического  письма старшим было швабское письмо –  просторный шрифт с дугами слева и справа (Рис. 11). Оно широкое, как и круглоготическое, и достаточно удобочитаемо. Широкие пропорции  придают этому письму размашистый  характер.

В XIV в. в Италии в эпоху  Возрождения передовые и вольномыслящие люди — гуманисты выступали за признание ценности человека как  личности, противостояли духовному  господству церкви. Гуманисты находили и собирали уцелевшие рукописи древнегреческой  и римской литературы, философии  и истории. В большинстве случаев  эти рукописи были написаны каролингским минускулом. Под влиянием заблуждения, что эти тексты явились античными  подлинниками, хотя на самом деле они  были переписаны в VIII — IX вв., гуманисты назвали шрифт рукописей littera antiqua — древняя буква, или антиква.

Господство в Европе в  течение нескольких веков готического  шрифта создало у людей впечатление, что они обрели новый, красивый и  доступный для письма шрифт. Но при  сравнении готического и каролингского  шрифтов видно неоспоримое преимущество последнего в его четкости, ясности  и удобочитаемости. В руки ученых и художников иногда попадали настоящие  античные оригиналы, написанные капитальным  письмом, и это становилось предметом  пристального их изучения. Постепенно новое письмо стало завоевывать  более широкую публику. Так, во Флоренции  были основаны светская школа и мастерская письма, где сочинения античных авторов  и гуманистов заполнялись антиквой.

С изобретением в XV в. книгопечатания рукописные шрифты антиквы послужили  прообразом для создания типографских шрифтов. Но к таким шрифтам предъявлялись  особые требования. То, что было хорошо для рукописного исполнения, не всегда подходило для печати. Так, очень  тонкие линии, выполняемые пером  на бумаге, непросто было вырезать на деревянной или металлической форме, но еще  сложнее воспроизвести типографским способом. Возникла необходимость тщательно  отработать форму букв для многократного  воспроизведения в печати. Первые типографские шрифты разрабатывались  на основе антиквы, ведущей свое происхождение  от знаков латинской письменности.

Каллиграфия.  Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного письма, стилистически безупречное исполнение которого называется каллиграфией (от греческого слова kallos — красивый и grapho — писать). Иногда в каллиграфии, помимо обычного и тонкого пера используют кисти и линейки. Настоящей колыбелью каллиграфии, безусловно являются Китай и Япония, но там она живет по своим сложным, строгим законам с древнейших времен (Рис. 14б).

Вне Японии и Китая в  разные эпохи каллиграфические шрифты имели особые виды. Начиная с XVIII века, одной из распространеннейших  форм каллиграфии было английское письмо (Рис. 14а). Каллиграфическое письмо выглядит красивым тогда, когда оно имеет  видимый наклон. Наклон английского  письма — 54-56 градусов.

Письмо может быть также  прямым и с левосторонним наклоном. По этим каллиграфическим образцам созданы  некоторые типографские шрифты.

Многие типографские каллиграфические шрифты очень близки курсиву новой  антиквы, так что их можно рассматривать  как промежуточные формы каллиграфии  и курсива. Шрифты, где контрастность  меньше, близки к курсиву переходной антиквы.

Попутно с каллиграфией получили распространение так называемые росчерки. Эти шрифтовые украшения  имеют место и в современном  искусстве шрифта.

Развитие  письменности на Руси. Письменнность славян развивалась образом, сходным с развитием ее у восточных народов.

Болгарин Черноризец Храбр  написал в конце IX века "Сказание о письменах славянских", что  славяне читали и писали, употребляя для этого особые "черты и  резы".

К числу древнерусских  книг образцов письма следует отнести  и знаменитые буквари Кариона  Истомина второй половины XVII века и  в первой четверти XVIII века. Верхняя  часть страницы букваря была посвящена  художественным изображениям букв в  весьма разных стилях, начиная с  самого сложного инициала и кончая буквами простой скорописи. Середину страницы занимали рисунки, а на нижней трети страницы располагался полууставный гравированный текст.

Акцидентные шрифты. До конца XVIII века не существовало акциденции как таковой. Во всей печатной продукции использовались одни и те же шрифты, варьировался кегль и начертание. Растущие потребности формирующегося рынка послужили на благо акцидентной типографики. Выделились в отдельное направление шрифты рекламные, которые не годились для книг, но очень хорошо выглядели на уличных вывесках.

Оформившийся на грани  последних столетий стиль модерн (Jugendstil - досл. перевод "молодой стиль") был своеобразным явлением в истории  искусства шрифта. Устраивались международные  конкурсы на создание новых вычурных шрифтов. Это было господство чистой декоративности. Модно было писать сложными, украшенными переплетениям  буквами. Каждый типограф стремился  перещеголять других "красивостью".

Гротески. В ХХ веке, экспирементируя с формами готического письма, художники шрифта создали гротесковые шрифты. Шрифты без засечек, прекрасно различимые издалека, формы которых были строги и геометричны. По сей день гротесковые шрифты совершенствуются и занимают главенствующее положение в шрифтовой моде.

 

2.3 Виды шрифтов

Антиквенные шрифты. Это шрифты с засечками.

Антиква старого стиля (Ренессансная). Представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого  шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной  контрастностью, скруглением засечек  в местах примыкания к основному  штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка  – гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивается, засечки становятся острее, а оси овалов становятся почти вертикальными. В целом форма знаков все больше и больше начинает определяться глиптальными (скульптурными) принципами, которые используются при изготовлении металлических пуансонов. Эти шрифты делятся на несколько подгрупп в соответствии с временем и местом своего появления: это венецианская антиква (конец XV века), итальянско-французская антиква (XVI век), голландская антиква (XVII век), английская антиква (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.

Переходная антиква включает в себя шшрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. Антиква барокко и современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы.

Шрифты антиквы нового стиля (классицистической) появились в конце XVIII – начале XIX века в связи с развитием техники гравировки по металлу. Засечки на буквах длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны.

Брусковая антиква. Первые такие шрифты появились в Англии в начале XIX века. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон. Иногда в отдельную подгруппу выделяют брусковые шрифты с обратным контрастом (итальянские).

Египетские. Первый жирный египетский шрифт был разработан в 1815 г. Он был  наделен некоторым контрастом, умеренной  разноширинностью и прямоугольными засечками. Толщина засечек была равна толщине соединительных штрихов. Шрифт предназначался для акциденции. В дальнейшем появились более  светлые египетские шрифты, пригодные  для набора основного текста. Современные  египетские шрифты могут иметь различные  начертания и ширину. Некоторые из этих шрифтов состоят только из прямых начертаний, в других - есть и наклонные  начертания (не курсивные). Угол наклона  знаков - средний.

Геометрические брусковые. Эти шрифты появились в 20–30-х  годах ХХ века как модификация  модных геометрических гротесков. Характеризуются  почти полным отсутствием контраста, прямоугольными засечками без скруглений, выраженной разноширинностью и овалами, по форме близкими к окружностям. Некоторые из этих шрифтов состоят  только из прямых начертаний, в других - есть и наклонные очертания. Угол наклона знаков - средний или небольшой. К этой подгруппе можно также  отнести акцидентные брусковые  шрифты с овалами, по форме близкими к квадратам.

Гуманистические брусковые. Брусковые шрифты на основе гуманистических  гротесков, напоминающие венецианскую антикву старого стиля, но малоконтрастные  и с мощными прямоугольными засечками. В последнее время было создано  много гуманистических гротесков, поэтому наряду с ними были разработаны  и соответствующие гуманистические  брусковые шрифты. Как правило, в  этих шрифтах присутствуют настоящие  курсивы. Углы наклона знаков в курсивах могут быть как небольшими, так  и весьма значительными.

Шрифты типа Кларендон. Малоконтрастные  одноширинные шрифты с мощными прямоугольными засечками, скругленными в местах соединения с основными штрихами, крупным  очком строчных знаков и вертикальными  осями овалов. Впервые появились  в середине XIX века в Англии как акцидентные. В ХХ веке на основе шрифтов Кларендон было создано множество текстовых шрифтов для машинного и газетного набора, набора школьных учебников, технической и справочной литературы и т.д. Некоторые из этих шрифтов иногда относят к антикве нового стиля, модификацией которой они и в самом деле являются, но по своей структуре они все же ближе к шрифтам типа Кларендон. В этих шрифтах обычно присутствуют настоящие курсивы. Угол наклона знаков в курсиве средний.

Итальянские шрифты. Акцидентные  шрифты с обратным контрастом, у  которых горизонтальные штрихи толще  вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но приобрели большую популярность как акцидентные в конце XIX – начале ХХ века. Иногда их относят к группе брусковых шрифтов. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний.

Гротески (рубленые) шрифты. Шрифты без засечек. Называются также готическими. Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале применялись исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали использоваться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и степенью разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят также так называемую ленточную антикву – умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Старые гротески. Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным  очком строчных. Шрифты в целом  оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.

Новые гротески. Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Они появились в 50-х  годах ХХ века и были вызваны к  жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее  своих предшественников и почти  не имеют отличительных черт, что  позволяет характеризовать эти  шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти  без контраста, с крупным очком  строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов  равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках  применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.

Геометрические гротески. Геометрические гротески принципиально  строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего  треугольника. Эти шрифты появились  в 30-е годы ХХ века в Германии под  воздействием идей конструктивизма  и школы дизайна Баухауз. Это, как правило, открытые неконтрастные  разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков  было не очень большим, близким по пропорциям к антикве старого  стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим  углом наклона. Также к этой подгруппе  можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к  квадрату и прямоугольнику.

Гуманистические гротески. Как реакция на чрезмерно геометризированную форму геометрических гротесков, в 30-х годах ХХ века в Англии появились  гротески нового типа, форма, структура  и пропорции которых непосредственно  базировались на конструкции антиквы  старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

Информация о работе Дизайн каталога шрифтов