Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:46, реферат
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Это период расцвета искусства, период, во время которого по-новому осмысляются основные сферы жизни общества и культурные категории. Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Характеристика эпохи Ренессанса и периода Высокого Возрождения. ……………………………………………………..………….…6
1.1. Общая характеристика эпохи Возрождения. ………………………6
1.2. Период чинквеченто в итальянской культуре...………………10
Глава 2. Донато Браманте в эпоху расцвета чинквеченто. ……….…………13
2.1. Биография Донато Браманте ………………………...……………1
2.2. Роль творчества Донато Браманте в архитектуре Высокого Возрождения……………………..............................................................…..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………………...21
Развитие от кватроченто к чинквеченто проходило в направлении от конкретного и характерного к все большему отбору средств, последовательной идеализации, обобщенности, все более формальному разрешению композиции. Леонардо да Винчи дошел в этом стремлении почти до абсурда, подменяя художественное мышление научным. Он осуждал художников, которые не желали пожертвовать красотой красок ради точности моделировки и математически рассчитанных пропорций. Различие художественной концепции искусства кватроченто и чинквеченто заключается в смене натурализма идеализмом духовного величия христианских образов. Лучшим доказательством тому служит «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Однако на этом развитие не остановилось. Главной темой чинквеченто вскоре становится разнообразие движений, мотивированных не сюжетно, а формально, пластически, как в знаменитых фигурах сикстинского плафона Микеланжело (1508-1512). «Архитектоника становится важнее содержания, а эффекты движения, ритма, пластики линий — самоцелью... Фигуры приобретают новое значение в смысле факторов композиции... не обладая особым собственным интересом, в общей связи целого получают значение только простых показателей размещения сил в архитектонической конструкции...»
К строгости и рационализму раннего Возрождения в эпоху Чинквеченто добавились эмоции, страсти и желания. Человек Возрождения обрел душу. В творчестве великих мастеров Высокого Возрождения полностью реализовалась мечта гуманистов Кватроченто о гармонии между разумом и эмоциями – несмотря на необычайное разнообразие форм искусства, свято соблюдались принципы равновесия, контроля художника над материалом, а не наоборот, и чувства меры, привитого еще гуманистами.
Глава 2. Донато Браманте в эпоху расцвета Чинквиченто.
1.1. Биография.
Донато ди Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте, родился в Монте Асдруальдо, близ Урбино, в 1444 году. Родители его были людьми бедными. Тем не менее в детстве он обучался не только читать и писать, но и арифметике. Отец, видя его большую любовь к рисованию, рано приобщил его к живописи. Первоначально Браманте готовился к деятельности живописца у фра Карневале, возможно, встречался в Урбино также с Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли. Увлечение архитектурой привело его в Ломбардию. Он переезжал из города в город. Однако его труд не приносил ему ни больших денег, ни высокой чести, так как Браманте не имел еще ни имени, ни положения. Наконец он решил ехать в Милан.
Вначале Браманте выступал главным образом как художник и с этих позиций подходил к проблеме архитектурного пространства. В Милане он перестраивал старинную церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. В 1488 году он вместе с другими мастерами участвовал в строительстве собора в Павии. Ему, несомненно, принадлежит идея создания купола, возведенного на трех нефах, с тем чтобы свести воедино весь пространственный объем здания.
Оставив Милан в 1499 году после его захвата французами, Браманте обосновался в Риме. Он привез из Ломбардии кое-какие деньги, которые тратил с величайшей бережливостью, так как хотел жить независимо. Приступив к обмеру древних построек города, он вел жизнь уединенную и созерцательную. Прошло немного времени, и Браманте добился своей цели.
В Риме Браманте прожил до конца своих дней. Сначала он служил помощником архитектора при папе Александре VI. В 1503 году папой был избран Юлий II, и с того момента зодчий работал главным образом для него. Лишь изредка он предпринимал кратковременные поездки: в 1506–1507 годах в Болонью и Урбино, в 1508 году – в Чивитавеккиа, в 1509 году – в Лорето на строительство собора Святого Петра и перестройку ватиканских дворцов. Вообще папа всячески ему благоволил Юлий II, отмечавший мастера и за личные качества, нашел его достойным должности хранителя свинцовой печати. В этом качестве Браманте соорудил прибор для наложения печати на папские буллы, действовавший при помощи очень искусно сделанного винта.
Он был большим другом
людей одаренных и
2.1. Роль творчества Донато Браманте в архитектуре Высокого Возрождения
Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на основании предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Роль Донато Браманте (1444— 1514), который наметил пути развития архитектуры Италии XVI в., можно уподобить роли Филиппе Брунеллески в зодчестве раннего Возрождения. Браманте начинал творческую деятельность как живописец. В этом качестве в 1476 г . он был приглашён в Милан ко двору герцога Лодовико Моро. Здесь произошла его встреча с Леонардо да Винчи, градостроительные идеи которого оказали на мастера сильнейшее влияние Хотя, Браманте и обладал выдающимся талантом живописца, в это время его всецело захватило увлечение архитектурой.
В Милане в это время
развивалась сильная
В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). В Милане рождаются главные темы, сопутствующие всей последующей деятельности Браманте, – тема центрического купольного сооружения, олицетворяющего в ту эпоху совершенство мироздания, и тема открытого, но замкнутого с боков двора, пространство которого становится самодовлеющим и ценным наподобие античного форума.
Наибольших высот в творчестве Браманте достиг во время работы в Риме, куда он переехал в 1499 г ., после того как Милан был взят французскими войсками. Именно там искусство Браманте приобрело классическую чистоту, монументальность, пластическое совершенство
Зодчему пришлось завершать начатый другим архитектором фасад палаццо Канчеллария. Благодаря огромной, чётко расчленённой поверхности фасада с плоским рустом величественный дворец приобрёл черты общественного сооружения (оно и стало административным папским зданием) Безупречный по очертаниям стройных арок, большой красивый прямоугольный внутренний двор был целиком создан Браманте
Начало новому классическому
стилю положил маленький
С восшествием на папский престол Юлия II — человека энергичного, который к тому же заботился о возвеличении Папского государства, — началась пора перестройки и украшения Рима Браманте стал главным папским архитектором.
В 1505 г . приступили к созданию дворцового комплекса в Ватикане. Браманте намеревался построить систему дворцовых зданий и дворов, начиная от двора Сан-Дамазо до Бельведера. Маленький Темпьетто был исключением в римской практике Браманте, тяготевшего к огромным масштабам зданий. Например, парадный двор Бельведер простирался почти на триста метров и, следуя единой продольной оси и рельефу местности, располагался на трёх террасах, завершаясь мощной полукруглой нишей-экседрой.
Бельведер служил для турниров, шествий, праздничных зрелищ. Но при жизни Браманте это колоссальное сооружение было возведено не полностью; ныне двор расчленён зданиями, возведёнными позднее.
Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме. В этом здании должна была получить самое совершенное воплощение идея центрально-купольного храма. В классическом стиле Высокого Возрождения строились многие центрально-купольные храмы, дворцы и виллы.
В Риме Браманте работает до конца жизни, с краткими выездами в ближайшие города – Лорето, Витербо, Чивитавеккиа.
В гражданской архитектуре
Браманте создатель широко распространившегося
впоследствии выразительного типа двухъярусного
палаццо, состоящего из главного яруса-этажа,
пластически обработанного
Браманте была впервые осуществлена попытка объединения дворца с парковой планировкой, с применением принципов, приемов композиции и некоторых элементов античной пригородной виллы. Он расширил и перестроил папский дворец в Ватикане, создав развернутую по единой оси композицию, состоящую из двух больших дворов – Кортиле ди Бельведеро и Джардино делла Пинья. Боковые корпуса, ограничивающие эти дворы, соединили старый средневековый Ватикан с виллой Бельведер.
От замкнутого, относительно небольшого пространства двора, находящегося внутри дворца, монастыря или крепости (Рокка в Витербо), мастер перешел в своем творчестве к площади, трактованной в духе античного форума (Виджевано), и к градостроительству. Им были спланированы и застроены две улицы в Риме – Джулия и Лунгара. Испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Постройки Браманте отличаются стройным величием, гармоническим совершенством пропорций, цельностью и ясностью композиции.
Разнообразные работы Браманте неотделимы от разработки им «универсального», исходящего из античности языка архитектуры, который не только был принят различными итальянскими мастерами, но и лег в основу художественных форм различных стилей и направлений вплоть до XIX века.
Заключение.
Итак, Возрождение — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение. В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. Таким образом, поэты, философы, художники, ученые, скульпторы – великие мыслители Ренессанса решают проблему человека, формируют национальный язык, национальную культуру. Именно они определяют независимость мышления человека от государственных и церковных институтов, считая, что возможности человеческого познания беспредельны. Гуманисты воспевают ум, творческую энергию, чувство собственного достоинства, волю, интеллект человека, считают его творцом самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность.
Небывалый расцвет всех видов искусств приходится именно на эпоху Возрождения, и особенно ярко это проявляется в Италии. Жизнерадостный характер и бесконечная вера в жизнь породили и веру в безграничность возможностей для разума и возможность развития личности гармонически и без барьеров.
Изобразительное искусство возрожденияпо многим параметрам контрастно средневековому. Европейская художественная культура получает своё развитие в становлении реализма. Это накладывает отпечаток как на распространение изображений светского характера, развитие пейзажа и портрета, близкого к жанровому толкованию иногда религиозных сюжетов, так и на радикальное обновление целой художественной организации.
Идеалы гуманизма пронизывают искусство Возрождения, создавая образ красивого, гармонически развитого человека. Для ренессансного искусства характерными являются: титанизм страстей, характеров и героика. Мастера возрождения создают образы, воплощающие гордую осознанность своих сил, безграничность человеческих возможностей в области творчества и истинную веру в свободу его воли. Многим творениям искусства Возрождения созвучны данное выражение известного итальянского гуманизма Пико делла Мирандола: «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет».
Информация о работе Донато Браманте в эпоху расцвета чинкиченто