Европейская музыкальная культура первой половины XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы выяснить какими отличительными чертами обладала музыкальная культура первой половины XX века.
Задачи которые стояли перед написанием работы это: изучить положение культуры в целом в начале XX века, разобрать понятие «массовой культуры», узнать какие тенденции были характерны для той эпохи.

Содержание

Введение
Глава 1
Общая характеристика состояния культуры
Массовая культура как ключевое понятие музыкальной культуры
Особенности музыкальной культуры
Глава 2
2.1 Основные направления музыкальной культуры
2.2 Основные представители музыкальных направлений

Вложенные файлы: 1 файл

Европейская музыкальная культура первой половины XX века.docx

— 94.16 Кб (Скачать файл)

Конрад Лоренц, замечательный  австрийский биолог и философ, лауреат  Нобелевской премии, в книге «Обратная  сторона зеркала» насчитывает восемь различных, но тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду. Это следующие процессы:

  1. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но убивающее и в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему творения.
  2. Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное, все ускоряющееся развитие техники, делает людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляет им времени для подлинно человеческой деятельности - размышления.
  3. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым исчезает способность человека переживать ту радость, которая дается лишь ценой тяжких усилий при преодолении препятствий. Приливы страданий и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в мелкую зыбь невыразимой скуки.
  4. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достичь взаимопонимания со старшим, не говоря уже о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, выражая им свою национальную ненависть. Это нарушение отождествления происходит прежде всего от недостаточного контакта между родителями и детьми, вызывающего патологические последствия уже у грудных младенцев.
  5. Возрастающая индокринируемость человечества. Увеличение числа людей, принадлежащих одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история. Сверх того, внушающее действие доктрины возрастаете массой твердо убежденных в ней последователей, быть может, даже в геометрической прогрессии.

 

Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства.

 

    1. Массовая культура как ключевое понятие музыкальной культуры первой половины XX века.

 

Массовая культура - это  семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это  образ глубоко вторичный, "вторичная  моделирующая система", нуждающаяся  для своего осуществления в языке  первого порядка.

В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью элитарной  культуры в одном и ее копией в  другом. Вообще вся культура XX столетия, при всем многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.п., характерна прежде всего своими интеграционными процессами. XX век - время становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм.

Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни  человека. Индивид стал получать гигантское количество информации через электронные  средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные  изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении  единых оснований общечеловеческой культуры, формирование новых и новых  потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная  личность человека индустриального  общества стала динамичной. Этот переворот  произошел на культурном уровне в  рамках сложного культурно-социального  феномена XX века массовой культуры.

Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

Можно сказать поэтому, что  массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря  развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры.

 «Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.

Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии  и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного  общества.

Массовая культура - это  культура масс, культура, предназначенная  для потребления народом; это  сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна  подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями  моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал  использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные  инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания.

При более оптимистических  подходах массовая культура рассматривалась  как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для  зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В  современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального  урбанизированного общества. Утверждая  упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства.

Массовая культура характеризуется  всеобщностью, она охватывает широкую  срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.

«Массовая культура» утверждает тождественность материальных и  духовных ценностей, в равной степени  выступающих как продукты массового  потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный  характер. Для нее характерно возникновение  и ускоренное развитие особого профессионального  аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста.

Изначально понятие "массовая культура" было очень неопределенным и включало в себя огромный круг явлений - от индустрии  массового производства и технологий масс-медиа до маргинальных форм контркультурного творчества. Двойственность, неоднозначность массовой культуры предопределена её происхождением - она возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием.3

Массовая культура представляет собой  естественное порождение современной  цивилизации со всеми плюсами  и минусами. Она использует естественное стремление человека компенсировать эмоциональную монотонность будней. Она работает с "вечными" темами (желание любви, страх перед неведомым, жажда успеха, тяга к экзотике и чуду), создавая на их основе продукцию.

Для массовой культуры характерен точный выбор адресатов-потребителей (возраст, пол, социальный статус, национальность и т.д.) и соответствующих предполагаемой аудитории художественных и технических  приемов. Популизм и коммерческий характер массовой культуры обнаруживается в  стремлении к занимательности, развлекательности, забавности, сентиментальности, необременительности.

 

Таким образом, массовая культура, превращая  общезначимые ценности и маргинальные художественные эксперименты в часть  массового "наивного" сознания, способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя иллюзии, надежды и настроения, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Признание за массовой культурой роли посредника стало сигналом начала нового этапа культурного развития, который окрестили "постмодерном.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Борьба с «массовой  культурой», с её открыто антидемократическим  содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил  в капиталистических странах. С  середины 60-х годов анализ и критика  «массовой культуры» во всех формах её проявления успешно развиваются  в работах философов и социологов — марксистов. 

Но, всё же массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

 

 

 

    1. Особенности музыкальной культуры первой половины XX века

 

Музыка начала 20 века отличается необычайной пестротой стилей и направлений, но основной вектор ее развития – отход от предшествующих стилей и «разложение» языка музыки до составляющих ее микроструктур. Изменения в общественной и культурной сферах Европы способствуют вовлечению новых внеевропейских музыкальных явлений, а потребление музыкальной продукции на аудионосителях меняет отношение к музыке. Она начинает осмысляться как явление глобальное, усиливается ее потребительски-развлекательная функция. Возрастает роль массовой культуры и популярных музыкальных жанров, они отделяются от культуры элитарной, западноевропейской музыкальной классики и профессионально-академической композиторской деятельности.

Во Франции зарождаются  новые тенденции, отрицающие импрессионизм  как слишком «вялый», лишенный реальной жизни стиль. В моде эксцентрика, буффонада, эпатаж. Ниспровергатель  предшествующих стилей Эрик Сати шокирует новизной своих опусов балет «Парад» для труппы С.Дягилева, 1917 «3 пьесы в форме груши» и «Сушеные эмбрионы» для фортепиано. Он вводит в сочинения звуки пишущей машинки, гудки, стук, гул пропеллера, джаз. Возникает эстетика музыки, выполняющей роль «музыкальных обоев» – мебелировочная.

Вдохновляемые идеями Ж.Кокто манифест «Петух и Арлекин» (1918), идеолога новой «здоровой и полной криками улиц и парадами» музыки, композиторы объединяются в различные сообщества. Выделяется сообщество «Шести» («Французская шестерка»), куда вошли Артур Онеггер, создатель урбанистического произведения для оркестра, воспевающего мощь нового локомотива «Пасифик 231» (1913) и ряда неоклассицистских опусов оратория-мистерия «Жанна д'Арк на костре» (1935); автор эксцентричных балетов «Бык на крыше» (1923), черпавший вдохновение в бразильском фольклоре Дариус Мийо; Франсис Пуленк, поклонник Дебюсси и оперный реформатор создатель моно-оперы «Человеческий голос», (1958).

Мелодический и гармонический язык немецких и австрийских композиторов конца 19 – начала 20 вв. (Вагнера, Брамса, А.Брукнера, Г.Малера, Р.Штрауса, Г.Вольфа, М.Регера) усложнялся, оркестр увеличивал свои размеры, нотное письмо перенасыщалась авторскими указаниями в области нюансов. Обостряется интерес музыкантов к внутренним переживаниям, экзальтированным образам опера «Саломея» Р.Штрауса (1905), трагическим и гротесковым 2 симфония c-moll Малера (1894). Немецкий поздний романтизм «готовил почву» для нового стиля – экспрессионизма. Усиливается роль личности художника, обретает значимость его индивидуальный опыт и пророческое видение мира. «Композитор обнаруживает внутреннюю сущность мира и выражает глубочайшую мудрость в языке, которого не понимает его разум; как сомнамбула делает заключения о вещах, о которых она в состоянии бодрствования не имеет представления» говорил А.Шопенгауэр. Начинают осознаваться идеи музыкального глобализма: «Музыка способна передавать пророческое сообщение, открывающее ту более высокую форму жизни, к которой идет человечество». Благодаря этому она «апеллирует к людям всех рас и культур».4

Информация о работе Европейская музыкальная культура первой половины XX века