Живопись как средство развития художественной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3

Глава 1. Живопись как вид изобразительного
искусства
1.1. Средства художественной выразительности
живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..стр.
1.2. Виды живописи. . . . . . . . . . . . . . . . ……………стр.

Глава 2. Развитие художественной грамотности школьников
2.1. Понятие художественной грамотности……….стр.
2.2. Знакомство с перспективой. . . . . . . . . . . . . ……стр.
2.3. Анализ программы изобразительного
искусства В.С. Кузина…………………………..стр.
2.3. Конспекты уроков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …стр.

Заключение…………………………………………………..стр.
Список литературы………………………………………….стр.
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

живопись курсовая2012.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время  доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени  из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для  получения линейной перспективы  на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием  приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

-Обратная линейная  перспектива.

 

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.

Среди причин её появления самой простой и  очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его  видит наблюдатель. Потому такую  систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу — ложной. Однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, и математически равноценна. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Изображение строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «все вижу», то есть в буквальном переводе это — перспективное  изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными в России являются панорамы «Оборона Севастополя» (1902—1904 гг.) и «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве (автор — Ф. А. Рубо) и «Сталинградская битва» (1983 г.) в г. Волгограде. Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

 

 Аксонометрическая проекция.

Аксонометрия (от греч. axon — ось и греч. metreo —  измеряю) — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения  проекции предмета на плоскости), с  помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости  бумаги. Аксонометрию иначе называют параллельной перспективой. Как и обратная перспектива, она долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

 

Аксонометрия  делится на три вида:

-изометрию (измерение по всем трем координатным осям одинаковое);

-диметрию (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

-триметрию (измерение по всем трем осям различное).

 

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферическая перспектива.

 Сферическая  перспектива сделанная объективом  «рыбий глаз».

Сферические искажения  можно наблюдать на сферических  зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Тональная перспектива.

Тональная перспектива  — понятие техники живописи. Тональная  перспектива — это изменение  в цвете и тоне предмета, изменение  его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

Воздушная перспектива.

Воздушная перспектива  характеризуется исчезновением  четкости и ясности очертаний  предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

 

Воздушная перспектива  зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль.

Перцептивная  перспектива.

Академик Б. В. Раушенбах изучал как человек  воспринимает глубину в связи  с бинокулярностью зрения, подвижностью точки зрения и постоянством формы предмета в подсознании[6] и пришел к выводу что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе. Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы называется перцептивной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Астафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. Л., 1966.
  2. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1993.
  3. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992.
  4. Вагнер А.К. С веком наравне. М., 1976.
  5. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М, 1982.
  6. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971.
  7. Памятники мирового искусства. Русское искусство 19 – начала 20 века. М., 1972.
  8. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1981.
  9. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984.
  10. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 19 века. М., 1953.
  11. Ягодовская А. О пейзаже. М., 1963.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1 В. Поленов «Золотая осень» 1893

2 В. Поленов  «Заросший пруд»

3  В. Поленов  «Ранний снег» 1891

4 А.К. Саврасов "Грачи прилетели"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Поленов «Золотая осень» 1893

 

В. Поленов «Заросший  пруд»

 

 

 

В. Поленов «Ранний  снег» 1891

 

 

 

 

 

 

 

А.К. Саврасов "Грачи  прилетели"

 

 

 


Информация о работе Живопись как средство развития художественной грамотности школьников на уроках изобразительного искусства