Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:43, реферат
Краткое описание
Константин Федорович Юон — представитель старшего поколения советских живописцев. Его творческая деятельность началась еще в дореволюционные годы. И тогда уже имя Юона-художника приобрело известность. Он принадлежит к кругу тех мастеров, деятельность которых явилась связующим звеном между советской художественной культурой и русским передовым дореволюционным искусством.
Содержание
Введение 1. Детство и юность К.Ф.Юона 2. Образование мастера. 3. Творчество живописца. 4. Произведения изучаемые в начальных классах 5. История написания и анализ произведений, изучаемых в начальной школе. Список литературы
Работа в театре всегда увлекала
Юона. Он оформил около двадцати пяти пьес
и опер. Поражает разнообразие репертуара
театральных постановок с участием Юона:
пьесы В. Шекспира и Лопе де Вега, А. Н.Островского
и А. М. Горького, Н. Ф. Погодина, А. Н. Толстого
и С. Я. Маршака, оперы М. И. Глинки, М. П.
Мусоргского, П. И. Чайковского.
Самой ранней работой Юона в
театре были эскизы декораций к опере
Мусоргского «Борис Годунов», поставленной
в Париже в 1913 году во время «Русского
сезона», организованного С. Я. Дягилевым.
Партию Бориса пел Шаляпин. Одновременная
работа с Шаляпиным над спектаклем вдохновляла
и увлекала молодого художника. В декорациях
к опере Юон проявил себя не только глубоко
национальным художником, но и серьёзным
исследователем истории России, её быта
и архитектуры. Свежесть и сочность юоновских
эскизов привела в восторг Шаляпина. Он
тут же приобрел их у автора.
«Каждый день любуюсь и не налюбуюсь
на них — превосходные вещи…— писал Шаляпин
Горькому в 1913 году.— Экая прелесть, ей-богу,
талантливый парень...»
Особенно много писал Юон для
театра после Великой Октябрьской революции.
Наряду с работой в Большом, Малом, Художественном
театрах Москвы, он создавал декорации
и для театров Казани, Новосибирска, Куйбышева.
Работу художника в этой области
характеризует глубокое проникновение
в сущность драматического или музыкального
произведения. Создавая эскизы декораций
к тому или иному спектаклю, Юон обычно
делал множество предварительных вариантов,
добиваясь наиболее выразительного решения.
Кропотливо работал он и над эскизом каждого
костюма, учитывая при этом индивидуальные
особенности актеров-исполнителей.
Удачны были декорации к пьесам
Островского «Сердце не камень» (1920—1921),
«Бешеные деньги» (1934), «На всякого мудреца
довольно простоты» (1940), «Без вины виноватые»
(1940), «Бедность не порок» (1945) в постановке
Государственного академического Малого
театра. Жизнь и типы в пьесах Островского
Юону – старому москвичу – были очень
хорошо знакомы. Его декорации и эскизы
костюмов отличались большой убедительностью.
Крупным достижением Юона как
театрального художника были эскизы декораций
к опере Мусоргского «Хованщина», поставленной
в Государственном академическом Большом
театре Союза ССР в 1940 году. В них найдено
глубокое внутреннее соответствие изобразительного
языка декораций с музыкальной речью оперы.
Характеристика творческой
личности Юона будет не полной, если не
вспомнить его многочисленных литературных
и исследовательских работ по вопросам
искусства. Юон-теоретик поднимал в своих
статьях и устных выступлениях серьёзные
философские вопросы: о синтезе искусств,
о понятии художественного, о проблемах
новаторства в советском искусстве и т.
д.
Волновали его также и вопросы
художественной педагогики. В своих статьях
Юон ставил перед художниками очень серьёзные
и ответственные задачи. Он считал, что
советское искусство не должно ограничиваться
простым иллюстрированием событий. Оно
должно быть искусством большого стиля,
утверждающим в совершенных художественных
формах высокие идеи морали.
Юон был доктором искусствоведения,
действительным членом Академии художеств.
В 1956 году он единодушно был избран первым
секретарем Союза советских художников
СССР.
Юон был удостоен звания народного
художника СССР, Государственно премии
и награжден орденами Ленина и Трудового
Красного Знамени.
Константин Федорович Юон умер
в апреле 1958 года. Вся жизнь талантливого
советского художника — пример самоотверженного
служения родному искусству, своей стране,
жизнь и природу которой он воспевал.
4. произведения
изучаемые в начальных классах
в начальной школе по программе
В.С. Кузина «Программа для общеобразовательных
учреждений. Изобразительное искусство
1-4 класс»изучаются такие произведения
как :
Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.( 1 класс)
Русская зима. Лигачёво; Весенний солнечный день. Сергиев Посад;
У Новодевичьего монастыря весной; День
Благовещения. Успенский собор (2 класс)
Раскрытое окно; Голубой куст, Купола и ласточки . (4 класс)
5. История написания
и анализ произведений, изучаемых в начальной
школе.
Купола
и ласточки [1921]
Холст,
масло. 71x89 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Творчество К. Ф. Юона является яркой страницей
русской дореволюционной и советской
живописи. Мастер своеобразного художественного
дарования, он по-своему увидел архитектуру
древних русских городов и природу среднерусской
полосы. Его картины отличаются радостным
восприятием действительности и декоративным
богатством палитры.
Дарование Юона особенно развернулось
после Великого Октября, когда им были
написаны картины самых различных жанров
– историко-революционного, бытового,
пейзажного.
Тематика большинства пейзажных полотен
Юона начала 1920-х годов не отличается новизной.
Художника, как и до революции, привлекает
зодчество древних городов, особенно архитектурный
ансамбль Загорска (картины «Купола и
ласточки», «Праздничный день»), в котором
он находит неисчерпаемые возможности
для создания ярких красочных композиций.
Конец
зимы. Полдень. Лигачево [1929]
Холст,
масло. 89x112 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Большое мастерство Юона-пейзажиста заключается
в том, что самый обычный пейзажный мотив
он умеет претворить в художественный
образ, привлекающий поэтичностью и свежестью
восприятия мира. Яркий пример тому одна
из лучших картин художника «Конец зимы.
Полдень».
Художник изобразил типичный уголок Подмосковья.
Дачный двор, заснеженные дали – все залито
лучами солнца. Ослепительно белеют стволы
берез и по-весеннему рыхлый снег. Деревянный
дом на пригорке, катающиеся на лыжах ребятишки,
копающиеся в снегу куры придают пейзажу
«обжитость» и особую теплоту. В простом,
привычном пейзажном мотиве много истинной
поэзии.
Картина «Конец зимы. Полдень» отличается
естественностью, жизненной непосредственностью.
Создается впечатление, что художник не
размышлял о композиции, а просто написал
то, что было перед его глазами. Но на самом
деле это не так. Композиция этого полотна
имеет свою логику, отчего картина и производит
такое цельное впечатление. В самом деле,
забор делит ее почти на равные части по
горизонтали, дом слева уравновешивается
темными массами елей справа. Это вносит
в композицию необходимое равновесие,
не дает рассыпаться на части.
Продуманность композиционного решения
дала возможность Юону сосредоточить
внимание зрителя на том главном, что ему
хотелось выразить, а именно на ощущении
жизненных сил, таящихся в природе, на
чувстве радости, праздничности, которое
испытывает человек перед лицом торжествующей
в своей вечной красоте природы. Это ощущение
и это чувство возникают главным образом
благодаря сияющему колориту, с помощью
которого Юон достигает впечатления яркого
солнечного дня. С большим мастерством
написан в картине снег, прозрачные синие
тени от деревьев, дымка, окутывающая лесные
дали. Это мастерство дало возможность
передать с большой убедительностью состояние
природы в преддверии весны, когда солнце
начинает уже пригревать, когда тени становятся
глубже, когда природа просыпается после
зимних дней.
Важно, что Юон связывает жизнь природы
с человеком, присутствие которого вносит
в картину особую теплоту. Вместе с тем
чувство праздничности, которое излучает
картина, кажется благодаря присутствию
в картине людей естественным, живым. Художник
как будто говорит, что его переживания
при взгляде на этот вид сродни переживаниям
лыжников, возвращающихся с прогулки.
Он сразу вводит зрителя в свой мир чувств
и мыслей, открывает ему прекрасное в природе.
Средствами композиции и колорита художник
утверждает вечно живую жизнь природы
и ее воздействие на чувства и мысли человека.
Средства эти весьма характерны. Несмотря
на свою построенность, картина производит
впечатление свободы и естественности.
Она кажется фрагментом большой панорамы:
края рамы срезают верхушки берез и синие
тени от деревьев, зритель мысленно представляет
себе весь дом и ели за правым краем картины.
Колорит картины строится на контрастных
сопоставлениях и сочетаниях. Темные,
буро-зеленые ели противопоставляются
белому снегу с интенсивными голубыми
и синими тенями. Цветовую композицию
полотна оживляют яркое пятно поленницы
желтых дров и красный петух, роющийся
в снегу. Красочные сочетания создают
то эмоциональное напряжение, которое
и помогает художнику выразить чувство
свежести, радости, праздничности, возникающее
при взгляде на эту ликующую природу.
Картина Юона свидетельствует об использовании
больших реалистических традиций русской
пейзажной живописи. Здесь можно вспомнить
красочные полотна Куинджи или современника
Юона художника Рылова. Эти традиции заключаются
прежде всего в правдивом изображении
натуры, в стремлении найти в ней черты,
которые позволили бы художнику выразить
волнующие его чувства. Традиции эти состоят
и в стремлении создать пейзаж-картину,
вмещающую в себя большой мир, утверждающую
значительную идею. Но естественно, что
Юон, как мастер чрезвычайно оригинальный
и своеобразный, по-своему перерабатывал
эти традиции и выразил своей картиной
мысли, волнующие его современников –
советских людей конца 1920-х годов.
Картина Юона «Конец зимы. Полдень», отличающаяся
ярким, декоративным звучанием красок,
покоряет духом жизнеутверждения, оптимизмом.
Искусство этого прекрасного живописца
всегда будет служить примером целеустремленного
и вдумчивого творческого труда, направленного
на глубокое постижение реальной действительности
и выражение в художественных образах
больших общественных идей своей эпохи.
Константин Федорович
Юон – мастера пейзажной живописи. Написана
картина в 1929 году. В качестве натуры художником
выбраны любимые места в Подмосковье.
Он нарисовал небольшой двор дачи в солнечный
полдень конца зимы.
Многие детали показывают, что зима переживает
последние дни: рыхлый снег, глубокие тени
на снегу, гуляющие во дворе куры, лыжники,
возвращающиеся с прогулки. Но больше
всего в картине поражает обилие света.
Он настолько яркий, что хочется зажмуриться,
точь-в-точь, как в яркий солнечный день,
когда снег сверкает и слепит глаза.
Свет повсюду: и на небе, и на земле. Голубое
светящееся небо, сияющий снег. Кажется,
что стволы берез тоже излучают свет. Все
вокруг радуется наступлению весны. Природа
пробуждается от долгого сна. Березы тянутся
навстречу солнцу. Зелень елей стала ярче.
Куры уже не прячутся от холода в курятник,
а деловито прохаживаются по двору, роются
в снегу, отыскивая что-нибудь съестное.
О приближении весны говорит подтаявший
и осевший снег вокруг поленницы дров
и на крыше дома.
Картина проникнута радостным настроением.
Здесь все говорит о торжестве жизни. Даже
лыжники не торопятся домой. Они любуются
окружающей красотой, греются в теплых
лучах солнца. Природа и человек сливаются
в единое целое, подчиненное одному общему
настроению. К.Ф. Юон мастерски объединил
отдельные, разрозненные части в целостную
картину победы жизни над холодом и мраком.
Жизнеутверждающая сила картины огромна.