Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:15, реферат
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
На протяжении 40-х годов
Рембрандт несколько раз
В этом произведении художник как будто перекликается с мастерами голландского бытового жанра. Но в отличие от них не тихий уют обыденной жизни волнует Рембранта в первую очередь, а великая красота простых человеческих отношений. При наблюдении за женщиной, сидящей у колыбели сына, ему достаточно было увидеть лишь одно ее трепетное движение, минутный поворот головы, озабоченный взгляд, чтобы ощутить поэзию материнского чувства
Если ранние
исторические картины Рембрандта проникнуты
духом барокко, то со средины 30-х годов
произведения художника в историческом
жанре начинают приобретать иной характер.
Сквозь внешнюю патетику более пробиваются
подлинные человеческие страсти, все чаще
театральная драма, «ужасное» событие
сменяется подлинной драмой жизни.
Эти новые черты отчетливо выступают в
эрмитажной картине «Снятие с креста»,
написанной в 1634 году.
Ночь. Скорбная тишина. Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Они пришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном свете факелов они снимают с креста его мертвое тело.
Один из мужчин, взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которых Христос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее вниз тело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелую ткань. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии. Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие — мужественную скорбь, третьи — благоговейный ужас; но каждый из присутствующих людей глубоко проникнут значительностью события. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием, но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу. Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.
Картина захватывает глубокой проникновенностью, жизненной правдой. Лишь преувеличенность некоторых движений и жестов напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.
В «Снятии с креста» впервые в творчестве Рембрандта отчетливо прозвучала мысль о том, что большие жизненные события, суровые испытания судьбы, глубокие и благородные переживания сближают людей. Картина свидетельствует о зарождении новых веяний в искусстве Рембрандта, предвосхищает глубокий драматизм его более поздних полотен.
Веселый кавалер с девушкой на коленях держит в руке бокал. На праздничном столе пирог с павлином. Пирующие сидели спиной к зрителям, теперь они повернулись лицом, чтобы выпить за наше здоровье. Удивительно, но об этой работе известно доподлинно очень мало. Неоспоримо, в частности, авторство Рембрандта, есть сведения, что он хранил ее у себя, не желая продавать, потому, быть может, что картина была ему дорога. Ее часто называют «Автопортретом с Саскией на коленях». Возможно, супруги устроили маскарад ради забавы, следуя моде на сцены из придворной жизни, а может, прославляя свой достаток. Однако есть и другая версия: на картине будто бы изображен блудный сын, проматывающий наследство. В таком случае, глядя на веселую сцену, мы вряд ли можем догадаться, чем кончится эта история .
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично.
Спокойные холодные тона в
серо-зеленой гамме - основа колорита
картины, однако напряжение вносится мерцанием
переливчатых драгоценных камней на кинжале
и ножнах, сильным светом, выделяющим обнаженное
тело Исаака. Психологическая правда образа
настолько глубока, что, кажется, сам художник
испытывал необходимость пройти внутренний
путь принятия этого мучительного решения.
Традиционный сюжет становится для Рембрандта
испытанием его мастерства, его человеческой
зрелости, а тема жертвенности - одной
из важнейших в творчестве великого художника.
9. Похищение Ганимеда
Согласно мифологии, сын царя Троя Ганимед, из-за своей необыкновенной красоты еще ребенком был похищен богами на небо, где стал любимцем и виночерпием Зевса. По другим преданиям, сам Зевс повелел своему орлу похитить Ганимеда. Так как Ганимед в качестве атрибута имеет при себе сосуд, то его отождествляли с божеством Нила; древние астрономы поместили его в созвездии Водолея. Из изображений Ганимеда известна ватиканская статуя (приписывается Леохару и его школе): Ганимед, держащий пастушеский посох, уносится орлом Зевса на небо.
Информация о работе Жизнь и творчество Рембрандта Хармес ван Рейна