Жизнь и творчество Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 00:44, реферат

Краткое описание

В возрасте 37 лет Сальвадор Дали пишет автобиографию. Назвав книгу Тайная жизнь Сальвадора Дали, испанский художник описывает в ней детство, студенческие годы в Мадриде и начало своей славы в Париже, т.е. период жизни до отъезда в США в 1940 г. Неточностей в описаниях достаточно много. Даты зачастую недостоверны, детские воспоминания слишком безоблачны. Автопортрет 1942 г. и все дальнейшие портреты Дали вплоть до его смерти в 1989 г. показывают, что речь идет об исключительно эксцентричной личности.

Содержание

1) Публичный секрет Сальвадора Дали (3-4 страница)
2) Маленький король (4-5 страницы)
3) Студенческие годы (5 страница)
4) Андалузский пес (6 страница)
5) Расцвет творчества (7-18 страницы)
6) Последняя работа (18-19 страницы)
7) Вывод (20-23 страницы)

Вложенные файлы: 1 файл

Сальвадор Дали.docx

— 2.83 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО “Московская Государственная Академия Ветеринарной Медицины и Биотехнологии имени К.И.Скрябина”

 

 

 

Реферат по культурологии на тему:

“Жизнь и творчество Сальвадора Дали”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

Студенткой ФВМ

1 курса, 1 группы

Поповой Варварой Петровной

 

 

 

 

Москва 2015 год.

Содержание:

  1. Публичный секрет Сальвадора Дали (3-4 страница)
  2. Маленький король (4-5 страницы)
  3. Студенческие годы (5 страница)
  4. Андалузский пес (6 страница)
  5. Расцвет творчества (7-18 страницы)
  6. Последняя работа (18-19 страницы)
  7. Вывод (20-23 страницы)

 

Сальвадор Дали (1904 – 1989)

Публичный секрет Сальвадора Дали.

В возрасте 37 лет Сальвадор Дали пишет автобиографию. Назвав книгу Тайная жизнь Сальвадора Дали, испанский художник описывает в ней детство, студенческие годы в Мадриде и начало своей славы в Париже, т.е. период жизни до отъезда в США в 1940 г. Неточностей в описаниях достаточно много. Даты зачастую недостоверны, детские воспоминания слишком безоблачны. Автопортрет 1942 г. и все дальнейшие портреты Дали вплоть до его смерти в 1989 г. показывают, что речь идет об исключительно эксцентричной личности. Акт саморазоблачения в автобиографии Дали это вид вивисекции (проведение хирургических операций над живым животным с целью исследования функций организма либо извлечённых отдельных органов, изучения механизмов действия лекарственных средств, разработки методов хирургического лечения или же в образовательных целях), исследование живого тела, доведенное до чистого нарциссизма. Чем больше Дали открывается на публике, тем больше он скрывает себя. Его маски становятся все величественней и великолепней: он называет себя “гением” и даже “богоподобным”. Кто на самом деле был под маской Дали, порыто тайной.

Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике еще одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер – живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист – действительно занимает уникальное место в художественной культуре XX века.

Маленький король.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигерас, на северо-востоке Испании, в семье нотариуса. Он рано начал рисовать и мечтал иметь собственную мастерскую. В его распоряжение отдали бывшую прачечную на чердаке, где юный художник устроил рабочий стол прямо в ванне. “Многое из того, что я сделал после, я задумал и даже испробовал в той первой мастерской”, - утверждал Дали. И действительно, на протяжении всей жизни он черпал образы в ярких воспоминаниях детства. Так почти лишенный растительности пейзаж Кадакеса – небольшого средиземноморсого поселка, где мальчиком проводил школьные каникулы и куда потом приезжал постоянно, - стал фоном многих живописных произведений (зрителям этот ландшафт казался фантастическим).

Вся жизнь Дали была омрачена смертью брата. 1 августа 1903 г. первенец семьи в возрасте двух лет умер от гастроэнтерита. Ребенком Сальвадор чувствует себя последышем умершего брата. “Все мое детство я жил с чувством, что являюсь частью моего покойного брата. В своем теле и в душе я ощущал труп брата, потому что родители постоянно говорили о другом Сальвадоре”.

Сальвадора в Фигерасе баловали и лелеяли, он был окружен женским вниманием матери, бабушки и тетушки. С ровесниками он общался мало, чаще играл один. Он воображал себя королем и разглядывал себя в зеркале: “С короной на голове, в длинном до пят плаще, надетом на голое тело, я стоял и давил на гениталии, пряча их, чтобы как можно больше походить на девочку. Уже тогда меня восхищали три вещи:  слабость, старость и роскошь.”

Уже в 1918 г. Дали представил работы на выставке художников в Фигерасе. Он страстно увлекался импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, лихорадочно выхватывая сведения о новостях в искусстве из парижских журналов. Но при этом в отличие от многих представителей авангарда всегда почитал классиков и не стремился никого ниспровергать.

Поступив в 1922 г. В мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, Дали сблизился с поэтом Федерико Гарсия Лорком и Луисом Буньюэлем – в будущем знаменитым кинорежиссером. Эта юношеская дружба трёх выдающихся художников Испании значительно повлияла на их творчество. Воздействое Лорки определило дальнейший выбор Дали. Шаг за шагом “поэтическую Вселенную” Лорки, провозглашавшего присутствие в мире неподвластной определению Тайны.

Из академии Дали был исключен в 1928 году за дерзкое поведение. Но к тому времени уже состоялась первая персональная выставка в Барселоне, короткая поездка в Париж, его знакомство с Пикассо. Имя и работы Дали привлекли к себе пристальное внимание в художественных кругах.

В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем написали сценарий, а затем поставили фильм “Андалузский пес”.

Картина стала сюрреалистическим манифестом в кино и вызвала скандальную реакцию у критики и публики (как, впрочем, и следующий их совместный фильм − “Золотой век” 1930 г.). Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов, которые с равным успехом могут нести в себе глубочайший смысл или не значить вовсе ничего. Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мертвые, полуразложившиеся ослики и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи. Зрителям приходиться ломать голову над немыслимой логикой совмещения.

Интересные факты о фильме “Андалузский пес”:

  • Сам Луис Бунюэль сыграл роль мужчины с бритвой в прологе.
  • В 1960 году Буньюэль добавил к фильму саундтрек — музыку из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» и два аргентинских танго. Эту же музыку играл граммофон во время премьерных показов фильма.
  • На премьере фильма в Париже в 1928 году у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей. Опасения режиссёра оказались напрасными.
  • Фильм содержит аллюзии на произведения нескольких писателей того времени, в том числе на стихотворения Федерико Гарсиа Лорки и роман Хуана Рамона Хименеса «Платеро и я», который создатели фильма сильно недолюбливали.

  • В основе сценария фильма «Андалузский пёс» лежат два сновидения его создателей Луиса Буньюэля и Сальвадора Дали.

  • «Андалузскими псами» в Студенческой резиденции презрительно называли южан; прозвище означало: слюнтяй, маменькин сынок, недотёпа, растяпа и т. п.

  • Актеры этого фильма: Пьер Батчефф и Симона Марей в разное время покончили жизнь самоубийством, Марей подожгла себя в 1954 году, Батчефф умер от передозировки вероналом в 1932 году.

Когда в 1928 году в Париже художник познакомился с Андре Брестоном и Полем Элюаром, сюрреализм переживал первый кризис. Тем не менее Дали присоединился к группе, и очень скоро его имя в сознании публики стало олицетворять сюрреализм.

В 1929 году Сальвадор Дали соединил свою судьбу Элен Элюар (урождённой Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У неё было прозвище Гала (франц. “праздник”). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. Этим же годом помечены первые сюрреалистические полотна Дали. Обычно в них на фоне пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиеся или разрушающиеся формы которых выписаны художником не как туманные миражи, а абсолютно чётко. Его творческий почерк определился окончательно.

Каждая картина становилась своеобразным интеллектуальным ребусом. На одном из самых известных полотен XX века - “Постоянство памяти” (1931 г.) – мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного происходжения кубической плиты, с некого существа, похожего и на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно рассматривать самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину.

И в этой и в других работах, таких, как “Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно” (1931 г.), “Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании” (1936 г.), “Пылающий жираф” (1936 г.), “Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения” (1944 г.), прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рождалось вдруг, по воле случая.


Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно. 1931 г.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

 

 

Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании. 1936 г. Музей искусств. Филадельфия. Всю центральную часть полотна занимает странная конструкция из человеческих рук и ног, своей формой напоминающая очертание Испании. Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Сочетание этих предметов создаёт абсурдно, болезненно-фантастическое сочетание, передающее впечатление Дали от событий, происходивших в те годы в Испании.

 

 

“Пылающий жираф” или “Жираф в огне” — картина, написанная Сальвадором Дали в конце 30-х годов – одно из самых значительных произведений великого художника.

К этой картине имеет непосредственное отношение и другая работа Дали, «Изобретение монстров». Именно эти две картины, по мнению самого великого художника являются своего рода предупреждением о надвигающейся войне. И действительно, в обеих картинах фигурирует жираф с горящей спиной.

Трагичность произведения подчеркивается ярким контрастом пламени на голубом фоне. Кроме того, особенно эффектно выглядит необычайный аквамариновый цвет картины. В целом, сочетание красных и синих цветов в работе играют особую роль, привлекая внимание и вызывая тревожные чувства.

На переднем плане изображена фигура женщины, с протянутыми вперед руками. Лицо женщины и предплечья окровавленные, словно с них содрали кожу. Голова ее, лишенная лица, преисполнена отчаяния и беспомощности перед надвигающейся опасностью.

Сзади этой женщины стоит еще одна фигура, в руках которой висит кусок мяса, символизируя смерть и самоуничтожение человечества. Позади каждой женской фигуры изображены своеобразные подпорки, которые Сальвадор Дали зачастую использовал в своих произведениях, таким образом демонстрируя слабость и порочность человека.

Несмотря на то, что фигура животного выполнена гораздо меньших размеров, чем фигуры женщин, сам жираф, «мужской космический апокалиптический монстр», является центральным образом картины.

В целом, великий художник пытался передать этой картиной предчувствие надвигающейся войны. Хотя некоторые исследователи и эксперты склоняются к версии, что Дали этой работой высказывал негативное отношение к государству и беспомощность простого человека перед властями.

В 30-х гг. Дали много путешествовал – ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США. С его прибытием в Америку страну охватила “сюрреалистическая лихорадка”. В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно бы вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих, забавных.

Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Дали предлагал потрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинах и т.д. Успех принёс богатство. Avida dollars (“жажду долларо”) – такую анаграмму имени Salvador Dali составил Андре Бретон, рассорившись с художником. Я считаю, что Дали лукавил, когда однажды обмолвился: “Я понятия не имею, богат я или беден. Всем распоряжается жена. А для меня деньги – мистика“. Он прекрасно знал, что богат и востребован, поэтому культ индивидуализма, который всегда проповедовал Дали, заставлял его разрушать любые групповые устои, действовать вразрез с любой идеологией – художественной или политической. Скорее всего это стало причиной исключения его из группы сюрреалистов (это произошло в 1938 г.).

Информация о работе Жизнь и творчество Сальвадора Дали