Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:15, контрольная работа
Звукорежиссура — неотъемлемая составная часть общей режиссуры спектакля, и поэтому в первую очередь ею занимается сам постановщик. Однако вопросы звукорежиссуры спектакля тесным образом связаны со звукотехникой. Это определило появление в театре нового творческого работника — театрального звукорежиссера.
Одна из наиболее ярких функций сюжетной музыки — ее участие в конфликте. Музыка, обостряющая противоречия, а тем более непосредственно участвующая в конфликте, становится самостоятельным драматургическим фактором.
В спектакле «Нашествие» (Театр имени Моссовета), рассказывающем о борьбе советских людей против немецко-фашистских войск, в одной из первых сцен показана картина отступления —советские войска оставляют город. Все усиливается звук сигнала воздушной тревоги. В доме врача Таланова Анна Николаевна, стоя у рояля, одной рукой тихо и нерешительно наигрывает музыкальную фразу. «И дальше, дальше. Там есть место, где врывается ветер и надежда», — просит муж. Тогда она садится к роялю и уже торжественно, громко берет первые ноты. Взволнованные звуки словно выражают протест против насилия. Доносящиеся с улицы разрывы бомб не могут заглушить музыку, она звучит все громче и громче. Мелодию рояля подхватывает оркестр. Музыка как бы вступает в единоборство с беспорядочными, угрожающими взрывами снарядов. Светлое, гуманистическое, жизнеутверждающее начало борется с силой бесчеловечной, грубой, тупой. Но когда мелодия заполнила собой все — сцену, зрительный зал и души людей, сидящих в нем, — раздается еще один, совсем близкий разрыв. Звон стекла, грохот обвала, сцена погружается в темноту. Обрываются звуки мелодии. Тишина... А затем за окном слышится оглушительный лязг железа — в город, освещенный заревом пожарищ, входят немцы. Но в памяти зрителей остается торжественная мелодия, славящая духовную чистоту и силу героев, символизирующая их готовность к борьбе.
Так сюжетная музыка переросла рамки служебной роли и стала важнейшим драматургическим фактором всей сцены.
В театре, где игровая площадка сравнительно невелика, сюжетная музыка способна расширить поле сценического действия, рассказать о действии, происходящем за сценой. Эта музыка становится как бы внешней приметой быта или события. Так же как и звуки природы или механические шумы, она — принадлежность какого-либо вполне определенного жизненного явления, ситуации или действия (например, походный марш, колыбельная, ресторанная музыка и т. д.).
Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия.
Например, в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» в одной из картин за сценой звучит танцевальная музыка. В ремарке указано, что это играют в кафе, где кутят белые офицеры. Музыкальный фон создает нужную атмосферу действия на сцене. В последней картине пьесы за сценой звучит революционная песня — это стихийная демонстрация народа по поводу освобождения города от белых. И здесь музыкальный элемент создает «созвучный» фон для действия.
Музыка за сценой может служить и для создания определенной драматургической композиции всего спектакля. Так, например, в спектакле «Дорогой цветов» (Театр имени Евг. Вахтангова) течение времени сценической жизни главного героя отмечалось игрой на рояле, доносившейся из-за кулис. В первой сцене за стеной квартиры героя какой-то малыш разучивал гаммы. В следующей сцене уже звучала несложная музыкальная пьеска и, наконец, в последней сцене виртуозно исполнялся фортепианный концерт. Таким образом, у зрителя создавалось вполне определенное впечатление о протяженности жизни героя в течение многих лет.
Иногда сюжетную музыку, звучащую за сценой, используют как активное средство для передачи подтекста, второго плана. Музыка в этом случае как бы связывает главное действие с побочным.
В другом случае музыка, возникнув как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для последующего развертывания сюжетных линий.
Таким образом, сюжетная музыка может:
- характеризовать действующих лиц;
- указывать на место и время действия;
- создавать атмосферу, настроение сценического действия;
- рассказывать о действии, невидимом для зрителя.
Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов, использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.
Условная музыка, так же как и сюжетная, может характеризовать действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы, связанные с персонажами.
Через весь спектакль «Отелло» (Театр имени Моссовета) проходят темы музыкальных характеристик главных персонажей. Вот Отелло задумался, его мысли обращены к Дездемоне. И словно в ответ всплывает нежная мелодия — лейтмотив Дездемоны, напоминая о ее безупречной духовной чистоте... Яго обдумывает свои коварные планы. Визгливая, торопливая музыка как бы подхватывает, развивает его мысли...
Условная музыка дает возможность
не только заострить характеристики
героев, но и найти выразительные
решения в комедийных сценах, она
выступает как средство сатирического
обличения и пародии. В спектакле «Голый
король» (театр «Современник») большинство
музыкальных номеров построено на нарочито
искаженных знакомых интонациях. Так,
в гимне страны Принцессы использована
старая немецкая песенка «Ах, майн либер
Аугустин», сочетающаяся со звуками, похожими
на хрюканье... Остроумно деформированы
торжественные приветствия фанфар, как
бы осмеянные визгливым звучанием флейты;
злой пародией воспринимается пьяный
пляс Камергера и Гувернантки под музыку,
построенную на теме «Собачьего вальса».
Полный сарказма музыкальный образ марширующих
марионеток звучит в сцене во дворце Короля.
Жесткие, грубые интонации музыки подчеркиваются
развязными выкриками солдат и фрейлин.
Действенная роль условной музыки проявляется
и в ее конструктивно-композиционной функции.
Подчеркивая экспозицию, завязку, кульминацию, завершая отдельную сцену, акт или спектакль в целом, музыка способна придать драматическому произведению большую стройность и завершенность.
Увертюра, музыкальный антракт между картинами, финал спектакля как бы конструктивно цементируют спектакль, а использование в спектакле музыкального лейтмотива, основанного на единстве музыкального материала, помогает создать определенную сценическую композицию.
Выполняя композиционную функцию, музыка может усиливать подъемы или спады в развитии сценического действия.
Чем сильнее с помощью музыки пережита зрителем данная сцена, тем активнее ожидание и восприятие последующих событий. Таким образом создается более глубокая внутренняя связь между отдельными сценами и всем спектаклем в целом.
Часто именно музыка дает зрителю
возможность почувствовать
Следует упомянуть еще одну функцию условной музыки — способность подчеркивать, усиливать фантастическое в сценическом действии. Обычно такое случается в детских спектаклях, в сказках. Характерный пример — музыка И. Саца к уже упоминавшемуся спектаклю «Синяя птица». Именно с помощью музыки удалось убедительно показать сказочные образы Огня, Хлеба, Сахара, Воды, Света и т. д.
Как правило, в этих случаях используется необычный для оркестра состав музыкальных инструментов или электроинструментов с их необычными, специфическими тембрами.
Таким образом, можно отметить, что условная музыка может:
- эмоционально усиливать монолог и диалог,
- характеризовать действующих лиц,
- подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,
- обострять конфликт,
- рассказывать о действии за сценой,
- подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.
Указанные функции наиболее характерны и, естественно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в спектакле.
На всех этапах истории театра существенным компонентом спектакля были шумы и звуки. До недавнего времени шумовое оформление спектакля создавалось с помощью специальных шумовых приборов и приспособлений, обслуживаемых целой бригадой шумовиков. С приходом в театр звукотехники отдельные шумы стали получать с грампластинки, а затем и с магнитной фонограммы. Звукотехническая аппаратура позволила усиливать любой шум и звук до нужного уровня, изменять его тембр, создавать звучание в любой точке сцены и зрительного зала. В настоящее время шумовое оформление спектакля в основном осуществляется при помощи магнитной фонограммы.
Тем не менее такие шумы, как отдельные выстрелы, телефонные и всякие другие звонки, звуки колокольчиков, шум падающих предметов, звон разбиваемой посуды, скрип открываемой двери и т.п., часто и сейчас создаются шумовиками за кулисами.
Прежде чем рассмотреть
классификацию театральных
Как известно, все слышимые звуки можно разделить на тоны, собственно звуки и шумы.
Тон — восприятие на слух какого-либо синусоидального колебания, то есть звука, лишенного обертонов (чистый тон).
Звук — восприятие нескольких тонов, частоты которых находятся в простых соотношениях. Например, гудки, звон колоколов, свистки, звонки.
Звук обладает определенными качествами: высотой, громкостью, тембром. Музыкальными звуками называются те звуки, которые воспроизводятся певческими голосами или на музыкальных инструментах.
Шум есть сочетание нескольких одновременно звучащих тонов, частоты которых находятся в весьма сложных соотношениях. Поэтому в большинстве случаев определить на слух высоту и тембр шума трудно. Характерный пример равномерного шума — шум дождя, морского прибоя, работающего двигателя, гул толпы, отдаленная канонада и др.
Если отдельный музыкальный
звук беспредметен, то прочие звуки
и шумы конкретны, так как связаны
с теми или иными явлениями
природы или предметами. Вместе с
тем в музыке широко используются
некоторые шумы, извлекаемые с
помощью таких музыкальных
Между шумом и звуком существует
ряд промежуточных явлений, которые
можно отнести к так называемому звуко-шуму. Звуко-шумом принят
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыка и шумы в театральной
практике существуют, вероятно,
столько же времени, сколько существует
сам театр. И вместе с тем
вопросам звукорежиссуры спектакля почти
никогда не уделяется
внимание в многочисленных трудах по теории
и истории театра.
До сегодняшнего дня музыкальное
и шумовое оформление спектакля
область, предоставленная лишь интуиции
и субъективному вкусу
Сегодня сложный комплекс вопросов театральной звукорежиссуры можно разделить па вопросы творческие и технические. Такое разделение весьма условно, но оно позволяет более подробно рассмотреть каждую проблему в отдельности.
При рассмотрении особенностей сюжетной и условной музыки в каждом случае указывалось только на одну основную ее функцию. Чаще всего, однако, функции музыки многозначны, то есть любая музыка в спектакле выполняет, как правило, несколько функций одновременно. Выражая, например, переживания героя, музыка может в то же время эмоционально предвосхитить последующий этап действия.
Одна и та же музыка может
выполнять различные функции
в зависимости от жанра спектакля: драма,
трагедия, водевиль и т. д. предъявляют
к музыке каждая свои требования. Вместе
с тем можно наметить некоторые общие
функции, которые присущи театральной
музыке вообще. Эти общие функции в той
или иной степени свойственны как сюжетной,
так и условной музыке.
Одна из общих функций музыки в спектакле
— иллюстративность. Под иллюстративностью
понимают прямую связь музыки со сценическим
действием: персонаж получил радостное
известие —напевает веселую песенку или
танцует под звуки радиоприемника; музыка
за сценой изображает картину бури, шторма;
драматически звучащая музыка выражает
драматическую ситуацию на сцене и т. п.
Примеры подобного использования музыки
можно встретить почти в каждом спектакле.