Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:15, курсовая работа
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма.
Введение
Глава 1. Культурно-исторические объекты туристского показа и их характеристика
1.1 Историко-культурный потенциал
1.2 Памятники культовой архитектуры
1.3 Памятники светской архитектуры
1.4 Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История русской усадьбы
1.5 Археологические памятники
1.6 Этнографические памятники
1.7. Народные промыслы
Глава 2. История лаковой миниатюры в России.
Глава 3.Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино.
3.1.Палех.
3.2.Холуй.
3.3.Федоскинская миниатюра.
Заключение
Библиографический список
После революции живописцы оказались не у дел. Ранее уважаемое ремесло стало гонимым. Все попытки писать иконы или реставрировать старые и церкви неумолимо пресекались.
Решающую роль в будущей судьбе этих трех центров сыграл Иван Голиков (1886/87-1937). Чуткое восприятие искусства, неудовлетворенность рутиной, которая господствовала в иконописании в XIX в начале XX веков, поиски нового применения своему таланту, учеба в разных мастерских и в знаменитом училище барона А.Л. Штиглица, огромный талант - все это подготовило его к решению проблемы, которая после революции стала перед иконописцами. В то время Иван Голиков успешно трудился в различных театрах страны как театральный художник-декоратор. Его декорации пользовались огромным успехом, после спектакля его вызывали на поклон. Родственник Голикова московский иконописец и бывший владелец иконописной мастерской А.А. Глазунов, пригласил художника в Кустарный музей в Москве, где были выставлены лукутинские шкатулки. Это подсказало путь поисков. Голиков пишет первую работу золотом, исходя из древнерусской традиции "Адам в Раю". Первый опыт заинтересовал специалистов и они дали ему заказ.
Ранние работы Голиков ошеломили специалистов новизной и талантом. Многим стало ясно, что рождается новое искусство. Своеобразие , неотразимая красота голиковских миниатюр, его энергия , талант, неистощимый творческий дух заражали его коллег по бывшему ремеслу, внушали веру в будущее нового искусства. Иван Голиков не только создатель нового стиля в искусстве Палеха но и одни из организаторов Артели древней живописи, созданной 5 декабря 1924 года совместно с еще с шестью другими, бывшими иконописцами. Первые выставки за рубежом в Венеции 1924 г. и в Париже 1925 году вызвали фурор. Известный искусствовед А.В. Бакушинский писал в начале 1930- годов: "Палех, говоря без преувеличения, единственное место в мире, где еще жива дивная сказка прошлых времен той поры русской культуры, когда ее искусство имело мировое значение"1.
Вслед за Палехом создается артель во Мстёре -1931 г., затем в Холуе -1934 г. В становлении нового искусства в этих центрах помогали крупные искусствоведы А.В. Бакушинский, В.В. Василенко. На сложение стиля в этих центрах сыграли особенности местного иконописания. Палехские миниатюры более графичны, мстерские и холуйские - более живописны. В Палехе черный цвет предмета входит в живописную палитру миниатюры как условное пространство, во Мстёре и Холуе фоны цветные. В Палехе вся живопись прописана золотыми пробелами, выявляющая объемы человеческих фигур, животных, птиц, архитектуру и пейзаж. Во Мстёре и Холуе золото применяется в миниатюре только в орнаментах. Содержание миниатюр почти одинаковое. В Палехе предпочтение отдается фольклорным мотивам, поэтому неслучайно эпитетом для Палеха всегда было сказочный Палех. Во Мстёре более популярны жанровые и исторические сюжеты, в Холуе - самобытная интерпритация фольклорных и жанровых мотивов. Но в то же время во всех этих центрах нашли отражение все стороны человеческой жизни и деятельности, круг тем, к которым обращаются художники неисчерпаем.
Для современной русской миниатюры характерно определенное сближение этих четырех центров, несмотря на стилистические отличия. Современные мастера не объединены, как прежде, в централизованные мастерские. После перемен 90- х годов XX века, когда старая политическая и экономическая система развалилась, мастерские четырех промыслов оказались без государственной поддержки, как это было раньше. Государство отказалось учитывать специфику национальных художественных многовековых центров и относится к ним, как обычным производствам, что и привело к их развалу. Художники объединяются в небольшие группы, работающие над каким-либо общим заказам. Но в основном искусство этих центров представляют художники-одиночки, получившие профессиональное образование и наработавшие опыт еще в советские времена.
Выставки Русской лаковой миниатюры, которые периодически проходят во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, дают широкое представление о сегодняшнем уровне русской лаковой миниатюры, которая донесла до нас мировой опыт древнего искусства лаковой живописи и является единственной в мире носительницей этого уникального явления.
Глава 3.Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино.
3.1.Палех.
Точная дата основания села Палех не известна. Первое упоминание в летописи о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что село существовало ещё до XV века.
Ещё во времена князя Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого) во Владимиро-Суздальском княжестве начали развиваться ремёсла, в том числе и иконописание. Если ранее иконы изготавливались в монастырях, то начиная с XIII века возникают целые мастерские, объединяющие иконописцев из посадского населения. Искусство в виде кустарного производства продолжало жить и при татаро-монгольском иге. В этот период вместо больших икон большое распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Бежавшие от татар в глухие места горожане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, занесли сюда и иконописное ремесло.
Окружённый волжско-окскими глухими борами, малодоступный из-за бездорожья, расположенный в стороне от рек, по которым в старину велись торговые сношения между городами, Палех долгое время жил очень обособленной и замкнутой жизнью. В нём не было монастырей, в которых писались летописи, поэтому документальных свидетельств о Палехе имеется не много.
Первоначально село Палех принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. По прекращению рода князей Палецких в XV веке село перешло в казну. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево". В то время в нём было 36 дворов крестьянских, 21 бобыльский и двор вотчинников. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.
В писцовой книге 1645 года значится, что в Палехе была "церковь святого Пророка Илии деревяна клетушка (в 1790 году на её месте построена каменная), да два погоста церковных Илии Пророка, и церковь Воздвижения честного креста, а в церкви образа, и свечи, и книги, и ризы, и колокола". Эти данные свидетельствуют, что по тем временам Палех был довольно большим селом.
Различные документы первой половины XVII века, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о развитом иконописном промысле в Палехе. По записям в старых родовых книгах видно, что многие палехские роды иконописцев (например: Кориных, Зубковых) восходят к XVII веку. Потомственность иконописного мастерства, передаваемого из поколения в поколение, позволяет думать, что им занимались в Палехе гораздо раньше. Вероятность этого подтверждают документы XVI века, сохранившие сведения о распространении иконописания в Шуе и окрестных поселениях: Вязниках, Гороховце, Мстёре, Муроме, Холуе. В середине XVII века слава о местных иконописцах достигла Москвы. Их начали приглашать для работ к царскому двору. Существует легенда о том, что в конце XVII века в царские иконописцы набирали людей из этих мест даже с приставами.
Распространение икон офенями, так называемыми "ходебщиками", среди деревенских поселений привело к созданию дешёвой иконы и вызвало массовость и быстроту её производства в Шуе и Холуе, расположенных на торговых путях. В грамоте 1668 года о приведении в порядок иконописания обращается внимание на распространение "расхожих", дешёвых икон и сказано, что "вместе с холуянами и кинешемцами зазираются и палешане". Правда, для Палеха писание расхожих икон не было характерно. Из-за постоянного бездорожья он редко посещался офенями, что способствовало своеобразию развития палехского искусства. Там долго сохранялись старые иконописные традиции.
В XVIII веке иконописание во Владимирской губернии как промысел резко суживается и сосредотачивается в трёх сёлах: Мстёре, Палехе и Холуе, где становится основным занятием жителей. До наших дней сохранились имена некоторых мастеров середины XVIII столетия: Беляева, Ильи Болякина, Брюхова, Никифора Буторина, Петра Корина, Малахова, Мосакова, Рябова. Из иконописцев конца века известны: Иван Болякин, Никита Буторин, Никита Вакуров, Волков, Дыдыкин, Казаков, Илларион Корин, Василий Наговицин, Софонов, Михаил Турин, Григорий Удалов, Хохлов, Хренов.
В 1762-1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. Ныне это филиал Государственного музея палехского искусства.
Вплоть до начала XIX века Палех, в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя, продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Здесь процесс создания иконы не был раздроблен на множество мелких операций, как требовалось при массовом производстве, но при этом сохранялось разделение труда, получившее начало ещё в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица - личник. Иконы в Палехе писались долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были дороги. Распространялись они, в основном, среди старообрядцев и любителей старины.
Палешане делали также стенные церковные росписи в различных городах. Крепостное право этому не мешало, т.к. почти все они были на оброке и, получая "виды" на отлучку, могли выезжать с иконописным промыслом в самые отдалённые уголки России. Некоторые иконописцы могли работать вдали от Палеха годами, обогащаясь при этом знаниями и впечатлениями. Широкое общение с окружающим миром в сочетании с культурой древнерусской живописи определили значительную развитость палешан, которые по своему уровню стояли гораздо выше обычного крестьянства.
В 1814 году И. В. Гёте, заинтересовавшись суздальскими иконописцами, выразил желание получить о них сведения. В ответ владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных сёл выделяется своим искусством помещичье село Палех. В нём иконописанием занимается 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. Две иконы их работы - "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь" - и были отосланы Гёте.
К 40-м годам XIX века в Палехе начинают появляться мастерские. Первые палехские мастерские принадлежали Ф.Ф. Наныкину, Н. И. Корину, Л.М. Сафонову и П.Г. Удалову. В 60-е годы от софоновской мастерской отделились братья Белоусовы, открывшие свою мастерскую.
С развитием капитализма во второй половине XIX века в Палех стали проникать элементы городского быта. Всё меньше остаётся мастеров, работающих только со своей семьёй. Все мастера либо работают на хозяев, либо сами превращаются в них. Некоторые начинают заниматься только скупкой икон с последующей их перепродажей в городах. Появляются новые мастерские: Л.И. и М.П. Париловых, А.Т. Каравайкова, И.Ф. Ерзунова, Першина, Д.П. Салутина, П.М. Соколова и др. Весь процесс иконописания раздробляется на множество мелких специализаций, вместе с которыми укореняется чисто механический, ремесленный подход. Многие палехские мастера заводят свои мастерские в Петербурге (В.М. Июдин, А.Е. Одинцов, П.М. Соколов, В.Н. Суслов), Москве (И.И. Баканов, А.А. Глазунов, И.П. Колесов, И.М. Комаров, И.Г. Куклин, А.С. и М.А. Рогожины), Нижнем Новгороде (Д.А. Салабанов) и других городах.
На рубеже XIX-XX веков палешане стали привлекаться к реставрационным работам во Владимире, Ростове, Ярославле, Новгороде. Занималась этим, главным образом, мастерская Н.М.Сафонова - самая крупная в Палехе (в конце века из 418 палехских мастеров 200 работало у Софонова). Ещё в 1880 году В.Е. и И.В.Белоусовы (впоследствии они организовали собственную мастерскую) работали в Грановитой палате, затем софоновские мастера работали в Благовещенском соборе Московского Кремля и во Владимире в Успенском соборе.
В деле стенной росписи палешане не имели себе равных. В этой области работали лучшие мастера. Реставрационная работа палешан способствовала расширению их кругозора и обогатила их вкус. Особенно большую роль в этом сыграла реставрация Ипатьевского собора в Костроме в 1911-1912 годах, выполненная мастерской Н.М. Сафонова.
Разросшееся к началу XX века иконное производство привело к страшному удешевлению иконы и снижению её качества. Положение усугубило появление дешёвой печатной иконы машинного изготовления. Иконопись пришла в упадок. Известные в начале XIX века Каурцевская, Хохловская и Буторинская мастерские прекращают своё существование. В 1902 году, в целях сохранения иконописных традиций, Комитет попечительства о русской иконописи основал в Палехе, Холуе и Мстёре иконописные школы (учебные мастерские) с четырёхгодичным сроком обучения, которые просуществовали до 1917 года.
После Отябрьской революции палехские мастера остались без работы - иконы перестали пользоваться спросом. Многие стали заниматься сельским хозяйством. Некоторые попытались освоить другие ремёсла: сапожное, извоз, плетение лаптей, изготовление игрушек и посуды и т.д. Часть палешан разъехалась по разным городам в поисках заработка.
После окончания гражданской войны появилась необходимость использования культурного наследия прошлого в самых различных областях. Ещё в 1918 году в Палехе была организована Художественно-декоративная артель, которая работала на реставрации храмов, но она просуществовала недолго. В 1920 году по предложению Владимирского артсоюза около тридцати бывших иконописцев начали расписывать деревянные изделия: матрёшки, деревянную посуду, ларцы и солонки. Руководил артелью художник А.М. Корин. Но это дело не пошло, т.к. сам характер изделий и приёмы росписи не соответсвовали уровню старого мастерства, а низкие расценки и погоня за количеством продукции приводили к небрежности исполнения.
В 1923 году по инициативе искусствоведа А.В. Бакушинского в Палехе художниками И.М. Бакановым, А.В. Котухиным и И.В. Маркичевым было выполнено несколько проб росписи по дереву с использованием иконописных традиций, но не они положили начало палехской лаковой миниатюре.
В конце 1922 года живший в то время в Москве Иван Иванович Голиков увидел в Кустарном музее (ныне - Музей народного искусства) чёрную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскино, и решил попробовать. В мастерской бывшего хозяина иконописной мастерской А.А. Глазунова Голиков написал творёным золотом и серебром на донцах фотографических ванночек из папье-маше свою первую миниатюру: "Адам в раю". Глазунов отнёс её в Кустарный музей. Руководство музея заинтересовалось этой работой и тут же ему выдали полуфабрикат для дальнейшей работы. Это обстоятельство вдохновило Голикова и он начал работать более уверенно.
Информация о работе Знаменитые центры лаковой миниатюры - Палех, Холуй, Федоскино