Икебана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kadō («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКЕБАНЫ
§ 1.1 История появления икебаны в Японии……………………….…..5
§ 1.2 Сущность искусства икебаны………………………………….…..8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИКЕБАНЫ
§ 2.1 Особенности конструирования икебаны…………………………..12
§ 2.2 Современное искусство икебаны ………………………………....13
Заключение……………………………………………..…………………….…19
Список использованных источников………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика_Икебана.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………………………...…...3

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ИСКУССТВА  ИКЕБАНЫ

§ 1.1 История появления икебаны  в Японии……………………….…..5

§ 1.2 Сущность искусства икебаны………………………………….…..8

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИКЕБАНЫ

§ 2.1 Особенности конструирования икебаны…………………………..12

§ 2.2  Современное искусство икебаны ………………………………....13

Заключение……………………………………………..…………………….…19

Список использованных источников………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что искусство икебаны является одним из самых популярных в Японии и считается символом воплощения высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.

Икебана – японское искусство  оформления букета. Слово «икебана»  означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kadō («путь цветов»). Зарождение искусства  икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Постепенно икебана  развилась в отдельную школу, обучение в которой сродни священнодействию. Во время обучения учитель соблюдает  полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

В наши дни икебана  стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны. В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Икебана – это ассиметричный  букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд – также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент икебаны – пустота.

Цель реферата – раскрыть суть искусства икебаны.

Для достижения названной  цели  поставлены следующие задачи: 

– рассмотреть история появления  икебаны  в Японии;

– определить сущность искусства икебаны;

– проанализировать основные направления икебаны;

– изучить особенности  конструирования икебаны.

         В ходе написания данной работы были использованы: учебники,  учебные пособия, статьи.

       Для написания главы 1 использовались такие источника, как:              А.А Ванслов.  Икебана в современном мире; Коевенская Т., Панкратов В. Цветочная аранжировка;    Р.А.    Куренкова.  Эстетика; И.П.  Никитина. Эстетика; Н. Стешенко-Григорьева.     Искусство икебаны учит    понимать красоту; С.Н Титов. Искусство икебаны: объект, предмет, содержание. Г. Шишкина. Цветовая музыка школы нансо.

       Для написания  главы 2 использовались такие источника, как: Б. Виппер.  Статьи об искусстве;         Г. Зайцева.   Икебана – цветы, которые живут;    А. Зись. Основные направления искусства икебаны; Г.Е Светлов. Путь богов: синто в истории Японии;     Г.Е. Светлов Колыбель японской цивилизации: история, религия, культура; В. А. Пронников. Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке.

 

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ИСКУССТВА  ИКЕБАНЫ

 

§ 1.1  История  появления  икебаны  в Японии

     История  происхождения классического японского  искусства икебана уходит корнями  в столетия и берёт начало  от буддийского ритуала возложения  подношений в храме. В VI в. буддийское учение проникло в Японию и было связано с ритуалом возложения на алтарь цветов в знак почитания Будды. Во время этого ритуала в Индии рассыпались лепестки, а к началу Х в.в Японии цветы начали преподносить в вазах, на подставках. Ритуал подношения исполнялся духовенством.

           Название искусства икебана связано  с озером ikenobo, возле которого  жил священник храма Роккакудо  в городе Киото. Он владел  искусством составления цветочных  композиций настолько хорошо, что  священники других храмов обращались к нему за советом. Отсюда берёт своё начало старейшая школа искусства икебана. Появляющиеся в храмах первые композиции имели достаточно крупные размеры, достигали более 1,5 м. в высоту.

           С середины VII века в икебану внесли третий элемент, который обозначал человека. Этим выражалась гармония природы и человека. И сейчас традиционно сохраняется трехчастность композиции – три главные ветви – символы Неба, Земли и Человека. Эти три ветви образуют треугольник, обязательно асимметричный, поскольку еще в древности было записано: «Цветы следует помещать в вазу так, чтобы был виден изящный вкус; надобно избегать симметрии, однообразия или пестроты... Если же ветви составляют какую-то правильную фигуру, а цветы уж слишком строго подчинены правилам сочетания, то это будет похоже на сад в городской управе… Как же узреть в сем истинное совершенство?»1.

Но идет время, меняется эпоха, и  из храмов и святилищ композиции входят в дома и дворцы, становятся украшением интерьеров и приобретают большую  легкость и естественность. Эпоха Хэйан (IX-XI в.в.) - золотой век японской культуры. Это удивительное время, когда умение чувствовать прекрасное считалось главным достоинством человека. И, отражая эпоху, икебана приобретает особую утонченность и изящество, причудливость и гибкость линий.

Но вот все сильнее звучат новые идеалы. Класс воинов – самураи,         – начинают играть все более важную роль в жизни страны. И суровая простота, аскетизм Пути Воина – Бусидо, – становятся главными и в эстетике. Эпоха Камакура (XII-XIV в.в.) помогает композициям избавиться от пышности, перегруженности, излишней вычурности, Символом воина, готового без сожалений отдать свою жизнь в момент величайшего ее взлета, становятся мгновенно расцветающие и облетающие под ветром цветы сакуры – японской вишни.

Следующий этап развития икебана вновь  связан с духовной жизнью страны. В  Японию приходит «дзэн» – особое направление буддийской философии, в котором «мысль изреченная есть ложь», а молчание исполнено глубочайшего смысла. Окружающий человека мир – лишь обман и иллюзия, а Высшая Истина может быть найдена в душе, идущей по пути совершенства. И, наряду с живописью, каллиграфией, стихосложением, икебана становится путем постижения Истины, Путем Цветка – Ка-До. Искусством составления композиций из цветов занимаются монахи в монастырях и правители во дворцах, мудрецы пишут трактаты, посвященные канонам икебана, а имя одного из лучших мастеров – Икэнобо Сэнъэй –позднее даст название дошедшей до наших дней самой древней и традиционной школы икебана – Икэнобо. Композиции становятся лаконичными и естественными до предела. Возникают такие направления, как нагеире – «цветы, брошенные в вазу», и тябана – «чайные цвет» (цветы для чайной церемонии)2.

Сейка, или Сёка, появившаяся в  начале XVIII века, в период Эдо, как реакция на закостенелый и строгий стиль Рикка, представляет собою упрощенную Рикку. И количество, и ассортимент растений стали минимальными, техника установки растений в вазе значительно упростилась. В конце XVIII века Сейка, сочетая в себе благородство рикки и простоту нагеирэ, завладела местом в токономе. В основе трехлинейной асимметричной структуры стиля – разносторонний треугольник, представляющий хорошо известное отношение небо-земля-человек. Аранжировщик при этом стал более свободным в выборе количества и качества материала, но изобилие его и разнообразие ассортимента не допускалось. 
          Появление этого стиля стимулировало возникновение ряда новых школ икебаны. Среди них выделяется Корю, существующая и поныне и в своем развитии давшая много дочерних ответвлений. Все эти школы действовали, главным образом, в период Эдо. Тогда же центр цветочной аранжировки переместился из Киото в Эдо (старинное название г. Токио), где устраивалось много выставок, а Сейка ставилась в ресторанах и других общественных местах. Требовалось упрощать форму икебаны, чтобы легче было аранжировать и обучать этому делу.

К началу XIX века относится и возникновение  хорошо известной школы Мисё. Каждая из появлявшихся школ привносила свои понятия в развитие стиля Сейка. В 1868 г после буржуазной революции и столетия государственной изоляции, Япония под руководством молодого императора Мейдзи открыла свои двери Западу. Столица была перенесена из Киото в Токио. Феодальная система была нарушена, появились новые социально-экономические и политические институты, включая парламент, университет, банки и т. д. В течение 25 лет периода Мейдзи японцы осваивали западные пути развития общества. Усиливалась критика традиционной икебаны, стиль нагеирэ стал более приемлемым для общества. Большинство школ было связано с храмами, поэтому их популярность падала, они приходили в упадок. Многие школы, в первую очередь те, что были под покровительством военной касты (сегунаты), терпевшей крах вместе с феодализмом, стали исчезать. Мастера разъезжались в провинции в поисках стабильной жизни. И сейчас еще можно встретить там остатки старых школ.  
          Все же в обновленной стране от феодальной системы оставались многие традиционные обычаи, включая икебану, хотя и измененную, часто искаженную. В 80-е годы прошлого века начали бурно восстанавливаться национальные духовные ценности, искусство, в том числе и икэбана.  
           В 1889 г. восстановлена школа Икенобо, ее филиалы по стране, школа Корю и др. Икебана стала обязательной для элементарного образования женщин. По всей Японии она приобретает разнообразные и очень энергичные формы. Но ее архитектоника осталась прежней - треугольник, образуемый тремя главными элементами (Син, Соэ и Хикаэ). Вместе с развитием культурно-экономических связей с Западом икэбана стала обновляться и обогащаться новыми идеями и новым ассортиментом растений, дотоле невиданных в Японии (роза, гвоздика, стрелиция, тюльпан и др.). 

 

 

§ 1.2  Сущность искусства икебаны

 

Сейчас в Японии насчитывается  около 300 школ и направлений икебаны. Японские композиции из цветов и растений отличаются особой гармоничностью. В основе любой композиции лежит разносторонний треугольник – японцы считают его выражением наиболее глубокой гармонии. Японский мастер при создании композиции обязательно учитывает форму, цвет и размер вазы, а также все то, что окружает ее, – фон, подставку и освещение3.

Школа Икенобо входит в тройку самых  влиятельных в Японии. Она является хранительницей самого древнего стиля  – рикка. Для композиций этого стиля используют глубокие вазы с расширенной горловиной. Растения в композиции стиля рикка не опираются о стенки вазы, а выходят из воды одним пучком, как будто на едином вертикальном стволе высотой 15 см.  
В противовес тяжелой композиции рикка в начале XVIII столетия создается стиль сека – это асимметричная трехлинейная композиция, наиболее полно выражающая японское понятие красоты природы. Цветы ставят как в низкие, так и в высокие вазы. Главные и дополнительные элементы расставляют в вазе так, чтобы они выходили из нее вверх вместе, образуя один ствол высотой 8-10 см. Для крепления растений используют деревянную развилку (матаджи) или металлический держатель (кензан).

В конце XIX в. в национальной культуре, экономике, искусстве Японии произошли  крупные перемены. Был положен конец многовековой изоляции страны от всего мира. Тогда и возникла школа Охара. Усином Охара было создано совершенно новое направление – морибана (цветы, нагроможденные в вазах). Морибана дала возможность отображать природу и природный ландшафт в сосуде с водой. Композиция устанавливается в низких вазах (широкие блюда, подносы, мелкие миски). Для крепления растений здесь требуется совсем другой держатель – с открытыми гнездами (сиппо).  
В композициях в высоких вазах с узкой горловиной (направление «хейка» или «нагаире») растения опираются о края вазы.

В композициях любого стиля создается  основа из трех элементов: первый – господствующий, второй –  второстепенный, третий –дополняющий. Кроме основных элементов обязательно должны быть наполнители, которые насыщают пространство. 4

В 1936 г. японский художник Софу Тэсигахара вместе с известными мастерами  икебаны сформулировал принципы «Новой икебаны». Он отверг устоявшиеся канонизированные формы, расширил ассортимент используемых растений и сосудов. Софу впервые за всю историю икебаны начал использовать для создания композиций перья, камни, бумагу, проволоку, пластик, металл и т.п. Особенностью этой школы является то, что каждый может составить композицию в любое время, в любом сосуде и из любого материала.

Сделав икебану свободным искусством, упразднив многие запреты и строгие  правила классики, мастер помог приобщиться  к процессу творчества тем, кто боялся нарушать многовековые традиции, к  которым у японцев благоговейное  отношение.

В переводе с японского Согэцу означает «трава-луна». То есть всё находящееся между ними, от песчинки и до ледяных просторов космоса, может быть отражено в композициях. Главное, чтобы в них присутствовали дух и гармония. Японцы настолько высоко оценили подаренную им свободу творчества, что стали называть Софу Тэсигахара «живое национальное сокровище».5

Обучение икебане японский мастер обычно начинает рассказом об эпизоде  из истории этого искусства. Прославленный  мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (XVI в.) создал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук слегка треснул, поэтому из трещины в вазе медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных необычайной красотой икебаны и не знающих, можно ли признать композицию совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии6.

Информация о работе Икебана