Имитационные дидактические игры и их роль в профессиональном образовании дизайнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать комплекс имитационных дидактических игр в профессиональном образовании дизайнера;
Задачи:
- проанализировать сущность и роль дидактических игр в профессиональном образовании;
- определить специфику имитационных дидактических игр;
- проанализировать различные сценарии имитационных дидактических игр;
- разработать комплекс имитационных дидактических игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………….… 3
Глава I. Теоретические основы имитационных дидактических игр………….……………………………………………………..... 5
1.1Сущность и роль дидактических игр в профессиональном образовании.……………………………..……………………….… 5
1.2. Специфика имитационных игр………….…………………… 15
Глава II. Практика применения имитационных игр в профессиональном образовании в области дизайна…………. 18
2.1.Анализ сценариев имитационных дидактических игр, используемых в современной практике ........................………….18
2.2. Разработка комплекса имитационных дидактических игр…. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..........27
Список используемой литературы…………………………………….…29

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого  и стабильного контакта с членами  группы, не сможет на высоком уровне провести игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не даст запланированного результата или даже будет иметь противоположный результат.

Опыт показывает, что любовь студентов к предмету зависит не столько от его содержания, сколько от личности преподавателя. Поэтому при планировании игровых  форм обучения необходимо выяснить отношение  студентов к преподавателю, например, путем анкетирования, которое расценивается ими как акт доверия, формирует их положительную преднастройку, заинтересованное отношение и ответственность за игровую деятельность.

Подготовка  модели игры. Подготовка игры является многоступенчатой процедурой и зависит от ряда субъективных или объективных факторов. С целью облегчения процессов конструирования модели дидактической игры и придания ей гибкости используют модульный принцип, состоящий из последовательных блоков и входящих в них операций. Каждый блок характеризуется своими задачами, целями и результатами. Подготовительная операция - это однократные, логически обусловленные действия, направленные на достижение соответствующих данному блоку задач, целей и результатов.

Любая операция блока сопряжена с прогнозированием. Игровые действия участников неизбежно влекут за собой изменения в игровых ситуациях, сложный комплекс реакций играющих. Поэтому игра должна анализироваться преподавателем с различных позиций, чтобы деятельность студентов не стала непредсказуемой и неуправляемой. Чем больше игровых вариантов, тем более идеальной будет модель. При этом снижается вероятность ошибок самого преподавателя.

В подготовке дидактической  игры можно выделить следующие операции:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность или специальную учебную дисциплину.

2. Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации, но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.

3. Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4. Диагностика игровых качеств участников дидактической игры. Проведение занятий в игровых формах будет эффективно, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному человеку или глубоко изученной группе людей. Оптимизация обучения интенсивной работе преподавателя на стадии подготовки к занятию, выбора им приемов обучения и их организации.

5. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты. По определению Н.В. Борисовой, учебную дидактическую игру можно рассматривать как "ветвь педагогики" и как "ветвь имитационного моделирования". Такая двойственность определяет преимущества игры как "инструмента" обучения. Дело в том, что дидактическая игра, как и всякая другая, ставит слушателя в мнимую или условную ситуацию, задаваемую имитационной моделью, и требует выполнения мнимых (игровых) действий.

В процессе конструирования  любой дидактической игры необходимо реализовать принципы, представленные на рис. 1. Примером структурного построения игры может служить рис. 2. 

 

 

 

Рис. 1 Принципы конструирования дидактической игры

При подготовке к игровой деятельности следует соблюсти следующие методические требования:

1) игра - логическое продолжение  и завершение конкретной теоретической  темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением к теме (разделу) или же завершением  изучения дисциплины в целом;

2) максимальная приближенность  к реальным производственным  УСЛОВИЯМ;

3) создание атмосферы  поиска и непринужденности;

4) тщательная подготовка  учебно-методической документации;

5) четко сформулированные  задачи, условия и правила игры;

6) выявление вариантов возможных решений указанной проблемы;

7) наличие необходимого  оборудования. 

 

Рис. 2 Структурная схема дидактической игры

Важными параметрами структуры  учебной игры являются ее конструктивные свойства, отражающие функциональное единство целей, структуры и содержания игры. В данном исследовании эти параметры выводятся из характеристики игры как развитой формы игровой деятельности и включают: освоение профессии, исполнение роли, управление и самоуправление, рациональную организацию труда, принятие нестандартных решений, коллективное творчество, создание работоспособного коллектива, увлекательность, эмоциональность, осознание нехватки знаний, приобретение практических знаний и навыков, лидерство, общение, исполнение ролей, ценность результатов игры.

Дидактическая игра может  и должна включать в себя новое  и прогрессивное, что появляется в учебной работе и практике. Новые  тактические приемы и операции апробируются в играх в самых различных  вариантах и сочетаниях задолго  до того, как станут применяться в профессиональной деятельности.

Дидактическая игра - это  аналог профессиональной культуры: чем  она сложней, тем глубже процесс  становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека. Увлекательная игра, обучающая принципам рациональной организации труда в профессии и дающая простор для самовыражения, удовлетворяет ее участников, стимулирует их самостоятельность и активность, потребность в приобретении знаний и навыков, необходимых в практической профессиональной деятельности. Вовлечение в игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному осознанию профессии. Увлекательность игры облегчает процесс усвоения знаний, делает его менее драматичным. Получение новых знаний, осознание того, что в игре получены искомые результаты, вызывает эмоциональный подъем участников.

 

1.2 Специфика имитационных дидактических игр

Из всего  многообразия проблем обучения и  воспитания будущих учителей выделяется проблема более тесной взаимосвязи педагогической теории и педагогической практики. Особенно актуально решение этой задачи в условиях современного воспитательно-образовательного процесса и школы и профессиональных учебных заведений. Одним из средств осуществления такой связи в процессе обучения студентов является их участие в педагогических имитационных играх.

Имитационная педагогическая игра представляет собой модель фрагмента педагогического процесса. Такая игра является способом и средством формирования качеств, умений, навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Цель имитационной игры - выработка стратегии поведения, умение действовать в типичных ситуациях, возникающих в школьной жизни. Особенностью такой формы занятий является то, что цель и результаты состоят в изменении самого действующего субъекта, которое проявляется в овладении им способами деятельности. На каждом занятии проигрывается то или иное воспитательное дело, урок либо педагогическая ситуация. Один из студентов играет роль педагога, другие – роли школьников, родителей и др.

Несмотря на то, что имитационная игра в качестве метода обучения студентов сегодня достаточно популярна, далеко не всегда ее применение достигает поставленной цели. Анализ практики позволяет выявить две причины неудач. Во-первых, преподаватель недостаточно владеет технологией организации имитационной педагогической игры – и тогда она превращается в простое развлечение, в игру ради игры. Во- вторых, студенты не подготовлены к действиям в игровом поле – не актуализировано необходимое для именно такого занятия эмоциональное состояние студентов, они не умеют действовать в предложенных обстоятельствах, чувствуют себя неуверенно. Все это, естественно, снижает или вовсе сводит на нет педагогическую эффективность применения этого метода обучения. Поэтому целесообразно рассмотреть некоторые аспекты подготовки и проведения имитационных педагогических игр.

Особенности организации  и проведения имитационных игр

Игра как  способ и форма обучения и воспитания позволяет одновременно решать комплекс задач:

  • Преобразование и синтезирование знаний, полученных при изучении отдельных теоретических дисциплин; применение их в решении практических задач;
  • Концентрирование внимания на конкретных педагогических проблемах и задачах, условно выделенных из всего многообразия проблем школьной жизни;
  • Анализ, оценка и корректирование принимаемых решений;
  • Формирование качеств, необходимых каждому педагогу – эмпатии, рефлексии, перцепции.

Советы по организации  и проведению имитационных дидактических  игр.

  1. Организатору имитационных игр необходимо хорошо освоить технологию их проведения. Неудавшиеся эксперименты в ходе игр могут привести к провалу, потере интереса участников.
  2. Необходимо создавать атмосферу доброжелательности, взаимного уважения.
  3. Руководитель не должен стоять «над участниками, морализировать, делать замечания, декларировать свое мнение, поскольку это превращает занятие в традиционный урок. Стараться включить в игру всех присутствующих, не обходя никого своим вниманием. Руководитель в ход игры не вмешивается.
  4. Соблюдать принцип последовательного усложнения заданий.
  5. При обсуждении хода и результатов игры речь должна идти о достоинствах и недостатках не конкретного студента, а действующего лица.
  6. Не забывать, что любое игровое занятие независимо от его темы и задач имеет свою логику.

Организация и  проведение имитационных дидактических  игр позволяет, прежде всего, персонифицировать  знания студентов, способствовать формированию их педагогической направленности, снять субъективную тревожность перед педагогической практикой, наконец, и это самое важное, помогает творческому развитию и самоактуализации личности.

 

 

Глава II. Практика применения

 

2.1. Анализ сценариев  имитационных дидактических игр, используемых в современной педагогической практике

 Имитационная игра «Воздушный шар»

Цели:

- научить принимать  коллективные решения в условиях  неопределенности

- выработать  навыки эффективного взаимодействия

- обучить сотрудничеству.

Процедуры:

- принятие индивидуальных  решений

- выработка  коллективного решения в группах

- дискуссия

-анализ результатов  и подведение итогов.

Время: 1 учебный  час.

Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном  шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу выбросили за борт все мешки с песком,которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы для  того, чтобы обсудить создавшееся  положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы приземлиться живыми на землю.

В гондоле остались следующие предметы:

1.канат- 50 см

2.аптечка с  медикаментами- 5 кг

3.компас гидравлический- 6 кг

4.консервы мясные  и рыбные- 20 кг

5.секстант (прибор  для определения местонахождения  по звездам)-5 кг

6.винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов- 25 кг

7.конфеты разные- 20 кг

8.спальные мешки  (по одному на каждого члена  экипажа)

9.ракетница  с комплектом сигнальных ракет- 8 кг

10.палатка 10-местная- 20 кг

11.баллон с  кислородом- 50 кг

12.комплект географических карт- 25 кг

13.канистра с  питьевой водой- 20 л

14.транзисторный  приемник- 3 кг

15. лодка резиновая надувная- 25 кг

Ваша задача – принять решение, что и в  какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества человек) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».

Информация о работе Имитационные дидактические игры и их роль в профессиональном образовании дизайнера