Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:32, реферат
Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал известное влияние на формирование некоторых принципов импрессионизма и на развитие выразительных средств в литературе, музыке и театре; однако в этих видах искусства импрессионизм не стал целостной художественной системой этапного значения.
Эдгар
Дега
В центре искусства Эдгара Дега (1834-1917) всегда стоял человек, в то время как пейзаж, едва ли не ведущий жанр импрессионистов, не играл в его творчестве значительной роли. Большой почитатель Энгра, он придавал исключительное значение рисунку. В Италии он восхищался Мантеньей, из французских художников интересовался Пуссеном и копировал его картины. Пройдя краткий период увлечения историческими сюжетами и позднее портретом, в котором уже проявилась его острая наблюдательность, Дега переходит под влиянием Мане к изображению сцен современной жизни. Главные его темы - мир балета и скачек, лишь в редких случаях он выходит за их пределы, обращаясь к жизни парижской богемы, изображая модисток, гладильщиц и прачек.
В отличие
от своих друзей-импрессионистов
Дега не склонен был преувеличивать
значение этюда. Основной формой его
живописи всегда была сюжетная композиция. В ней ярко раскрываются
характерные особенности творческой индивидуальности
художника - естественность и необычайная
зоркость художественного видения, обостренный
интерес к передаче движения, беспощадная,
почти бесстрастная аналитичность и одновременно
насмешливая, подчас горькая ирония.
Обе излюбленные темы Дега - театр и скачки
- давали ему возможность изучить и показать
движение во всем его многообразии. Он
штудирует его и как художник, с карандашом
в руке, за кулисами и на ипподроме, и как
ученый, изучая по книгам его биологические
механизмы у людей и животных и интересуясь
опытами художественной фотографии Радара.
Чтобы добиться непринужденности в передаче
мимолетного движения, художник разлагает
его на составные части, включающие моменты
предшествующие и последующие.
Новаторство
Дега в передаче движения неразрывно
связано с его композиционным
мастерством. У него еще сильнее,
чем у Мане, чувствуется
Стремление
к бескомпромиссному анализу
и отсутствие каких бы то ни было
иллюзий заставляли его выбирать
сюжеты и темы, позволяющие показать
реальные отношения людей в буржуазном
обществе, ту изнанку жизни, которая
до сих пор оставалась за пределами
искусства. Он предпочитает не блистательную
феерию премьеры, а изнуряющие будни репетиций,
когда движения балерин неизящны и угловаты,
не красоту и динамику скачки, а проездку
лошадей и профессиональную посадку жокеев,
пеструю, фланирующую по ипподрому толпу.
Острая наблюдательность и глубокий психологизм
были неизменно присущи работам Дега.
В таких шедеврах, как "Ночное кафе"
и "Абсент", тема безысходной тоски,
отчужденности и одиночества человека
в толпе достигают у него поразительной
силы, предвосхищая достижения Ван Гога
и Тулуз-Лотрека.
Огюст
Ренуар
В юные годы художнику пришлось для заработка заниматься живописью по фарфору и расписыванием вееров и штор. Это занятие наложило известный отпечаток на его дальнейшее творчество. Он навсегда сохранил любовь к чистым, незамутненным краскам на белом просвечивающем грунте, а знакомство с художниками XVIII века, прежде всего с Ватто, Буше и Ланкре, определило сюжеты его росписей вееров и тканей.
Общение
с К.Моне, Сислеем и другими импрессионистами
и работа на пленэре вместе с Э.Мане
оказали решающее воздействие на Ренуара.
От ранних произведений, близких по системе
живописи Курбе, он переходит к импрессионистической
манере. Расцвет его творчества падает
на 1870-е годы. В дальнейшем, после посещения
Италии и увлечения искусством Возрождения
и помпейскими фресками, он на какое-то
время изменяет ей. Однако после краткого
периода поисков пластически ясной формы,
именуемого "классическим" или "энгровским",
он возвращается к прежней манере.
Наивысшие достижения Ренуара связаны
с изображением женщин и детей. Его излюбленный
тип - женщины с пышными формами, припухлыми
губами, курносым носиком и очаровательно
бездумными глазами. Он пишет их одетыми
и обнаженными, на улице под дождем, на
качелях в саду, во время купанья или за
завтраком с загорелыми лодочниками. Его
модели - девушки из народа и небогатые
буржуазки, здоровые и свежие, не знающие
корсета и не стесняющиеся своей наготы.
В портретах Ренуара не интересует внутренний мир человека, хотя он прекрасно умеет передать внешний облик и мимолетное настроение модели. Поэтому столь удачны и привлекательны его женские портреты и столь банальны и невыразительны лица мужчин. Особенно очаровательны его изображения детей с их живой непосредственностью и своим, совсем непохожим на взрослый миром, быть может, лучшие в европейской живописи XIX века.
Картины
Ренуара кажутся написанными на едином
дыхании, хотя он больше, чем другие художники-импрессионисты,
уделял внимания живописной технике. Он
пишет то мелкими, положенными рядом мазочками,
то широкими полупрозрачными мазками,
перетекающими друг в друга, и тогда сквозь
них просвечивает холст, а живопись своей
прозрачностью напоминает акварель. Тонко
нюансированные лессировки сменяются
густыми, плотнозернистыми кусками живописи,
причем очень часто эти приемы соседствуют
в одной картине. Кажется, что художнику
доставляло особое наслаждение разыгрывать
эти блестящие красочные гармонии, которые
были выражением его артистического темперамента.
Он продолжал работать до глубокой старости,
привязывая кисти к сведенным подагрой
пальцам.
Клод
Моне
Самое
последовательное, но и далеко идущее
выражение импрессионизм
Одним из первых Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды. Так появляются его знаменитые серии, посвященные вокзалу Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому собору, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения. В поздний период творчества в живописи Моне усиливаются тенденции декоративизма и плоскостности. Яркость и чистота красок превращаются в свою противоположность, появляется какая-то белесость.
Альфред Сислей
Сислей Альфред — французский живописец-пейзажист, представитель импрессионизма. По происхождению англичанин, сын коммерсанта. Учился в Париже в мастерской Ш. Глейра (1861—63), где сблизился с К. Моне, О. Ренуаром и Ф. Базилем. Испытал влияние К. Коро. Камерное и скромное по звучанию творчество С. посвящено в основном окрестностям Парижа, природе Иль-де-Франса. Его пейзажи (простые по мотиву, с излюбленным С. мягким освещением) исполнены тонкого лиризма и свежести чувств; им присущи сдержанная, но в то же время изысканно лёгкая, светлая гамма цветов, ровная, чуждая эффектам манера письма («Мороз в Лувесьене», 1873, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). С середины 1880-х гг. в живописи С. нарастают черты декоративизма.
Камиль
Писсарро
Более сложен был творческий путь Писсарро, единственного художника, участвовавшего во всех восьми выставках импрессионистов, - Дж. Ревалд называл его "патриархом" этого движения. Начав с пейзажей, близких по живописи барбизонцам, он под влиянием Мане и своих молодых друзей начал работать на пленэре, последовательно высветляя палитру. Постепенно он вырабатывает свой собственный импрессионистический метод. Одним из первых он отказался от употребления черной краски. Писсарро всегда был склонен к аналитическому подходу к живописи, отсюда его эксперименты по разложению цвета - "дивизионизму" и " пуантеллизму". Однако вскоре он возвращается к импрессионистической манере, в которой созданы его лучшие произведения - замечательные серии городских пейзажей Парижа и Руана. Их композиция всегда продумана и уравновешенна, живопись утонченна по цвету и виртуозна по технике.
Писсарро, единственный из импрессионистов,
не склонных к отвлеченным рассуждениям,
которые им часто приписывались задним
числом, пережил краткий период увлечения пуантеллизмом (от французского point
- точка). Эта теория была, в сущности, умозрительно
доведенным до предела принципом импрессионизма,
которому его классики никогда не следовали
буквально. Ее создатели Жорж
Сёра (1859-1891)
и Поль
Синьяк (1863-1935)
стали писать картины раздельными мазками
(другое название этого течения - дивизионизм, от division - разделять),
полагая, что чистые, несмешанные краски,
наложенные на белый грунт, должны сливаться
в глазу зрителя. Они пытаются возродить
декоративно-монументальную композицию, освободив ее от нарочитой
случайности и фрагментарности.
Заключение
Импрессионисты разработали законченную систему пленэра. Импрессионистическая картина представляет собой отдельный кадр, фрагмент подвижного мира. Этим объясняются, с одной стороны, равноценность всех частей картины, одновременно рождающихся под кистью художника и одинаково участвующих в образном построении произведения; с другой стороны — кажущиеся случайность и неуравновешенность, асимметрия композиции, смелые срезы фигур, неожиданные точки зрения и сложные ракурсы, активизирующие пространственное построение; теряя глубину, пространство порой «выворачивается» на плоскость или же уходит в бесконечность.
Импрессионизм
ввёл в искусство новые темы, осмыслив
эстетическую значимость многих сторон
реальности. Произведения зрелого импрессионизма
отличаются яркой и непосредственной
жизненностью. В то же время для импрессионизма
характерно и выявление эстетической
самоценности и новых выразительных возможностей
цвета, подчёркнутая эстетизация способа
выполнения, обнажение формальной структуры
произведения; именно эти черты, только
зарождающиеся в импрессионизме, получают
дальнейшее развитие в неоимпрессионизме, постимпрессионизме. В 1880—1910-х гг. импрессионизм
оказал значительное влияние на многих
живописцев других стран, которое проявилось
в освоении новых сторон действительности,
в овладении эффектами пленэра, высветлении
палитры, эскизности манеры, усвоении
отдельных технических приёмов. Некоторые
принципы импрессионизма — передача мгновенного
движения, текучесть формы — в различной
степени сказались в скульптуре 1880—1910-х
гг. у Э. Дега и О. Родена во Франции, М. Россо
в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной
в России. В то же время повышенная живописность
импрессионистической скульптуры вступала
порой в противоречие с осязательностью
и телесностью, присущими самой природе
скульптурного образа. Традиции импрессионизма
ощутимы во многих реалистических течениях
в искусстве 20 в. Импрессионизм в изобразительном
искусстве оказал известное влияние на
формирование некоторых принципов импрессионизма
и на развитие выразительных средств в
литературе, музыке и театре; однако в
этих видах искусства импрессионизм не
стал целостной художественной системой
этапного значения.
Литература
Мейер-Грефе Ю., Импрессионисты – М., 1913.
Ревалд Дж., История импрессионизма.— М., 1959.