Искусство Англии XVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выяснить особенности века просвещения Англии в области изобразительного искусства
Объект исследования - английская культура и искусство XVIII века.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Английское искусство XVIII века: краткий обзор 5
Глава 2. Архитектура Англии XVIII века 6
§ 2.1. Архитектура первой половины 18 века 8
§2.2. Архитектура второй половины 18 века. 9
Глава 3. Изобразительное Искусство. 10
§ 3.1. Возникновение английской национальной школы. 10
§ 3.2. Развитие различных жанров английской живописи. 20
Глава 4. Скульптура 22
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

искусство (кр))).doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

Уильям Чемберс. Наряду с Адамом должен быть упомянут Уильям Чемберс (1726—1796). Им было выполнено  несколько крупных построек, среди  которых особо видное место занимает огромный корпус королевского дворца Сомерсет в Лондоне (1770—1780-е гг.). Кроме того, Чемберс много сделал для дальнейшей разработки вопросов паркостроения.

Глава 3. Изобразительное  Искусство

Возникновение английской национальной школы.

Рождение национальной школы живописи относится к первой половине 18 века. В это время английская общественная жизнь получила мощный толчок в своем прогрессивном  развитии. Промышленная революция привела  к изменению всей жизни Англии, сделала ее классической страной капитализма.

В 18 веке живопись опередила  литературу в выражении этого  свободомыслия художественными  средствами. Создатель буржуазного  реалистического романа нравов Генри Филдинг прямо указывал на то, что он искал источники своего вдохновения в искусстве основателя английской школы живописи — Уильяма Хогарта

 

Уильям Хогарт

 


 
   

Художник и его пес, 1745 
Галерея Тейт, Лондон



 
   

Портрет Мэри Эдвардс, 1740 
Собрание Фрик, Нью-Йорк



 
   

Дэвид Гаррик с супругой, 1757 
Королевское собрание, Виндзор



 
   

Утро в доме новобрачных, 1744 
Национальная галерея, Лондон


Он основоположником реализма в английской живописи (1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии. Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. Цикл полотен «Карьера мота» (восемь картин) рассказывает о внезапно разбогатевшем юноше, который получил наследство и растратил его в кутежах, а затем попал в дом умалишенных. «Модный брак», наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, состоит из шести полотен; это правдивая и поучительная история брака по расчету, своего рода живописный «роман нравов». Отдельные персонажи олицетворяют здесь, по существу, целые социальные группы и их взаимоотношения. Со скучающим видом отвернулись друг от друга молодые, в то время как их родственники оформляют брачный контракт. Картина «Вскоре после свадьбы» продолжает повествование; в ней каждая деталь свидетельствует о бессмысленности существования супружеской четы, о безразличии молодых супругов друг к другу, о кутежах и развале дома, из которого управляющий выносит пачку неоплаченных счетов. Серию завершает трагическая развязка — гибель ее героев. С удивительным мастерством передает Хогарт последовательность хода событий, раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, нравы, привычки.


По его картинам можно  писать целые рассказы. Каждая из картин — законченное самостоятельное  произведение, все вместе они объединены одной идеей и дополняют друг друга. Художник заостряет внимание на узловых моментах повествования, усиливая достоверность изображаемого воссозданием конкретного места действия. Он прибегает к неожиданно резким сопоставлениям и тяготеет к анализу. Остро и насмешливо наблюденные детали позволяют угадывать события, предшествующие и последующие. Такова, например, картина Уильяма Хогарта «Утро в доме новобрачных».

Время около полудня, на полу валяется перевернутый стул, карты  разбросаны по ковру, а сборщик долгов в раздражении закатывает глаза. Бессонные ночи, отданные пьянству и игре в карты, чрезмерные траты  денег на роскошный дом и причуды ленивой супруги служат предметом сатиры в этой картине. Хогарт подвергает критике не только нравы, но и вкусы, он высмеивает нелепые безделушки на камине, витиевато украшенные часы и мраморный бюст, более похожий на поросенка, чем на римского патриция. Поступив в обучение к Фавору, будущий художник усвоил уроки его ремесла и сбежал с его дочерью. Устав от условных штампов в искусстве, Хогарт создает средствами живописи едкие, порой беспощадные комментарии к социальным проблемам дня, выполняя серии картин, каждая из которых заключает в себе историю. Картины маслом переводились в гравюру, и их широкое распространение принесло художнику известность. Гармония мягких розоватых, серебристых, оливковых тонов способствует передаче внешнего благосостояния внутренне опустошенного мира, обреченность которого находит выражение в суматошном ритме линий, пронизывающем композиции. Хотя картины Хогарта по времени и отчасти по манере живописи близки работам художников рококо во Франции, стиль и остроумие Хогарта являются чисто английскими.

Внимание Хогарта привлекали и другие стороны жизни: с необычайным  пафосом он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства, приводящего бедноту  в состояние полного отупления, к утрате всего человеческого (гравюры  «Улица Пива», «Переулок Джина», 1751). В ряде работ он высмеивает ограниченность духовенства, показную сторону религии (гравюра «Спящий приход», 1736). Серия картин «Выборы в парламент» (ок. 1754 г., Лондон, Музей Соун) смело обнажает одну из самых темных сторон в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых» местечках и сбор голосов, приобретенных у больных и идиотов; по существу, художник обличает всю продажность буржуазной выборной системы. Высмеивая пороки современного ему английского общества, Хогарт чаще всего не искажает действительности, что отличает его работы от карикатуры, но иногда прибегает к приемам гротескного преувеличения.

Бытовая живопись Хогарта  с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором. 
Хогарт — один из первых английских теоретиков искусства. В трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал поборником реализма, ищущим красоту в многообразных формах действительности, в самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи. Его теоретическая и художественная деятельность тесно переплеталась с общественной, с организацией художественных выставок, с преобразованием преподавания в художественной школе на демократических началах. Хогарт стремился использовать искусство как большую общественную силу. Его сатирические циклы получили широкий отклик в европейском искусстве 19 века. Но в Англии у него не было достойных преемников; не получил дальнейшего развития в английской живописи 18 столетия и бытовой жанр.

Высшие достижения английского  искусства второй половины 18 века относятся  к жанру портрета, имевшему прочные  установившиеся традиции, идущие от Гольбейна и национальной портретной миниатюры. В борьбе с отживающими, устаревшими схемами рождались принципы реалистического портрета. И именно в портретной живописи со всей очевидностью проявилась двойственность мировоззрения ее создателей, косвенным образом отразивших компромисс между идеалами практичной развивающейся буржуазии и стареющей консервативной аристократии. Английские портреты в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.

Рейнолдс  Джошуа

 


 
   

Автопортрет, 1760-е 
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид



 
   

Графиня Спенсер с дочерью Джорджианой, частное собрание



 
   

Фрэнсис, графиня Дартмутская, 1757 
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид



 
   

Прощение Сципиона, 1789 
Эрмитаж, Санкт-Петербург



 
   

Портрет леди Сандерлайн, 1786 
Государственный музей, Берлин


Среди многих портретистов Англии особое место принадлежало Джошуа Рейнолдсу (1723—1792). Рейнолдс был организатором  и первым президентом Королевской  Академии художеств, основанной в 1768 году. Поставив целью утвердить в искусстве  идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнолдс сочетал черты светской парадности и характерной для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики. Живописец Джошуа Рейнолдс создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества. Рейнолдс родился в Плимптоне в семье пастора, учился у портретиста Хэдсона. Поездки в Италию и Францию завершили его художественное образование, способствуя формированию свободной живописной манеры и гармоничного насыщенного колорита. Сильные стороны его творчества проявились там, где он следовал натуре. Тяготение Рейнолдса к созданию жизненно правдивых и в то же время облагороженных образов обнаружилось в «Портрете писателя Стерна»  
Характерна картина Джошуа Рейнолдса «Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой». Нежный жест матери, обнимающей свою маленькую дочь, придает этому очаровательному портрету особую теплоту. Кружево и шелк платья графини написаны и широкой манере и переданы с большим мастерством. Эта свободная манера письма использована также для изображения лохматой шерсти собачки и неба, затянутого облаками, на заднем плане. Сэр Джошуа Рейнолдс более всего известен портретами английской аристократии, написанными в возвышенном стиле, заимствованном у великих итальянских мастеров. Хотя в этом портрете пышность и условность композиции сведены к минимуму, художник все же ввел ряд традиционных деталей на заднем плане, вроде колонны, драпировки и нависших облаков. Рейнолдс пользовался репутацией художника, который возвысил портретную живопись в Англии до уровня великих итальянских мастеров. Во время правления Георга III престиж художника был настолько высоким, что, когда король основал в 1768 году Королевскую Академию художеств, Рейнолдс без обсуждений был назначен ее первым президентом. Рейнолдс любил изображать портретируемых за работой, в кругу семьи. Полна естественности и грации Нелли О'Брайен (около 1762, Лондон, собрание Уоллес), сидящая в тени деревьев.


Яркие лучи солнца, проникая сквозь частую листву, ложатся бликами  на ее платье, на маленькую собачку, которую она держит на коленях. Спокойный  пристальный взгляд молодой женщины  привлекает внимание к ее приветливому нежному лицу.

Одновременно с реалистическими, свободно-непринужденными портретами Рейнолдс исполнял парадные и аллегорические портреты в «большом статуарном стиле» (как его называл сам художник), сочетающие черты яркой индивидуальности, идеализма, рационализма и приподнятости. Портретируемые в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок, декоративных пейзажей. Сложен по композиции портрет актрисы Сары Сиддонс в виде музы трагедии (1784, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон). В величественной позе восседает она на троне, позади которого видны аллегории — Преступление и Возмездие. Портрет превращен в красочное театральное зрелище, острота портретной характеристики в нем сочетается с иносказательностью, торжественностью. Именно такого типа портреты снискали популярность художнику у многочисленных аристократических и буржуазных заказчиков. Не успевая исполнять заказы собственноручно, Рейнолдс был вынужден прибегать к помощи учеников, что снижало качество его работ. Однако в лучших парадных портретах многочисленные аксессуары не заслоняют характера портретируемых, представленных в состоянии душевного подъема, вдохновения. Таковы портреты офицеров на полях сражений. В них трактовка образов способствует выявлению героических черт. Овеян романтикой морских боев и странствий образ старого адмирала лорда Хитфилда (1787—1788, Лондон, Национальная галерея). Занимая до самой смерти пост президента Королевской Академии художеств, Рейнолдс исполнял исторические и мифологические композиции, много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Как теоретик искусства Рейнолдс призывал изучать художественное наследие прошлого, в частности искусство античности и Возрождения. Придерживаясь взглядов, близких классицизму, Рейнолдс в то же время подчеркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.

Гейнсборо Томас

 

 


 
   

Сэр Эндрью с женой, 1749 
Национальная галерея, Лондон



 
   

Портрет актрисы Сары Сиддонс, 1785 Нац-я галерея, Лондон



 
   

Герцогиня де Бофор, 1770-е 
Эрмитаж, Санкт-Петербург



 
   

Утренняя прогулка, 1785 
Национальная галерея, Лондон



 
   

Портрет Сары Бакстон, 1777 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид


Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнолдса, крупнейшего английского  живописца Томаса Гейнсборо (1727—1788). Он работал главным образом в  области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. 
Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати. 
Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Картина Томаса Гейнсборо «Сэр Эндрью с женой». 
Мистер и миссис Эндрю отдыхают после полудня, посвященного охоте. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрю дают понять, что он только что возвратился с охоты. Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрю - на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Роберт Эндрю и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события.


В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом, истинным его призванием было изображение английской природы. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа — пейзаж старинного парка или лесной опушки,— становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.

В ряде случаев Гейнсборо  исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнолдс. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле — «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784—1785, Лондон, Национальная галерея). Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица.  
Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами.

Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают  в «Портрете герцогини де Бофор» или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза. Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика. Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.

Информация о работе Искусство Англии XVIII века