Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:53, доклад
Последователями великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо в Голландии стали художники из Утрехта, старого католического центра. В то время как большая часть Нидерландов приняла новую веру, Утрехт оставался в лоне католической церкви и потому ориентировался на Италию, ее культуру и искусство
В юности он переехал в Утрехт, где учился у Абрахама Блумарта, но вскоре уехал в Италию (1604-1614). Он не только заимствовал у Караваджо отдельные элементы его стиля (искусственное освещение, контрасты светотени), но и использовал его метод, то есть он писал без подготовительных рисунков. В 1615 он возвращается в Утрехт, где вступает в гильдию св. Луки (1616-1617).До нас не дошли произведения Тербрюггена римского периода. С 1621 творчество Тербрюггена разделяется на религиозные композиции и музыкальные концерты. В том же 1621 он исполнил «Призвание Матфея» (Утрехт, Центральный музей; более поздний вариант - Гавр, Музей изящных искусств), вдохновленный картиной Караваджо. Сходство с Караваджо не вызывает сомнений, но это не прямое копирование. Сидящие фигуры даны не в полную величину, отсутствует пустое пространство. Также в композиции отсутствует Христос и его последователи. Основной акцент делается на ярко освещенной группе справа. Самобытный талант Тербрюггена и старый голландский реализм успешно объединились здесь с мотивами Караваджо. Наемный солдат, который указывает на деньги на столе, имеет профиль , популярной в начале шестнадцатого века на картинах фламандских художников, жестикулирующие руки в центре композиции, также указывают на старые традиции.
Влияние Караваджо отчетливее заметно в манере освещения. Правда у Террбрюггена свет заходит с левой стороны, и он ярче и богаче, чем дневной мягкий свет. Караваджо.
Также в 1621 были написаны Евангелисты (Девентер, ратуша), композиция которых близка работам ван Реймерсвале ( в постановке фигуры, в предметах, окружающих святых), но трактовка рук и лиц типична для караваджизма..
Прекрасным образцом его музыкальной живописи может служить «Концерт». В картине есть все, что типично для приемов караваджиста: жанровый сюжет, крупные, заполняющие всю картину фигуры, огонь свечи, озаряющий их ярким светом и вызывающий глубокие тени. Но этим не исчерпываются особенности живописи Тербрюггена. Композиция у него усложнена: затемненная фигура заслоняет находящуюся на втором плане девушку, а ее рука с нотами, светящимися над огнем свечи, выступает из-за головы юноши. Заставляя изображения пересекать друг друга, Тербрюгген лишает их обычной для караваджистов законченности и рельефности, он крепче объединяет их в единое живописное целое. Свет призван здесь не моделировать и подчеркивать формы, а играть в картине первую роль. Скользя по поверхности лиц и тканей, он меняется в оттенках и силе искажая все, чего он касается . Улыбающиеся лица, залитые теплым, тающим потоком света, приобретают теплоту и выразительность.
Еще один «Концерт» является одним из последних и самых значительных произведений Тербрюггена, который умер в 1629 году, тогда же и была написала эта картина. На картине изображены два человека- мужчина и женщина. Тербрюгген попытался их объединить композиционно и разделить по колориту. Молодой музыкант играет на струнном музыкальном инструменте. Его фигура ищет свое продолжение в фигуре молодой женщины. Он наклоняется к женщине, дотрагиваясь до ее руки. Она же повернула голову в противоположную от него сторону и лениво отстраняет его руку назад. Можно предположить, что этот музыкант был не единственным, кто докучал молодой куртизанке. О ее принадлежности к публичному дому, говорит прозрачное платье, под которым просвечивает обнаженная грудь. Это платье пытается не скрыть ее ,а наоборот, подчеркнуть. Вся фигура женщина дана в холодном колорите и освещена ярким светом, идущим от неизвестного источника. Фигура мужчина имеет теплый колорит и дана в теневом ракурсе.
« Концерты» были распространенным мотивом среди Утрехтских караваджистов. Еще одним приверженцем этой тематики можно считать Дирка ван Бабюрена. Как и предыдущие художники, он ездил в Италию и испытал влияние Караваджо.
Его художественная
карьера была короткой. Как и
все утрехтцы его ранние
В 1621 он возвращается в Утрехт и работает над живописными полотнами, посвященными историческим и мифологическим сюжетам. Например «Вулкан, сковывающий Прометея».
На полу в кузнице лежит Прометей. Вулкан, надевает на него наручники,. Справа стоит , Меркурий, наблюдающий за происходящим.. Слева мы видим Орла, который в будущем будет клевать печень Прометея. Лицо Прометея искажено в тоске, его поза схожа с позой Христа, картины « Взятие Христа под стражу»,написанная несколькими годами ранее. Для обеих картин примером стало произведение Караваджо «Обращение святого Павла». Помимо заимствования положения Прометея, на караваджизм указывает изображение моделей с натуры, светотеневой метод Караваджо, экспрессивность момента.
Цветовая гамма холодная. Преобладают серебристые, зеленые и синие цвета. Свет имеет натуральный источник. Тело Прометея серовато-зеленого цвета, в то время как лицо и ладони загорелые. Это подтверждает тот факт, что Бабюрену позировал реальный человек, работавший весь день на солнце в закрытой рубахе.
Самой известной работой Бабюрена в музыкальной или бордельной тематике столь популярной в семнадцатом веке можно считать « Сводню». Здесь изображен молодой мужина, предлагающий монету за услуги женщины- лютнистки. Сводня внимательно рассматривает монету. Фигура даны в поясном изображении, что типично для утрехсткого караваджизма. Впоследствии мы найдем отклики этой картины в произведении Вермера.
Особняком
среди утрехтских
Зрелое творчество Стомера связано с Италией, где он прожил долгие годы. Именно поэтому его можно не включать в список утрхтских караваджистов, так как от голландской традиции Стомер практически ничего не взял. Художник не писал легкомысленных жанровых сцен и сложных, пышных аллегорий, он черпал свое вдохновение в Библии и Евангелии. Демократическую трактовку евангельских образов Стомер перенял у караваджистов, так же как приемы пластической "сверхубедительности", и самый тип картины с масштабно увеличенными поясными фигурами, мощными светотеневыми эффектами, создающими драматизм и психологическую выразительность сцены, реальность фигур, натуральность и обыденность деталей обыграны и усилены до появления в них героического звучания Немного найдется произведений, где бы трепетный свет колеблющегося пламени свечи давал такой богатый тональный эффект, как в картине М. Стомера «Исав и Иаков»
Как и Караваджо
Стомер работает в манере «
В картине "Поклонение пастухов" нет умиления и теплоты, часто присущих изображению Рождества. Сцена драматична и даже трагична, образы Богоматери и пастухов героизированы - это первые христиане, готовые отдать свою жизнь за новую веру.
В трактовке этого мастера отсутствуют конкретные детали, привязывающие евангельский сюжет к определенному месту и времени.
Особая значительность
происходящего подчеркивается и
торжественным красочным
Возвышенность
и героизм не противоречат реальности,
даже натуралистичности в
Голландский караваджизм дал немало ярких творческих индивидуальностей, но его главная заслуга отразилась в творчестве Рембрандта.
Использованная литература:
Judson J.R. Gerrit van Honthorst: a discussion of his position in Dutch art. The Hague: Nijhoff, 1959
Информация о работе Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков