Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:29, доклад
В конце VI в. у кочевых народов и оседлых племен Аравийского полуострова начал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав единое государство с центром в Мекке. В VIII в. они завоевали Сирию, Египет, Персию. Армению, Пиренейский полуостров и создали большое государство со столицей в Багдаде, позднее в Замарре (Месопотамия).
Раннее ткачество мавров, как и в других странах, поначалу использовало коптские и сасанидские традиции. Узор строился полосами или в кругах. Повторялись сюжеты, например, победа льва Гильгамешем. Но характер рисунка ближе к коптскому. Как и в коптских тканях, круги обводились ленточным орнаментом и соединялись коптскими звездами. Кроме того, использовалась композиция полосами, где парные животные и птицы (преимущественно, павлины) чередовались с древом жизни и арабскими надписями. Позднее, ткачи-христиане, переработают надписи в орнамент. Использовалось много феодальной символики.
Основные цвета мавританских тканей – черный, красный и желтый.
В XI в. ткачи, опираясь на высокие достижения поздней мавританской культуры, создали свой неповторимый стиль – стиль Севильи и Альгамбры. Узор тканей напоминал узоры убранства дворца в Альгамбре. Геометрия альгамбры наполнена символизмом, каждая линия имела свое значение. Горизонтали – покой и размышление, вертикали – стремленье и полет души, косые – печаль или радость и т.д. Промежутки между пересекающимися полосами заполнялись фоном или узорами из плоского, как бы рассеченного листа на тонком стебле, или надписями, выполненные строгим куфическим шрифтом. Фон обычно был темным и насыщенным зеленого, синего или коричневого цвета. На этом фоне четко смотрелись бледно-желтый, красный, белый и синий рисунок.
После завоевания Сицилии французами и крупного восстания, известного в истории под названием «Сицилийская вечерня», мастера перебрались на Аппенинский полуостров, где в это время налаживалось собственное производство тканей.
К числу одного из самых знаковых видов одежды относится накидка для паломничества в Мекку. Она проходит под правым плечом и перекидывается на левое плечо.
Другая древняя форма, дошедшая до наших дней – абас, верхняя одежда типа плаща из грубой овечьей или верблюжьей шерсти с полосами желто-черного, желто-голубого или чисто желтого цвета. По покрою абас представляет собой мешок, имеющий отверстия для головы и рук и открытый спереди сверху до низа.
В качестве головных уборов до наших дней сохранились четырехугольные платки, один край которых покрывает голову, другой свободно опускается на спину. На голове платок удерживается эластичной тесьмой, часто сплетенной из волоса.
Длинная и широкая рубаха арабов может быть с рукавами или без них. Она имеет на груди разрез и завязывается на талии кушаком.
Во время завоеваний VII – IX в. арабы позаимствовали у покоренных народов различные виды одежды, которые обогатили одежду, сделали ее разнообразнее. В последствии единственной частью одежды, общей для всех арабов, стали штаны, заимствованные в Азии.
В Азии и Египте носили арабы штаны, белую рубашку из хлопка, льна или шелка с длинными широкими рукавами, узорчатый кафтан с длинными рукавами, пестрый пояс и верхний распашной халат с запахивающимися поломи, подпоясанный кушаком.
Костюм дополняла шапка из черной смушки или чалма. На ноги надевали башмаки с загнутыми носами из кожи или сафьяна, иногда сразу по несколько пар.
Женский костюм Женских изображений времени раннего ислама сохранилось мало, и сведения об их облике в основном берутся из литературы. Канонический идеал красоты предполагает наличие изящного стана, белого гладкого лица, «подобного луне в 14 ночь», миндалевидные черные глаза под густыми черными бровями и родинку на щеке.
Однако, открывать эту красоту было почти всюду запрещено. Существовал обычай закрывать лицо покрывалом из крепа или кисеи, которое в разных странах называлось по -разному: паранджа, чадра и т.д. Обязательным было и головное покрывало, прикрепленное на лбу и спускающееся сзади почти до земли. Покрывала были разных цветов и украшались вышивкой, золотом и блестками. Волосы заплетались в косы и перевивались шелком.
В комплект женской одежды входили те же части, что и в комплект мужской: длинная широкая рубашка, шаровары, шарфы-пояса, кафтаны, халаты. Кафтан в соответствии с каноном туго прилегал к груди и затягивался поясом. Рубашка доходила до колен, из - под нее выступали широкие шаровары из тонкой ткани, подвязанные у коленей и ступней. Рукава рубашки во время работы завязывали на спине, обнажая при этом верх тела.
Одежду дополняли ручные и ножные браслеты, кольца в ушах и носу, перстни.
P. S.
О маврах. Из письма К.Маркса дочери Дженни.
«Они ростом выше среднего француза, у них продолговатые лица, орлиные носы, большие и сверкающие глаза, черные волосы и борода, а цвет их кожи бывает оттенков от почти белого до темно-бронзового. Их одежда – даже нищенская – красива и изящна: короткие штаны, покрывало (или мантия, скорее, тога из тонкой белой шерстяной материи), или плащ с капюшоном. Для прикрытия головы в неблагоприятную погоду, при сильной жаре и т.д. для этого служит также капюшон, или тюрбан, или кусок белого муслина, которым они опоясывают свои штаны. Обыкновенно они оставляют ноги босыми, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна.
Даже самый бедный мавр превзойдет величайшего европейского актера в искусстве драпироваться в свой плащ и в умении выглядеть естественным, изящным и полным благородства…»
P.S. 2.
В самом Коране только в одном месте имеется прямое запрещение работы художников, точнее скульпторов. Вот этот стих: «О, верующие! Вино, азартные игры, статуи – суть наваждение сатаны; воздерживайтесь от этого, и вы будете счастливы!»
Запрещения изображать живые существа есть в комментариях к Корану:
«Несчастье тому, кто будет изображать живое существо. В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям душу, будет сожжен в вечном пламени»
В другом месте:
Бог послал меня уничтожить людей троякого рода: гордецов, многобожников и живописцев. Берегитесь изображать господа или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы»
У Бухари: « Ангелы
не войдут в дом, где находится
картина или собака»