Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:23, контрольная работа
В ХХ веке возникает целый ряд направлений и течений художественной культуры, которые долгое время будут восприниматься как направления, отказавшиеся от всех художественных традиций. Эти новые направления принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчёркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Процесс изменения мировоззрения в искусстве XX века 4
1.1 Психология искусства XX века 4
1.2 Культура XX века. 7
2. Основные направления художественного искусства XX века 9
2.1 Фовизм, первое течение авангарда. 9
2.2 Особенности кубизма, второго течения 11
2.3 Экспрессионизм, как направление художественного авангарда 13
2.4 Абстрактное искусство 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Процесс изменения мировоззрения в искусстве XX века 4
1.1 Психология искусства XX века 4
1.2 Культура XX века. 7
2. Основные направления художественного искусства XX века 9
2.1 Фовизм, первое течение авангарда. 9
2.2 Особенности кубизма, второго течения 11
2.3 Экспрессионизм, как направление художественного авангарда 13
2.4 Абстрактное искусство 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Введение
Актуальность темы. В ХХ веке возникает целый ряд направлений и течений художественной культуры, которые долгое время будут восприниматься как направления, отказавшиеся от всех художественных традиций. Эти новые направления принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчёркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.
Новое искусство ХХ века – это многообразие сечений и направлений. Творчество отдельных представителей авангарда вообще не вписывается в рамки каких-либо художественных течений. Кроме того, многие представители авангарда в разное время создавали произведения, которые теперь причисляются к различным авангардистским течениям. Не существует единство мнений даже в вопросе выбора обозначения искусства ХХ века. Дело в том, что в конце ХIХ века в Европе и в Америке возникает особый художественный стиль – модерн, связанный с архитектурой, дизайном прикладным искусством. Иногда этот стиль называли «новое искусство» в этих случаях понятия «модерн» и «новое искусство» используются в более узком смысле. В большинство случаев под модернизмом понимают именно совокупность нетрадиционных течений.
Цель работы: изучить специфику художественного мышления и отображения в искусстве XX века.
Задачи:
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Процесс
изменения мировоззрения в
1.1 Психология искусства XX века.
Психология искусства - призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека.
Произведение искусства — есть всегда синтез объективных и субъективных законов. Доминирование в каждом конкретном случае тех или других закономерностей связано часто с психологическим типом творца.1
Системно-типологический подход к проблеме литературных, музыкальных, художественных и т. п. способностей предполагает существование единого комплекса природных задатков, развивающихся на их основе способностей, психофизиологических и психологических особенностей, условий развития, воспитания, средовых влияний. При этом центральной проблемой любых способностей становится проблема индивидуальных различий. Личностные особенности художественного интеллекта, восприятия, памяти, мышления, ценностно-мотивационная сфера, мировоззренческие установки, творческий процесс и способ создания произведения искусства определяют индивидуальный творческий стиль автора, его технику и язык. Базисом этого комплекса является психологический тип личности.
Единство художественных, когнитивных и личностных особенностей, включающих доминирующую мировоззренческую установку типологического характера определяет творческий стиль писателя, музыканта, художника. Формула «Стиль — это человек» подтверждается известными словами Флобера: «Мадам Бовари — это я».
Искусство, считает З. Фрейд, возникло в период ранней истории общества. В психике первобытного человечества преобладали представления о всемогуществе мысли. Искусство, разумеется, в начале своего существования не могло являться искусством для искусства. В те доисторические времена оно, имело такое значение, которое в современном обществе уже потерянно. Первобытный человек не разделял свои представления, фантазии и реальные феномены явлений природы; ему казалось, что власть, которую он имеет над своими мыслями, распространяется и на объективную реальность. Подобный тип мышления называют магическим мышлением.
Развитие психики в ходе истории
человечества, в процессе изменения
социальной жизни, утвердили в человеке
другой принцип — принцип реальности;
вера во всемогущество мысли была
разрушена. "В одной только области
всемогущество мысли
В своей работе «Психология искусства» Л.С. Выготский приводит такое описание творческого процесса психоаналитиками Ранком и Саксом:
«Наслаждение художественным творчеством
достигает своего кульминационного
пункта, когда мы почти задыхаемся
от напряжения, когда волосы встают
дыбом от страха, когда непроизвольно
льются слезы сострадания и
З. Фрейд рассматривает творчество как продолжение и замену старой детской игры, в которой поэт создает мир, к которому относится очень серьезно, внося в него много увлечения, в то же время, однако, резко отделяя его от действительности. При этом, считает он, творит отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный. Ибо чтобы в душе писателя или поэта развился образ, его должны обуревать сильные чувства, вызванные действием нерешенных внутренних конфликтов, которые ему необходимо отреагировать, чтобы от них освободиться.
Свои конфликты художник перерабатывает с помощью создаваемых образов, наделяя героев противоречивыми чертами своей личности. Чем глубже проработка характеров героев, тем больше вероятность освобождения художника от конфликтов и достижения им большей психологической зрелости.
Процесс художественного творчества является прототипом решения, в котором всегда присутствует тенденция к «порядку». «Такая тенденция к «порядку» неотъемлемо присутствует в каждом произведении искусства, даже когда его содержание или намерение представляет «беспорядок».
Таким образом, художественное произведение
для самого поэта является прямым
средством удовлетворить
И при этом «искусство оказывается чем-то вроде терапевтического лечения для художника и для зрителя – средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз».
Фрейд не был ценителем и знатоком искусства XX века. Ему нравятся искусства, где либидо человека выступает в мягкой, скрытой форме. Искусство же 20 века раскрывает полную правду о природе человека очень остро и откровенно. И поэтому Фрейд явился одним из апостолов нового искусства — не как его ценитель, а как мыслитель, который создал теорию, обнажающую и исследующую душу человека и при этом способную предложить способ исцеления. Фрейд оказывал свое влияние опосредованно, предложив ряд идей, к которым искусство 20 в. двигалось самостоятельно, Он оказался близок модернизму своей критикой современной культуры, своей попыткой нарисовать более динамичный и многоплановый портрет человека, своим обсуждением ранее избегаемых тем (роль сексуальности, детского эмоционального опыта и т.д.). Можно обнаружить параллели между методом свободных ассоциаций и "автоматическим письмом" сюрреалистов, абстрактных экспрессионистов.
1.2 Культура XX века.
Художественная культура
XX столетия — одна из самых сложных
для исследования в истории всей
мировой культуры. Это и понятно,
ибо ни один век не знал таких
трагических социальных потрясений,
таких страшных мировых войн, такого
ошеломляющего научно-
В XX в. «европейское человечество»
впервые столкнулось с
Несомненно, судить об искусстве легче «со ступенек времени» — искусство XX века является еще скорее объектом изучения критика, чем историка. Тем более, что как бы в противовес специализации нашей эпохи научно-технической революции, многие мастера XX столетия выказали разносторонность интересов, проявив себя в самых разных видах и жанрах искусства: станковом, монументальном, театрально-декорационном, в графике, искусстве витража, керамики, в скульптуре малых форм и пр.
Временное пространство в несколько десятилетий вмещает в себя одну творческую жизнь, поэтому представляется нецелесообразным делить искусство нашего столетия на несколько резко отграниченных периодов, как это обычно принято: искусство начала века, между двумя мировыми войнами, периода Второй мировой войны, послевоенное, на современном этапе, что неизбежно привело бы, на наш взгляд, к неестественному нарушению единства творчества одного мастера.
Вместе с тем сложность
характеристики творческих процессов
XX века состоит еще и в том,
что именно это столетие дало жизнь
множеству разных художественных направлений,
подчас прямо противоположных, столкнуло
авангард (именуемый в нашем
Глава 2. Основные
направления художественного
2.1 Фовизм, первое течение авангарда.
Первым течением авангарда считается фовизм. Свое название это течение получило достаточно случайно, как это произошло когда-то с импрессионизмом. Слово «фовизм» произошло от французского слова, означавшее «дикие». Это слово, прозвучало в одной из критических статей, посвященных художественной выставке в Париже осенью 1905 года. В этой выставке принимали участие художники, которых и окрестили словом «дикие». Творчество этих художников и принято называть фовизмом. Наиболее известные представители фовизма – это А. Дерен, М. Вламинг, А. Марке, Ж. Руо, и самый знаменитый из них – Анри Матисс. В течение нескольких лет эти художники придерживались схожих художественных принципов. Как содружество нескольких живописцев фовизм существовал недолго. Каждый из фовистов выработал свою собственную художественную манеру, и творчество каждого из них нельзя свести к фовизму. Тем не менее, именно фовизм стал явлением, обозначившим принципиальный и осознанный разрыв с традициями предшествующего искусства – от Возрождения до ХIХ века. Реализм и стремление отражать действительность были принципиально отброшены. В качестве основных отличительных особенностей фовизма называют следующие:
- использование ярких
красочных сочетаний,
- резкая деформация пропорций и форм реальных объектов;
- создание с помощью этих художественных приемов картин, которые бы не напоминали реальные объекты, а создавали особый эмоциональный настрой именно своей необычностью, своей яркостью, красочностью.4
В определенной степени все эти черты можно было встретить уже у постимпрессионистов, но постимпрессионисты использовали деформации и усиление цвета для того, чтобы выразить смысл и духовную суть изображаемых объектов, явлений. Фовисты же прибегали к деформации и искусственным ярким цветам для того, чтобы заставить зрителя забыть о реальных объектах. В картинах А. Матисса фо-вистского периода можно отчетливо увидеть следы того, что Ортега-и-Гассет назвал дегуманизацией. Характерный пример - картина Матисса «Красная комната», написанная художником в 1908 г. На картине изображена женщина, расставляющая на столе фрукты. Лицо и руки женщины написаны обобщенно, особенно по сравнению с тщательно выписанными узорами на скатерти и на стене. Поверхность скатерти сливается с поверхностью стены. Обе плоскости ярко-красного цвета, украшены одним и тем же узором. В левом углу картины Матисса - окно, в котором можно увидеть уголок природы, то ли нарисованный пейзаж, украшающий комнату. Уголок природы. Декоративное сочетание красок, безусловно, оказывает эмоциональное воздействие, но главное - при восприятии этой картины зритель понимает, что художник принципиально не ставил задачу копирования, отражения действительности. Для художника было важным передать красочные сочетания колорита, а не передать как можно точнее или полнее облик и характер человека, интерьер комнаты, детали пейзажа.