Исторические стили мебели – древнегреческий. Характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Современная западная цивилизация до сих пор находится под несомненным влиянием древнегреческой культуры. Драма, литература, архитектура, мифология и Олимпийские игры — все эти привычные факты нашей жизни корнями уходят в маленькую европейскую страну. Оригинальная древнегреческая мебель не сохранилась. О том, какова она была, мы можем судить по рельефам или по вазовой живописи (чёрнофигурная и краснофигурная керамика).

Содержание

I Реферат на тему: исторические стили мебели – древнегреческий. Характеристика.

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Основная часть

Общая информация……………………………………………………4
Типы мебели…………………………………………………………...6
3. Заключение…………………………………………………………….…..11

Список использованных источников………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Введениепап.docx

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель:

                                                                                                        (подпись)

_____________________

(оценка, дата)

Разработала:

Студентка

                                                                                                        (подпись)

_____________________

(дата) 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

I Реферат на тему: исторические стили мебели – древнегреческий. Характеристика.

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Основная часть

  • Общая информация……………………………………………………4
  • Типы мебели…………………………………………………………...6

3. Заключение…………………………………………………………….…..11

Список использованных источников………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Художественная  культура Древней Греции (VI - IV вв. до н.э.) представляет собой одну из вершин в мировой истории цивилизации. На основе древнегреческой архитектуры  и мебельного искусства лежит  дальнейшее зарождение и развитие мировой  культуры и связанной с ней  декоративного и прикладного  искусства.

Греческая культура развилась на основе эгейской. Греки завоевали Балканы, острова Эгейского моря, продвинулись вплоть до Сицилии. Путешественники и колонизаторы, они впитывали культуру народов, с которыми вступали в контакт. И хотя и другие народы оказывали воздействие на греческую культуру, культура, возникшая в Элладе, была мощным источником, к которому неоднократно возвращались на протяжении следующих эпох. На греческом полуострове возникли независимые маленькие полисы - города-государства, в корне отличные от восточной деспотии, со своеобразной классовой демократией, демократией для избранныхЖивущие в этих полисах привилегированные свободные граждане создали самую великую культуру и искусство античного мира. Рабы же не принимали в этом никакого участия. Умственная и физическая деятельность были четко разграничены. Черную физическую работу должны были выполнять рабы; умственная работа была монополией рабовладельцев. Свободные от черного физического труда, рабовладельцы могли посвятить себя творческой умственной деятельности. 
О греческом жилом доме мы знаем довольно много, прежде всего по описаниям Витрувия. Устройство жилых домов отражает формы общественной жизни и существующие обычаи. Мягкий климат позволял значительную часть жизни проводить под открытым небом. Поэтому жилым домам не придавалось большого значенияВ ранний период и в период расцвета греческой цивилизации даже дома богачей были простыми и мало отличались от домов бедных горожан.

Современная западная цивилизация до сих пор находится  под несомненным влиянием древнегреческой  культуры. Драма, литература, архитектура, мифология и Олимпийские игры — все эти привычные факты  нашей жизни корнями уходят в  маленькую европейскую страну. Оригинальная древнегреческая мебель не сохранилась. О том, какова она была, мы можем судить по рельефам или по вазовой живописи (чёрнофигурная и краснофигурная керамика). . Сохранились уличная мебель, но по ней вряд ли можно делать выводы обо всей древнегреческой мебели в целом. Также сохранилась каменная и мраморная мебель, но всё-таки деревянная мебель представляет из себя наибольший исторический интерес. 
 
 

Общая информация

Итак, что же представляла из себя мебель Древней Греции? По своим формам мебель Древней Греции была близка к египетской. Именно древнеегипетская мебель являлась прототипом для создания древнегреческой мебели. Минимум мебели в доме - основное отличие древнегреческого интерьера. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Древнегреческий минималистический интерьер был связан в первую очередь с неприятием древними греками роскоши, как фактора разрушающего их устои и традиции. В помещениях не было ни печей, ни каминов, огонь разводили около стены или посередине помещения, и дым выходил или через дверь, или в щели стен и крыши.

Немногочисленную  мебель отличала выверенность пропорций  и элегантность исполнения. Следует  отметить что поначалу древнегреческая  мебель не отличалась этими качествами, а так же элегантностью и комфортом. То, как она выглядела, мы можем  представить себе по изображениям на греческих расписных вазах, на барельефах, фресках, росписях, в скульптуре и  по её описаниям в произведениях  греческих писателей, таких как  Платрах, Вакхий, Диоген Лаэртский и  др.

Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения  мебели и других предметов домашней утвари: шкатулок, ларцов и др. Также  в Древней Греции из слоновой кости  и из золота изготавливали огромные величественные статуи богов, которые  весили десятки тонн. Это работы Поликлета и Фидия.

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Причём из бронзы делали в основном курительницы и канделябры. Наиболее ценным и значимым элементом мебели был ларь - сундук для хранения вещей, стенки которого покрывались росписью из различных цветов. Мастера, изготавливающие  мебель очень ценились и были в  большом почёте.

Древнегреческая мебель, как и архитектура, развивалась в двух ордерах - дорическом и ионическом, которые утвердились еще в VII веке до н.э. Наиболее ранние примеры греческого жилища обнаружены при раскопках греческого города Олинфа. О комфорте жилищ свидетельствуют имеющиеся в них комнаты с оцементированными стенами и полом и с терракотовой или каменной ванной, встроенной в пол. Стены домов богато украшены росписями. Богатством рисунка отличались также и мозаичные полы: из разноцветной гальки выкладывали простые геометрические узоры.

Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное  помещение (мегарон). (В древнейшем доме в середине находился очаг, над ним отверстие в крыше для вытяжки дыма; это дымное, черное помещение называлось атрием, от слова ater - черный; позднее оно превратилось в центральный портик дома с большим количеством помещений.) Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в этом доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колоннами (перистиля). У греков по сравнению с нашими домами не было жилых помещений, которые выходили бы в сторону улицы, они были сосредоточены во внутренней части дома. 
Свободные греческие мужчины проводили большую часть времени вне дома, на агоре, в больших залах, на площадях и рынках, посвящали себя общественной жизни, делам, проводили диспуты, занимались гимнастикой. Женщины вместе с рабами занимались домашней работой, следили за собой, в обществе они почти не показывались. Поэтому жилые дома не имели большого общественного значения, и соответственно не проявлялось большой заботы об их оборудовании. Согласно Ликургу, в Спарте было запрещено применять рубанок и другие инструменты, с помощью которых можно было изготовить 
изящную мебель, способствующую изнеженности. 
Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать
коврами. Расписной кессонный потолок был известен уже в VI веке до н. э. После персидских войн возросшие запросы привели к появлению более богатого интерьера. По мере того как прием гостей становился общепринятой традицией, расширялось домашнее хозяйство, жилой дом пополнился целым рядом помещений, служивших этой цели. В период эллинизма, в условиях обострения классовых противоречий, дома богачей отличались поистине восточной роскошью, были окружены садами и парками, изолированы от домов бедных горожан. 
 Довольно точное представление о греческих мебельных формах мы можем получить благодаря рельефным изображениям, рисункам на вазах и танаграм (маленьким терракотовым статуэткам). Мебель в Греции изготавливали ремесленники и предприниматели, которые использовали дешевую рабочую силу рабов. Существовали самостоятельные профессии столяра, плотника, мебельщика, и уже можно было говорить о высоком уровне разделения труда. У столяров был вполне современный инструмент, они имели рубанок, токарный станок. Изобретение рубанка в большей степени, чем все другие инструменты, вместе взятые, способствовало совершенствованию столярного дела и деревообработки. 
Технология производства мебели претерпела значительное развитие. Греки знали уже рамочно-филеночную вязку, гнутье древесины с помощью пара, начали разрабатывать технику изготовления шпона и интарсию. Они мастерски соединяли детали из древесины. Владея всеми этими навыками, греческий столяр стремился подчеркнуть естественные свойства древесины. Греческая мебель имела четкую конструкцию, отвечавшую свойствам материала. Формы свидетельствовали о высоком художественном чутье, о способности находить своеобразные средства выражения, не заимствованные из архитектуры. Чаще всего греки использовали такие породы древесины, как клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех и черное дерево. 
В архаический период греческой культуры (VI век дон. э.) мебель создавалась по образцам азиатских народов, с жесткими, прямоугольными, покрытыми железными листами каркасами. Позднее творческий дух эллинов освободился от этого влияния, и были созданы удивительно оригинальные творения. Формы 
стульев, которые можно увидеть на скульптурных изображениях, невероятно просты; эти стулья состоят из немногих основных элементов. Греческие художники, мастера в отношении сочетания простоты, утонченности, реализма, изящности линий и комфорта, разработали классические мебельные формы, которые заложили основу и послужили образцами для последующих стилевых форм.

Большинство произведений греческого искусства, в том числе  и мебель, было цветным. Резные или инкрустированные орнаменты были сильно раскрашены, что делало деревянные предметы еще более яркими, красивыми. Греки уже знали способы интарсии из серебра, слоновой кости и черепахи. Они отдавали предпочтение строгим тектоническим формам. Ножки, заканчивающиеся лапой зверя, встречались реже. 
Для греческой орнаментики характерны как фигуративные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Наиболее частыми мотивами были акант, пальметта, ряды листьев, лотос и другие цветы в точной, ясной композиции, четких очертаний и яркой окраски. Смотрите обозначение терминов 
в словаре декоратора. Характерным геометрическим орнаментом была спиральная, а также волнистая линия. Широко распространенным орнаментом был меандр; к архитектурным орнаментам относились ионики (овы), бусы и зубчики. Греческая орнаментика была чисто декоративной и не имела символического значения. 
Согласно большинству исследователей, в период с VII по IV века до нашей эры, насчитывалось пять основных типов мебели: табуреты, столы, кушетки, сундуки и кресла. Считается, что все они несли на себе отпечатки ещё более древней, египетской, культуры. Египетскую мебель отличала грубость исполнения, недолговечность и неудобство — египтяне не гнались за комфортом. Однако к V-IV веку до нашей эры у греков возник свой собственный стиль, влияние которого явственно ощущается и по сей день. Мебель становится более гладкой, удобной и красивой.

Типы  мебели

Табуреты

Дифрос

Ранняя форма  скамеечки или табурета (дифроса) еще очень простая, громоздкая, ножки четырехгранные или точеные, поверхность для сидения чаще всего плетеная. Другая форма — складной табурет на Х образной опоре — происходит из Египта, такие табуреты раб носил за своим господином, чтобы он в любое время мог сесть. Это первоначальная форма более позднего складного стула. Чаше всего имел характерные загнутые внутрь ножки, которые в дальнейшем стали делать в виде «львиных».

Клисмос

Для повседневного  пользования, преимущественно для  женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, элегантный клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Для изготовления стула использовалась технология гнутой под воздействием пара древесины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в художественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусства. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.

Существовал и  третий тип, хотя прямо отнести его  к табуретам вряд ли уместно. Они  тоже сохранились до нашего времени, причём под своим древним названием  — это троны. Троны предназначались  исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но и драгоценными камнями.

Кровати

Древнегреческие кровати (клине) во многом отличались от египетских - они существенно возвышались на полом, снабжались высокими фигурными ножками и имели возвышение для головы. Египетские же кровати имели возвышение специально для ног. В большинстве случаев клине было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку, которую можно было убрать под ложе. Клине покрывали тюфяками, коврами и подушками. С современной точки зрения древнегреческие кровати можно было назвать неким гибридом обычной кровати и софы. Как мебель, их использовали не только по прямому назначению, но и для приёма трапезы. Это связано с тем, что древние греки предпочитали трапезничать в лежачем положении. Эта "привычка" зародилась в V-м веке, когда греческая цивилизация вступила в период своего высочайшего расцвета. Во времена Гомера еще ели за столом, а ложе использовали только для сна.

Изображение ложа (клинэ) и стола, древнегреческий  храмовый барельеф

Столы

Стол (трапедза) и бронзовый треножник 

Древнегреческие столы делали в основном из дерева, реже из мрамора и бронзы. Они  были намного ниже, чем их современные "правнуки", а также отличались лёгкостью, компактностью и соответственно были легкоперемещаемыми. Это было связано с тем что греки  использовали столы только по прямому  назначению - для приёма пищи. У греков никогда не клали на стол книги, безделушки и другие предметы. У более богатых  греков было принято использовать два  типа столов - стол специально для еды  и специально для напитков. Древнегреческие столы для напитков были очень похожи на столы в современных закусочных - они были существенно выше и имели три ножки. Что касается трёх ножек - древние греки предпочитали их четырём, причём не только в столах, но и в других элементах мебели, что являлось отличительной особенностью древнегреческой культуры и отличало их мебель от мебели других культур. Как и во всех цивилизациях по мере упадка культуры в Древней Греции столы постепенно становились круглыми , утрачивая традиционную прямоугольную форму.

Сундуки

Количество видов  мебели в греческом доме было незначительным, скромность жилища, климат, одежда и  обычаи не требовали так много  мебели. Шкафы, к примеру, почти не применялись, для хранения одежды и предметов домашнего обихода использовались деревянные сундуки различных типов, похожие на египетские, их разнообразие демонстрируют нам деревянные саркофаги, найденные в Крыму; они сделаны из толстых брусков с двускатной крышей и боковыми фронтонами (единственный архитектурный элемент греческой мебели); подобным образом были оформлены и богатые каменные саркофаги. Сундуки часто являлись приданными невест, так как считались самой ценной мебелью. Данный элемент мебели, как и остальные, имел корни в Древнем Египте.

Информация о работе Исторические стили мебели – древнегреческий. Характеристика