Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:34, реферат
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.
Он органически включает элементы и ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание, сложенное из квадратов пентелийского мрамора.
Парфенон внутри разделен на восточную и западную части. В западной, называемой собственно Парфеноном, находилась казна афинян. В восточном, большем помещении стояла статуя Афины Парфенос.
4.1 Оптическое искажение в Парфеноне
Древнегреческие зодчие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу.
Связь парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.
Тщательные архитектурные
Примечательно также, что колонны
Парфенона не все одинаковой толщины.
Угловые сделаны более
Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.
Отклонения от горизонталей и вертикалей
почти незаметны. Тем не менее
они важны, так как придают
храму целостность и
Мрамор -- материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.
До Парфенона храмы
Недалеко от Афин, в горах Пентеликона, были найдены залежи хорошего белого мрамора. Железистые мельчайшие частички, находящиеся в нем, оказывались после обработки на поверхности. При соприкосновении с влагой воздуха они постепенно окислялись и образовывали равномерный слой, а иногда пятна красивой, золотистой патины. Белоснежный холодноватый камень становился теплым, насыщенным солнцем, как бы впитывавшим в себя влагу воздуха. Эта способность обработанного мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.
5. Храм Эрехтейон
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном, представляющим собой дорический периптер.
Место постройки Эрехтейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехтейона небыло возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехтейона поэтому имеют различные уровни.
Расположение Эрехтейона тем не менее удачно в ансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелая часть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники -- справа, то в восточной части холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона, а и левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехтейон. Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общей асимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю.
Планировка Эрехтейона учитывает неровность почвы. Храм состоит из двух находящихся на разных уровнях помещений. С трёх сторон он имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене.
Эрехтейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехтейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехтейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.
Взгляд на Парфенон с одной точки,
с угла, дает представление обо
всем храме. В отличие от этого
сложный и асимметричный
В архитектуре Эрехтейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза, Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.
Эрехтейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид, три кариатиды опираются на левую ногу, три -- на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, бей чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика. Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Полосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения волос плотности -- туго заплетенных:, слабо заплетенных и распущенных -- точно переданы ям различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос.
Правее богатого светотеневыми
контрастами портика кариатид, на
темной поверхности которого вырисовываются
освещенные фигуры девушек, выступает
спокойная гладь большой стены.
Она лишь на первый взгляд кажется
массивной и однообразной. На самом
деле у этой сложенной из крупных
красивых блоков мрамора стены внизу
есть своеобразный небольшой пьедестал,
украшенный рельефным орнаментом, а
вверху пояс с вырезанным в камке
узором. Декоративные завершения стены
вверху и внизу находятся
Внутренняя планировка Эрехтейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасаемым огнем. Далее располагались святилища Эрехтея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.
В отличие от плоского восточного портика северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны. Иначе они из дали снизу из города не были бы заметны. Северный портик особенно хорошо украшен. Потолок его разделён на красивые квадратные углубления, облегчающие тяжесть.
Ионические колонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители. Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностью отделки Эрехтейон оттеняет сдержанное величие Парфенона. На украшение Эрехтейона обращалось большое внимание. Заказы на изготовление декоративных узоров давались различным художникам, чтобы не было повторов.
(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Известны древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Самым же знаменитым является Афинский Акрополь. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу.
Афинский Акрополь
расположен на природной известняковой скале высотой 156 м над уровнем моря, с плоской вершиной (270–155 м). По найденным керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4–7 тыс. до н.э.). В 13 в. до н.э. скалы Афинского Акрополя укрепляются каменными стенами толщиной 5 м, возведение которых позже приписывались Киклопам, существам сверхъестественной силы. Часть этих стен сохранились и в настоящее время (например, за южной стенойПропилей).
В древнейшие времена Акрополь
был средоточием политической и
военной жизни города: прежде всего
это было место обитания правителя.
В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает
исключительно культовое
Уже в середине 7 в. до н.э. на Акрополе появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новым были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). В начале 6 в. до н.э. здание перестраивается: увеличиваются размеры, возникает второй фронтон и колоннада. Около 525 до н.э. храм был построен заново, обретя мраморные фронтоны, метопы и другие детали. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор» (570 до н.э.)), многочисленные изображения девушек, т.н. Коры.
После победы под Марафоном в 490 до н.э. было решено создать на Акрополе рядом с древним храмом Полиады новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, имел 6 колонн. Однако постройки так и не были завершены, т.к. персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя. Возвращение афинян в свой город в 478 до н.э. – начало нового этапа в жизни Акрополя: возводится южная стена Акрополя, частично восстанавливается храм Полиады, создается колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) (465–455 до н.э.).
Установленная на высоком постаменте в центре Акрополя, она была своеобразной связующей осью всего ансамбля. Изображенная в роскошном шлеме, со щитом и копьем, она была видна издалека, с моря, т.к. солнце сверкало на золотых частях статуи (острие копья, шлем). СкульптураАфины Промахос работы Фидия поражала современников своими грандиозными размерами.
При Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, в 450 до н.э. начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447-438 до н.э.), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь(437–432 до н.э.), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) (между 449–420 до н.э.), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.), статуя Афины Промахос. Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.
Фидий – афинский скульптор (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководит всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Подвергнутый суду за якобы присвоенные во время строительства Акрополя драгоценные материалы и безбожие, был вынужден покинуть Афины, перебирается на Пелопоннес, где создает ряд знаменитых творений.
В последующие эпохи облик Афинского Акрополя менялся незначительно: в начале 4 в. до н.э. царь Пергама Эвмен II устанавливает квадригу на высоком постаменте (известен как Постамент Агриппы) рядом с Пинокатекой, примыкающей к Пропилеям. В Римский период на Акрополе восточнее Парфенона был построен небольшой круглый моноптерный (без алтарной части) храм в честь обожествленной Ромы (Рима) и императора Августа (27 до н.э.).
При введении христианства становятся
храмами и Эрехтейон и Парфенон