История парикмахерского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:07, реферат

Краткое описание

Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.
Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей. Каждой эпохе присущи свои особенности в одежде и в моде на прически, на состоянии и степени развития государства, его национальные и культурные особенности.
Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты, формы новых причесок, по прошествии времени, многие все же начинали им подражать, и мода вступала в свои права.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

Греция. Много ценного  материала в области познания уровня парикмахерского искусства  в древности приносит нам история  древней Греции. Сохранившиеся памятники  греческой культуры, например, скульптуры, свидетельствуют, в частности, о  высоком уровне парикмахерского  мастерства и его артистичности. Правилам гармонии и эстетики, господствовавшим в каждой области искусства, подчинялось  также парикмахерское дело. Прическа должна была идеально „подходить”  к внешнему облику и вместе с ним  создавать гармоничное единство.

Нигде в истории человечества нельзя найти такой исключительной выдумки и изобретательности  в украшении головы, как в древней  Греции. Завивка волос сделалась  там до некоторой степени церемониалом.

В разные исторические периоды  древней Греции появлялись различные  стили причесок и их разновидности. Наиболее характерной чертой женской  прически на протяжении веков было закрытие лба волосами, а также  прическа с пробором- Волосы над  лбом и на висках были подстрижены, а их концы — завиты и уложены  в мелкие локоны. Остальные части  волос, искусно завитые в локоны, перевязывались лентой и откидывались назад. Отдельным элементом уложенной  в волны прически были зачастую повязка  и диадемы, служившие не только в  качестве декоративной детали, но и  в качестве основного композиционного  мотива прически. Другую форму прически из локонов и волн получали, применяя длинную (до двух метров) ленту для  волос.

Такая лента была одновременно повязкой и элементом, связывающим  волосы, и тем самым укрепляющим  прическу. Применялись также сетки, которые поддерживали прическу. Эти  прически свидетельствуют о высокой  технике их исполнения и, следовательно, высокой степени развития парикмахерского  искусства.

Исполнители такого рода изысканных причесок должны были пользоваться соответствующими инструментами и приборами. Греки  знали искусство плоения и  завивки волос и пользовались при этом многими косметическими средствами.

Парикмахерское искусство  в древней Греции, как и в  странах древнего Востока, развивалось  среди наиболее привилегированных  слоев общества и фактически только им служило. Парикмахерским делом занимались рабы и рабыни. Впервые в истории  на территории Греции появляется установленное  название парикмахерской профессии. По названию прибора „каламис” —  металлической палочки с шариком  на конце, которую разогревали на огне и затем применяли для  укладки волос — мастеров парикмахерского  искусства называли „каламистрами”.

Немалую роль играл цвет волос- Наиболее модными цветами в те времена у греческих женщин были светлый и темный блондин. Головные уборы гречанки носили в очень  редких случаях.

К наиболее известным стильным греческим прическам принадлежит  прическа под названием „Лампадион” (пламя). Способ ее выполнения следующий. Посредине головы делают пробор. Сзади  головы, посредине (в наиболее выпуклом месте) выделяют прядь волос, которую  у самой кожи несколько раз  обматывают волосами или хлопчатобумажной тесьмой и крепко связывают. Связанная  таким образом прядь отстает  от головы, образуя нечто в виде кока. Конец пряди скручивают и  завивают щипцами в плотные продолговатые  локоны. Таким же образом завивают концы остальных волос. Особенно старательно выполняют мелкие локоны над лбом и затылком, а также  около ушей. Затем волосы делят  на пряди, с внутренной стороны тупируют, чтобы они не разделялись и  откидывают назад, прикрепляя шпильками  к основанию подвязанной пряди. Наружную сторону волос приглаживают щеткой, слегка покрытой бриллиантином. Завитые концы волос связывают  вместе с концами пряди, создавая тем самым пучок локонов.

Декоративным элементом, и одновременно укрепляющим прическу, является диадема, выполненная из блестящего металла или позолоченной кожи. Нижняя часть прически поддерживается сеткой, соединенной с диадемой. Вместо сетки  можно применить декоративную ленту.

Влияние греческой культуры, также и в области парикмахерского  искусства, распространялось на весь тогдашний  мир, что особенно ярко выразилось у  римлян.

Рим. Памятники и скульптуры древнего Рима свидетельствуют о  значительном развитии парикмахерского  искусства. В течение долгого  времени там безраздельно господствовал  греческий стиль прически. Разнообразие причесок, пока не выработался собственный  стиль ок. 300 г. до н.э., было там еще  более богатое, чем в Греции.

Основной особенностью римского стиля была естественность форм причесок. Парикмахеры, владея высокой техникой, стремились одновременно к тому, чтобы  прическа, кроме изысканного исполнения, имела возможно более естественный вид. Разделенные на пробор волосы, зачесывались назад и свободно опускались, или связывались сзади в узел.

В период расцвета Римской  империи прически получили более  богатую форму — разнообразились  различными украшениями и искусственными локонами. Применялась также укладка  волос мокрым способом.

Мода древнего Рима предъявляла  к женским прическам значительно  большие требования, чем к мужским: мужчины из практических соображений  носили коротко остриженные волосы.

Римлянки в широком  масштабе пользовались искусственными средствами, чтобы подчеркнуть свою красоту и привлекательность. Применяли  массажи тела ароматичными маслами, лечебные ванны, употребляли средства для окраски ногтей, губные помады, карандаши для бровей и ресниц, а также красили волосы. Самыми модными тогда были светлый блондин  и рыжий цвет.

В Риме, как и в Греции, работу парикмахера выполняли рабы и рабыни. Операции при укладке  волос разделялись между отдельными специализированными мастерами (мытье  головы, плоение и завивка волос, притемнение бровей и ресниц, а  также окраска волос). Окончательную  укладку прически выполняла рабыня, которая называлась „кипассис”.

Массажи тела и натирание  его маслами делали другие специалисты. Эти процедуры выполнялись не только в частных домах, но и публичных  банях, так называемых термах, специально для этого оборудованных. Рабов, делающих массажи, называли косметами  — от этого слова происходит сегодняшнее  название „косметика”. В термах работали также специалисты по бритью лица и стрижке волос, называвшиеся „тонсорес”. Среди них были вольные мастера, услугами которых пользовались более  бедные слои общества, не имевшие собственных  рабов.

Таким образом, в древнем  Риме образовались новые виды парикмахерской специальности, которая позднее  станет ремеслом, служащим широким  кругам общества. Последний период расцвета Римской империи отличается большой роскошью и богатством во всех областях жизни. Парикмахерская мода также не отстает от общего уровня жизни, что проявляется в великолепии  и пышности причесок и их перегруженности  всевозможными искусственными украшениями. Около 75 г. до н.э. начались широко применяться  разнообразные парики, которые менялись в зависимости от поры дня и  обстоятельств. Мужчины по-прежнему носили короткие волосы и тщательно  брились.

Завоевания и войны  с германцами вносили изменения  в моду причесок и цвет волос. Римлянки, подражая Взятым в плен германским женщинам, начали осветлять волосы и красить их в светлый блондин. Однако, несмотря на сильные чужие  влияния, римляне сохранили свой собственный стиль. Древнеримские  памятники, рассматриваемые с точки  зрения парикмахерского искусства, подтверждают высокое мастерство и  артистичность римских парикмахеров. В новое время часто возвращались к образцам римских причесок.

Появление на исторической арене  галлов и германцев не внесло радикальных  изменений и новшеств, стимулирующих  развитие парикмахерского искусства; в этой области они скорее приспособились к культурному уровню Рима. Вторжение  в Римскую империю готов, гуннов и других варварских племен привело  к огромным опустошениям и разрушениям  во всех областях жизни; не осталось даже следа древней культуры тела. В  результате опустошения городов, вследствие непрерывных набегов и войн, падает также и парикмахерское дело.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (500—1400)

Общественные отношения, господствовавшие в средние века, в особенности в раннем средневековье, не благоприятствовали развитию культуры, а также парикмахерского искусства. Наоборот, в результате религиозных  влияний всякого рода проявления культа тела были приостановлены. Прически того периода не представляют интересных технических решений. В основном, женщины носили длинные волосы, прямые, опадающие на шею, с пробором, связанные  сзади лентой или сплетенные в  косы. Стало быть, прически были простые, скромные. По повелению церкви женщины  закрывали волосы вуалями, чепцами  или другими головными уборами, выполненными зачастую из дорогих декоративных материалов.

К концу средневековья, особенно после продолжительных войн, вызвавших  соприкосновение европейцев с роскошью восточных народов, появились новые  понятия и мировоззрения, новые  течения в искусстве и культуре, изменилась мода на туалеты и прически.

Италия первая вернулась  к старым классическим формам греческих  причесок. Новое течение постепенно охватывало все более отдаленные государства — Францию и Германию. Наряду с изменениями моды на туалеты  наступает также перелом и  в парикмахерской моде. Исчезают уголовные  уборы в виде чепцов и вуалей.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (1400—1560)

В период возрождения парикмахерская мода развивалась в разных направлениях. Сначала не существовало специального стиля причесок. Знатные дамы создавали  собственный стиль, охотно подражая греческим и римским прическам. Лишь в более поздний период прически приобрели характерные черты  стиля, называемого сегодня ренессансом. В противоположность стильным греческим  прическам, идеалом которых был  закрытый лоб, в эпоху возрождения  стремились подчеркнуть высокий  лоб- Для этой цели женщины даже брили  волосы над лбом. Кроме того, сзади  головы волосы зачесывались вверх и  скалывались декоративными заколками, шпильками и другими украшениями.

Решающее влияние на моду туалетов и причесок оказывала придворная аристократия, прежде всего, королевские  дворы; приоритет принадлежал французскому двору.

БАРОККО (1560—1715)

В конце XVI в. рождается новый  стиль — барокко. В это время  нет еще определенной парикмахерской моды и строго определенного стиля  причесок; наблюдается перегруженность  причесок различными изощренными и  неестественными декоративными  деталями. Были модны очень высокие  прически. Женщины носили парики, изготовлявшиеся  сначала из естественных волос, а  затем — из искусственных. Искусственные  волосы, введенные в парикмахерскую моду, продержались почти 200 лет.

В те времена первенство в  моде на прически принадлежало французскому двору. Деятельность парикмахеров замыкалась в тесных рамках знатных домов  и королевского двора. Жена Людовика XIII Анна создала новый тип прически: над лбом легкие, маленькие локоны, а по бокам — длинные, завитые, спадающие на плечи. Были модны более  низкие прически, украшенные нитками  жемчуга и другими драгоценностями.

В период барокко можно  отметить некоторые различия стилей, в зависимости от представляющих их государств. И так, различаются  барокко итальянский, французский  и испанский. Испанская мода в  течение короткого времени находит  признание во Франции, откуда Мария  Стюарт переносит ее в Англию.

Мода, введенная в 1680 г. фавориткой Людовика XIV графиней де Фонтань, овладела не только Францией, но и всей Европой. Опять стали модными высокие  прически, автором !которых был вьщающийся французский парикмахер того времени  Шампань, отличавшийся богатой фантазией  и незаурядным уровнем парикмахерского  мастерства. В этот период появляется прическа „а ля Фонтань”, позже ставшая  столь высокой, что должна была выполняться  на специальном каркасе из проволоки. Мужчины носили тогда светлорусые  парики.

РОКОКО (1715—1789)

Руководящая роль в моде во всей Европе в этот период принадлежала также французскому двору. В основном прически рококо не отличались от стиля  барокко; вначале довольно низкие, с  течением времени они становятся все более высокие, сложные и  причудливые. Для их выполнения требовалось  зачастую несколько часов работы. Прически украшались перьями, декоративными  заколками, искусственными цветами  и т.п. Из волос выплетались по каркасам различные украшения в  виде корабликов, башенок и других элементов. Цвет волосам придавали  разноцветные пудры.

Для стиля рококо типичными  были прически графини де Козель, Марии  Лещинской — жены Людовика XV, княгини  Ламбаль, маркизы де Помпадур, мадам  Дюбарри и Марии Антуанетты —  жены Людовика XVI. Эти прически вошли  в историю, как наиболее характерные, отражающие стиль и дух того времени.

В период рококо отличились три французских мастера: Ласенер, Даж и Легро. Самым выдающимся из них был Легро, который даже разработал основы технических приемов, а также внедрил в жизнь  принцип, что прическа должна соответствовать  особенностям лица, форме головы, фигуре и. т. п.

Им же была открыта в  Париже Академия, готовящая мастеров-парикмахеров.

„Мария Лещинская”. Прическа, называемая „малой пудренной” — это  образец раннего рококо. Она выполняется  следующим образом. Волосы разделяют  на несколько частей, и среднюю  часть волос связывают у линии, отделяющей нижнюю часть. Разделенные  таким образом волосы следует  накрутить на папильотки, оставляя лишь среднюю часть сзади головы. Из этих волос формируют узел. Затем  накладывают на голову диадему в  виде короны, концы которой соединяют  под узлом (коком). После снятия папильоток волосы, расчесывают и укладывают в пышные локоны и букли, окаймляющие  всю голову. За ушами прикрепляют  длинные свисающие локоны, так  называемые англезы, по одному с каждой стороны.

Англезы выполняют следующим  образом: прядь ступированных волос  берут одной рукой у самой  кожи, а другой — накручивают  спирально (тупированной стороной внутрь) на специально выточенный, похожий  на веретено, стержень. Волосы на стержне  зачесывают щеткой. После извлечения стержня получается длинный, свисающий  локон.

Информация о работе История парикмахерского искусства