Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:07, реферат
Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.
Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей. Каждой эпохе присущи свои особенности в одежде и в моде на прически, на состоянии и степени развития государства, его национальные и культурные особенности.
Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты, формы новых причесок, по прошествии времени, многие все же начинали им подражать, и мода вступала в свои права.
Греция. Много ценного
материала в области познания
уровня парикмахерского искусства
в древности приносит нам история
древней Греции. Сохранившиеся памятники
греческой культуры, например, скульптуры,
свидетельствуют, в частности, о
высоком уровне парикмахерского
мастерства и его артистичности.
Правилам гармонии и эстетики, господствовавшим
в каждой области искусства, подчинялось
также парикмахерское дело. Прическа
должна была идеально „подходить”
к внешнему облику и вместе с ним
создавать гармоничное
Нигде в истории человечества
нельзя найти такой исключительной
выдумки и изобретательности
в украшении головы, как в древней
Греции. Завивка волос сделалась
там до некоторой степени
В разные исторические периоды древней Греции появлялись различные стили причесок и их разновидности. Наиболее характерной чертой женской прически на протяжении веков было закрытие лба волосами, а также прическа с пробором- Волосы над лбом и на висках были подстрижены, а их концы — завиты и уложены в мелкие локоны. Остальные части волос, искусно завитые в локоны, перевязывались лентой и откидывались назад. Отдельным элементом уложенной в волны прически были зачастую повязка и диадемы, служившие не только в качестве декоративной детали, но и в качестве основного композиционного мотива прически. Другую форму прически из локонов и волн получали, применяя длинную (до двух метров) ленту для волос.
Такая лента была одновременно повязкой и элементом, связывающим волосы, и тем самым укрепляющим прическу. Применялись также сетки, которые поддерживали прическу. Эти прически свидетельствуют о высокой технике их исполнения и, следовательно, высокой степени развития парикмахерского искусства.
Исполнители такого рода изысканных причесок должны были пользоваться соответствующими инструментами и приборами. Греки знали искусство плоения и завивки волос и пользовались при этом многими косметическими средствами.
Парикмахерское искусство
в древней Греции, как и в
странах древнего Востока, развивалось
среди наиболее привилегированных
слоев общества и фактически только
им служило. Парикмахерским делом занимались
рабы и рабыни. Впервые в истории
на территории Греции появляется установленное
название парикмахерской профессии. По
названию прибора „каламис” —
металлической палочки с
Немалую роль играл цвет волос- Наиболее модными цветами в те времена у греческих женщин были светлый и темный блондин. Головные уборы гречанки носили в очень редких случаях.
К наиболее известным стильным
греческим прическам
Декоративным элементом, и одновременно укрепляющим прическу, является диадема, выполненная из блестящего металла или позолоченной кожи. Нижняя часть прически поддерживается сеткой, соединенной с диадемой. Вместо сетки можно применить декоративную ленту.
Влияние греческой культуры,
также и в области
Рим. Памятники и скульптуры древнего Рима свидетельствуют о значительном развитии парикмахерского искусства. В течение долгого времени там безраздельно господствовал греческий стиль прически. Разнообразие причесок, пока не выработался собственный стиль ок. 300 г. до н.э., было там еще более богатое, чем в Греции.
Основной особенностью римского стиля была естественность форм причесок. Парикмахеры, владея высокой техникой, стремились одновременно к тому, чтобы прическа, кроме изысканного исполнения, имела возможно более естественный вид. Разделенные на пробор волосы, зачесывались назад и свободно опускались, или связывались сзади в узел.
В период расцвета Римской
империи прически получили более
богатую форму —
Мода древнего Рима предъявляла
к женским прическам
Римлянки в широком масштабе пользовались искусственными средствами, чтобы подчеркнуть свою красоту и привлекательность. Применяли массажи тела ароматичными маслами, лечебные ванны, употребляли средства для окраски ногтей, губные помады, карандаши для бровей и ресниц, а также красили волосы. Самыми модными тогда были светлый блондин и рыжий цвет.
В Риме, как и в Греции,
работу парикмахера выполняли рабы
и рабыни. Операции при укладке
волос разделялись между
Массажи тела и натирание его маслами делали другие специалисты. Эти процедуры выполнялись не только в частных домах, но и публичных банях, так называемых термах, специально для этого оборудованных. Рабов, делающих массажи, называли косметами — от этого слова происходит сегодняшнее название „косметика”. В термах работали также специалисты по бритью лица и стрижке волос, называвшиеся „тонсорес”. Среди них были вольные мастера, услугами которых пользовались более бедные слои общества, не имевшие собственных рабов.
Таким образом, в древнем Риме образовались новые виды парикмахерской специальности, которая позднее станет ремеслом, служащим широким кругам общества. Последний период расцвета Римской империи отличается большой роскошью и богатством во всех областях жизни. Парикмахерская мода также не отстает от общего уровня жизни, что проявляется в великолепии и пышности причесок и их перегруженности всевозможными искусственными украшениями. Около 75 г. до н.э. начались широко применяться разнообразные парики, которые менялись в зависимости от поры дня и обстоятельств. Мужчины по-прежнему носили короткие волосы и тщательно брились.
Завоевания и войны
с германцами вносили изменения
в моду причесок и цвет волос. Римлянки,
подражая Взятым в плен германским
женщинам, начали осветлять волосы
и красить их в светлый блондин.
Однако, несмотря на сильные чужие
влияния, римляне сохранили свой
собственный стиль. Древнеримские
памятники, рассматриваемые с точки
зрения парикмахерского искусства,
подтверждают высокое мастерство и
артистичность римских
Появление на исторической арене галлов и германцев не внесло радикальных изменений и новшеств, стимулирующих развитие парикмахерского искусства; в этой области они скорее приспособились к культурному уровню Рима. Вторжение в Римскую империю готов, гуннов и других варварских племен привело к огромным опустошениям и разрушениям во всех областях жизни; не осталось даже следа древней культуры тела. В результате опустошения городов, вследствие непрерывных набегов и войн, падает также и парикмахерское дело.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (500—1400)
Общественные отношения,
господствовавшие в средние века,
в особенности в раннем средневековье,
не благоприятствовали развитию культуры,
а также парикмахерского
К концу средневековья, особенно
после продолжительных войн, вызвавших
соприкосновение европейцев с роскошью
восточных народов, появились новые
понятия и мировоззрения, новые
течения в искусстве и
Италия первая вернулась
к старым классическим формам греческих
причесок. Новое течение постепенно
охватывало все более отдаленные
государства — Францию и
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ (1400—1560)
В период возрождения парикмахерская
мода развивалась в разных направлениях.
Сначала не существовало специального
стиля причесок. Знатные дамы создавали
собственный стиль, охотно подражая
греческим и римским прическам.
Лишь в более поздний период прически
приобрели характерные черты
стиля, называемого сегодня
Решающее влияние на моду
туалетов и причесок оказывала придворная
аристократия, прежде всего, королевские
дворы; приоритет принадлежал
БАРОККО (1560—1715)
В конце XVI в. рождается новый стиль — барокко. В это время нет еще определенной парикмахерской моды и строго определенного стиля причесок; наблюдается перегруженность причесок различными изощренными и неестественными декоративными деталями. Были модны очень высокие прически. Женщины носили парики, изготовлявшиеся сначала из естественных волос, а затем — из искусственных. Искусственные волосы, введенные в парикмахерскую моду, продержались почти 200 лет.
В те времена первенство в
моде на прически принадлежало французскому
двору. Деятельность парикмахеров замыкалась
в тесных рамках знатных домов
и королевского двора. Жена Людовика
XIII Анна создала новый тип прически:
над лбом легкие, маленькие локоны,
а по бокам — длинные, завитые,
спадающие на плечи. Были модны более
низкие прически, украшенные нитками
жемчуга и другими
В период барокко можно
отметить некоторые различия стилей,
в зависимости от представляющих
их государств. И так, различаются
барокко итальянский, французский
и испанский. Испанская мода в
течение короткого времени
Мода, введенная в 1680 г. фавориткой
Людовика XIV графиней де Фонтань, овладела
не только Францией, но и всей Европой.
Опять стали модными высокие
прически, автором !которых был вьщающийся
французский парикмахер того времени
Шампань, отличавшийся богатой фантазией
и незаурядным уровнем
РОКОКО (1715—1789)
Руководящая роль в моде во всей Европе в этот период принадлежала также французскому двору. В основном прически рококо не отличались от стиля барокко; вначале довольно низкие, с течением времени они становятся все более высокие, сложные и причудливые. Для их выполнения требовалось зачастую несколько часов работы. Прически украшались перьями, декоративными заколками, искусственными цветами и т.п. Из волос выплетались по каркасам различные украшения в виде корабликов, башенок и других элементов. Цвет волосам придавали разноцветные пудры.
Для стиля рококо типичными были прически графини де Козель, Марии Лещинской — жены Людовика XV, княгини Ламбаль, маркизы де Помпадур, мадам Дюбарри и Марии Антуанетты — жены Людовика XVI. Эти прически вошли в историю, как наиболее характерные, отражающие стиль и дух того времени.
В период рококо отличились три французских мастера: Ласенер, Даж и Легро. Самым выдающимся из них был Легро, который даже разработал основы технических приемов, а также внедрил в жизнь принцип, что прическа должна соответствовать особенностям лица, форме головы, фигуре и. т. п.
Им же была открыта в
Париже Академия, готовящая мастеров-
„Мария Лещинская”. Прическа, называемая „малой пудренной” — это образец раннего рококо. Она выполняется следующим образом. Волосы разделяют на несколько частей, и среднюю часть волос связывают у линии, отделяющей нижнюю часть. Разделенные таким образом волосы следует накрутить на папильотки, оставляя лишь среднюю часть сзади головы. Из этих волос формируют узел. Затем накладывают на голову диадему в виде короны, концы которой соединяют под узлом (коком). После снятия папильоток волосы, расчесывают и укладывают в пышные локоны и букли, окаймляющие всю голову. За ушами прикрепляют длинные свисающие локоны, так называемые англезы, по одному с каждой стороны.
Англезы выполняют следующим образом: прядь ступированных волос берут одной рукой у самой кожи, а другой — накручивают спирально (тупированной стороной внутрь) на специально выточенный, похожий на веретено, стержень. Волосы на стержне зачесывают щеткой. После извлечения стержня получается длинный, свисающий локон.