История парикмахерского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:07, реферат

Краткое описание

Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.
Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей. Каждой эпохе присущи свои особенности в одежде и в моде на прически, на состоянии и степени развития государства, его национальные и культурные особенности.
Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты, формы новых причесок, по прошествии времени, многие все же начинали им подражать, и мода вступала в свои права.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

Сооружали прическу, похожую  на женскую шляпу или на виноградную  лозу. При этом пользовались сажей, глиной, животным жиром и золой. Прически украшали раковинами каури, медными  пластинами, перьями, пуговицами, деревянными  палочками, плодами, цветами, лентами. Женские прически по сравнению с  мужскими выглядели значительно  проще. Часто женщины просто сбривали волосы на голове, иногда оставляя их в  виде борозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички. Среди африканского населения была распространена косметика и раскрашивание  тела - татуировка. Африканцы придавали  большое значение искусству причесывания и постоянно совершенствовали его.

 

1.2.   Прически индейцев

 

Прически индейцев были чрезвычайно  просты. Существовало два их типа: заплетенные  косы и распущенные волосы. Мужчины  носили волосы до плеч, подстригая на лбу  челку. Иногда височные пряди скручивали в жтуты или заплетали в  косы. Женские прически состояли из пучков и кос.

Каждое индейское племя  имело свои индивидуальные особенности. Мужчины племени хучинов носили распущенные до плеч волосы, смазанные  маслом и красной охрой. Некоторые  зачесывали их назад и собирали в  пучок на макушке, распускали «скальповую  прядь». Женщины заплетали волосы в косы.

Мужчины-ирокезы чисто  выбривали голову, оставляя лишь часть  волос в виде гребня, который шел  ото лба до шеи. «Гребень» подрезали  так, чтобы волосы торчали вверх. Для густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей  шерсти или перьев. Женские прически - узлы и пучки, спускавшиеся низко  на шею. Волосы обильно смазывали  маслом, глиной или смолой, украшали цветами.

Прически многих индейских  племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иное событие в жизни: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в  воины, вступление в брак. Фактически прически были однотипными, но могли  рассказать о занятиях представителя  племени, его культуре., быте, достатке. Так же, как и у народов Африки, прически индейцев отражали их положение  в общине. Так как каждое племя  индейцев поклонялось определенному  животному, то и в прическах, особенно мужских, встречались элементы внешнего вида этого животного. Так, мальчики рода буйвола носили на голове два  завитых локона, которые торчали  с двух сторон наподобие рогов - в  честь тотема. Индейцы, почитавшие черепаху, носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее плечи, голову, хвост, ноги. Прически племен, поклонявшихся  ворону, орлу, лошади, горностаю, напоминали силуэты этих птиц и животных, их украшали рогами, хвостами и перьями.

Головные уборы индейских  племен отличались большим разнообразием. Самым распространенным украшением были перья орла. Форма, положение  и количество перьев говорили о военных  заслугах. Тело покрывали геометрическими  рисунками, раскрашивали черной и красной  красками.

Косметика индейских племен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскрашивало себя по-разному, употребляя душистые смолы, древесный  уголь, растительные краски. Индейцы  Бразилии деформировали отдельные  части лица - нос, губы, мочки ушей. У племен майя косые глаза были эталоном красоты. Индейцы-кри украшали части лица, нос, уши. В носовую  перегородку вставляли гусиное  перо, деревянную или костяную палочку, расписанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды. Лицо окрашивали охрой, свинцом, сажей.

Многие племена прибегали  к татуировке. Рисунки ее наносились с детства яркими цветами, среди  которых преобладали синяя и  оранжевая краски. Однако процедура  эта была болезненной.

 

1.3.   Египет

 

Археологические находки  показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, а их форма долго сохранялась в  различных слоях египетского  общества. Стиль этой эпохи отображал  условия жизни общества. Форма  прически напоминала трапецию. Волосы часто сплетали в мелкие косички  и ровно обрезали таким образом, чтобы они только закрывали уши, создавая прическу «Пажо». Мужчины  и женщины носили парики, форма, размер и материал которых указывали  на социальное положение его владельца. Волосы парика заплетали в тугие  многочисленные косички, располагая их плотными рядами.

Характерной чертой всех причесок была строгость и четкость линий, за что они получили название «геометрических». Все волосы, плотно облегающие лицо с обеих сторон, разделяли продольным пробором и ровно постригали на концах. Верх парика был плоским. Все мужское  население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным  прибором из камня или бронзы. Египтяне носили искусственные бороды из волос, которые прикреплялись шнурками к чисто выбритому подбородку.

Прически знати отличались пышностью, простонародья - скромностью  и сдержанностью. Но при более  глубоком изучении тех и других можно  подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую форму - трапецию. Хотя основным атрибутом  прически был парик, они все же не отличались большим разнообразием, особенно у мужчин.

Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились  более декоративными. Парики изготовлялись  из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно- в период нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники - маленькие, круглой формы.

 

1.4.   Древняя Греция

 

В Греции парикмахерское искусство  было на высоком уровне развития. Греки  объединили достижения культуры других народов. Рабы-парикмахеры при выполнении прически соблюдали правила гармонии и эстетики. Они стремились подчеркнуть  строение человеческого тела как  вполне совершенное создание природы. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

В период архаики мужские  прически отличались простотой линий  и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые  в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные  в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая  охватывала всю голову. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых  волос, которые спадали на плечи  и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом  обвивали голову. При этом на лбу  волосы укладывались в густую челку  из мелких кольцевидных или серповидных  локонов.

Древнегреческие мастера, обладая  большим вкусом и чувством гармонии, всегда создавали свои прически с  учетом возраста, особенностей лица и  фигуры.

После этих причесок в V-VI веках  до новой эры появились маленькие  аккуратные парики из подстриженных, крупнозавитых  кудрей. Завивке в это время  уделялось большое внимание.

В период расцвета Афинского  государства в мужских прическах  постепенно появляется некоторая женственность, например, прическа Аполлона Бельведерского. Она выполнена из завитых длинных  прядей, уложенных надо лбом изящным  легким бантом. В женских прическах  преобладали четкие очертания пучков и узлов. Получили большое распространение  туго уложенные на затылке пряди. Эта прическа называлась «прической гетеры». Со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос  с применением каркаса и получила название «греческий узел». Такая прическа считалась классической в Древней  Греции.

 

1.5.   Древний Рим

 

Парикмахерское искусство  у древних римлян, так же как  и у древних греков, пользовалось особым вниманием. В течение долгого  времени там господствовал греческий  стиль, пока не выработался собственный, который около 300 лет до новой  эры был еще богаче, чем в  Греции.

Мужские прически представляли все возможные фасоны стрижек. Делались они из взбитых волос. Самой характерной  была прическа с густой челкой, закрывавшей  весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась  до мочки уха и легко подвивалась. Прически не были сложными, стриглись  довольно коротко, брилось и лицо.

После введения христианства был принят новый вид стрижки  волос - «тонзура». Его можно считать  относящимся к церковнослужителям. Предшественницей этой стрижки была стрижка «апостола Павла», при  которой передняя часть головы выбривалась. Эту стрижку носят еще; и сегодня  служители греко-католической церкви.

Женские прически делались из длинных волос. Волосы укладывались в тугие, объемные пучки. Делались прически с разнообразными плетениями из кос, с завивкой волос волнами. Когда  в Рим были привезены рабыни-блондинки, римлянки начали обесцвечивать волосы. Сами средства для обесцвечивания остались секретом. Предполагалось, что при  этом применялись серные или меде содержащие препараты.

Позднее у римлян встречается  короткая стрижка на голове и гладко выбритое лицо, так как длинные  волосы и бороды мешали им в сражениях.

На старинных барельефах чаще всего можно увидеть длинные  серьги, подвески в виде крестов  и полумёсяцев. Предплечья и запястья украшались массивными золотыми браслетами с изображениями богов и животных. Распространены были также браслеты в виде спиралей из эмали и золота. Знать носила массивные золотые  цепи, воротники из пластин с крупным  жемчугом. Низшие сословия - украшения, изготовленные из простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.

Все население, независимо от ранга, широко использовало косметику, причем особенно ценились ароматические  настойки и эссенции для лица и  тела.

 

1.6.   Средние века

 

Приблизительно в X-XII веках  начинает развиваться парикмахерское ремесло. К этому времени возникают  и быстро растут города. Скученность  городского населения приводила  к частым эпидемиям, уносившим огромное количество жизней. Посещение бань стало не только обязательным, но и  жизненно необходимым. Здесь можно  было и вымыться, и побриться, и  постричься; Эту работу выполняли  банщики - первые представители парикмахерского  дела. Они занимались, кроме этого, удалением зубов, бородавок, кровопусканием. Имели банщики и свой профессиональный знак - небольшой круглый тазик.

В XII веке появляется профессия, родственная парикмахерской, - брадобрей. Брадобреи выполняли самые примитивные  стрижки, делали прически, брили бороды. Но вскоре они начинают присваивать  себе права медиков и банщиков. Частые крестовые походы, рыцарские  междоусобицы привели к тому, что  на основе профессии банщиков и брадобреев появилась совершенно новая - фельдшер-полевой  парикмахер.

Девушки франкских племен времен Меровингов (500-751 гг.) носили волосы свободными и открытыми, поскольку  это не мешало им в работе. В торжественных  случаях они украшали их узким  золотым обручем, цветами и лентами. Знатные женщины связывали волосы на затылке по-римски или же покрывали  их платком. При Каролингах, после 751 года, женщины носили посередине пробор и длинные не подвязанные сзади  косы, плетение которых начиналось у самой головы.

В торжественных случаях  высшее духовенство носило митры. Митра  ранее представляла собой круглую  шапку, простую по форме и украшению, но со временем она стала более  высокой, треугольной, из двух половинок, соединенных околышем. Митры изготовлялись  из парчи и расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади  с митры опускались на спину длинные  ленты. Другим парадным убором считалась  тиара. Это был вначале высокий  колпак конической формы, посередине шла  полоса, переходящая в горизонтальный околыш. Тиара так же, как и  митра, делалась из дорогих материалов.

 

1.7.   Ренессанс (XV-XVI вв.)

 

Эпоху, сменившую средневековье, характеризуют как эпоху Возрождения (Ренессанс). Она принесла с собой  расцвет искусства, литературы и  естественных наук. Мужчины в то время носили волосы, достигавшие  плеч или лопаток. Спереди выстригали ровную челку, а височные и затылочные пряди подстригались полукругом или эллипсообразно.

Прически делали как из прямых, так и из завитых волос. В женских прическах преобладали  завитые локоны, закрепленные шпильками. Распространенная прическа - « Колба»- пробор. В такой прическе волосы зачесывались от макушки в разные стороны - от виска до виска. Через  лоб шла ровная линия, обрезанная горизонтально. Волосы сзади подстригались  по кругу, при этом концы их подвивались  и подгибались внутрь.

Часто делалась «пейзанская» стрижка, где применялись перевитые  украшения, локоны и многое другое. Использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применением  каркаса.

 

1.8.   Барокко (конец XVI - середина XVII вв.)

 

Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности. Распространяется прическа из завитых длинных и полудлинных  волос, спускающихся отдельными локонами на плечи и спину.

С 1624 года в моду входит пышный завитой парик. Завивали его горячим  способом, с помощью пара, что  было в то время большим новшеством. Во второй половине XVII века парикмахерское дело достигает большого расцвета. Парикмахеры делают всевозможные прически: «грива», «пудель». Они представляли собой большое взбитое «облако» из локонов, окружавших лицо. Бриды  париков были удлиненными.

Самой модной бородой этого  времени считается «мушка» ~ маленький  пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XIII во Франции.

Женские прически стали более  естественными. В моду входит прическа «Мария Манчини», которая укладывалась двумя полушариями. Делался прямой пробор и два змеевидных локона, ниспадающих на спину или плечи.

Затем появляется новая прическа - «фонтаж». Она представляла собой  нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных  горизонтальными рядами поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков. а на грудь спускался один или  несколько змеевидных локонов.

В 1644 году появилось специальное  руководство, содержащее советы и рецепты  по уходу за лицом и волосами. Но. несмотря на это, личная гигиена  еще не стала привычной. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и  плохо оборудованные. В них едва помещался небольшой столик, зеркало  и таз с кувшином. Умывались  через день. К концу недели на лице образовывался толстый слой помады. Женщины, девушки и даже мужчины  румянились и подкрашивали губы.

Информация о работе История парикмахерского искусства