История парикмахерского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:07, реферат

Краткое описание

Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.
Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей. Каждой эпохе присущи свои особенности в одежде и в моде на прически, на состоянии и степени развития государства, его национальные и культурные особенности.
Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты, формы новых причесок, по прошествии времени, многие все же начинали им подражать, и мода вступала в свои права.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

 

1.9.   Рококо (первая половина XVIII в.)

 

Этот художественный стиль  принес изящество, легкость, воздушность, утонченную хрупкость и изнеженность.

Прически на париках начинают постепенно уменьшаться. Носили прическу «кё»: подвитые волосы зачесывали на затылке  в хвост черной лентой. Затем хвост  стали убирать в мешочек из черного бархата. Такая прическа получила название «а-ля бурс».

Затем появились прически, в которых височные пряди завивались и укладывались по-разному. Затылок  был гладкий. Снизу затылочные волосы обматывали кожаными ремешками в  виде крысиного хвоста или заплетали  косичку.

Женские прически были маленькие, при этом их обильно пудрили. Одной  из них была прическа «графини Коссель». Красивые легкие локоны обрамляли передние и боковые части головы, тогда  как задняя часть была гладкой. Локоны обрамляли только затылок.

В период Рококо были наиболее известны три французских мастера: Ласкер, Даж и Легро. Самым выдающимся из них был Легро, который разработал основы технологии парикмахерских приемов, а также внедрил в жизнь принцип, заключавшийся в том, что прическа должна соответствовать особенностям лица, форме головы, фигуре. Им же была открыта в Париже Академия, готовящая мастеров-парикмахеров (1757 г.).

Во второй половине XV11I века прически становятся выше. Они представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой.

Для того чтобы выполнить  такую прическу, нужно было прибегать  к каркасам. Сверху на прическе укрепляли  фигурки людей, кораблики.

Трудно назвать другой стиль, который бы украсил прически больше, чем стиль рококо: золотые  шпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала, оникса, чу га. Шпильки использовались в прическе десятками, а иногда и сотнями.

Было модно украшать прическу живыми цветами, а чтобы они не увядали, внутрь вставляли флакон с  водой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми  перьями, перьями марабу.

Придворные кавалеры и  дамы стремились под белилами и пудрой скрыть свой возраст.

 

1.10. Директория (1795-1799 гг.)

 

В период Директории в моду входят женские прически, когда волосы ниспадают на плечи или закалываются произвольно. Для этого пользовались различными заколками для волос.

Появляются утрированные и экстравагантные прически, в  которых волосы были как бы в беспорядке, создавая впечатление непричесанности. Возникают прически «Невероятная», «Немыслимая».

Это течение, названное классицизмом, с конца XVIII века стало оказывать  свое влияние на весь уклад жизни  и во Франции. Мода предпочитала греческий  стиль, что привело к простоте и естественности причесок. Волосы ниспадали свободно, непринужденно, и зачастую закалывались только одной  шпилькой, брошью или просто связывались  узлом.

Наряду с этим носили и  укороченные волосы с разнообразными локонами, к тому же еще с украшениями  в виде страусовых перьев, султанчиков, лент и звезд из блестящих камней. Все это свидетельствует об отсутствии единства стиля в те годы.

Прически времен Великой  французской революции отличаются пестротой, в них нет однообразия. Прическа перестала быть сословным  отличием. В период диктатуры якобинцев  тон в области моды задавали городская  беднота, народные массы. Моды создавались  чуть ли не ежедневно как реакция  на происходящие события и так  же быстро исчезали. Парики «грива», «узел», «кошелек», «хвост» были объявлены  вне закона. Прически горожан представляли собой свободно ниспадающие на плечи  волосы. Длина их то увеличивалась, то сокращалась. Иногда на лбу выстригалась челка, а на затылке завязывался  хвост. Впоследствии эта прическа стала  более аккуратной и среди буржуа получила название «поросячий хвостик», так как волосы скрепляли в  виде небольшого хвостика. Цвет волос  в прическах был естественным. Буржуа надевали небольшие парики орехового  или каштанового цвета; члены  Конвента ввели в моду прическу «патриот- эле гант» и «ёж», а также  прически граждан Древнего Рима.

Появляются также экстравагантные, карикатурные прически, состоящие из массы завитых волос, с затылка  зачесанных наперед, а с боков, на висках, заплеталось по одной гонкой косичке, которые сзади соединялись  и перевязывались. Такие прически носили щеголи, так называемые мюскадены  и инкруаябль.

Во времена Директории размеры головных уборов значительно  уменьшились. Нередко женский головной убор со- стоял из одной ленты, которая  сочетала в себе цвета национального  флага. Носили шляпы с острым верхом и трехцветными лентами, кокардой или  шнуром. Треугольные шляпы носили военные - со временем они претерпели изменения: в конце века появилась  шляпа «сахарная голова», обвитая  трехцветными лентами; несколько лет  спустя ее сменила низкая шляпа с  прямыми полями. Носили колпаки, получившие наименование «фригийских», появились  цилиндры. Крестьяне ходили в широкополых  войлочных шляпах. Женщины подражали  мужчинам: носили мужские фетровые шляпы с большими полями «а-ля Генрих IV».

 

1.11. Ампир (первая четверть XIX в.)

 

Переворот в модах и  видах причесок произошел во Франции  после того, как Наполеон сверг  Директорию и объявил себя консулом и императором. Мечтавший о великолепии  Римской империи, он дал повод  к тому, что как причесыванию, так и одежде стали придавать традиционно древнеримские формы. Прически делали исключительно на передней части головы, а лоб ограничивали мелкие ниспадающие локоны. Типичными были драгоценные украшения причесок. В то время появилась прическа «Титуса», пользовавшаяся таким успехом, что ее долгое время носили в Европе. Однако вскоре развился и обрел свои формы ампирный стиль. Триумфом его была техника завивки локонов.

Разнообразие локонов: спиральных, круглых, плоских и пр., бросающихся  в глаза при осмотре картин старых мастеров, поражает каждого  современного парикмахера.

Действительно, в те времена  умели мастерски создавать переход  от сплетенных частей прически к плоским  ее частям.

Особенно характерным  было украшение причесок. Широкие  гребешки, драгоценные диадемы, вышитые  жемчугом ленты и дорогие застежки до такой степени заполняли прически, что они выглядели подчас перегруженными. Однако, несмотря на возникшее новое  направление моды, некоторые женщины  и к концу этого периода  носили пудренные прически. В результате английской блокады и нехватки в  связи с этим пудры правительство  запретило носить пудренные прически или же облагало носительницу такой  прически высоким налогом или  денежным штрафом. После поражения  Наполеона эти виды причесок исчезли, как и все, что было связано  с французским императором. Вместе с этим Париж утратил свое положение  диктатора моды.

 

1.12. Бидермейер (1815-1848 гг.)

 

С падением Наполеона тон  в искусстве и моде начинает задавать Вена.

Вновь наступила эпоха  парикмахерского мастерства. Прически этого времени придавали их обладателям  обаяние молодости, красоты, но были очень сложными.

Характерная их особенность - крупные плотные локоны, которые  укладывали с обеих сторон головы, благодаря чему получалась прочная, как бы выточенная из камня форма  прически.

Далеко выступавшие пышные боковые локоны или сдутые боковые  пуфы, стоячие петли и косы требовали  от парикмахера очень высокого мастерства. Украшения, диадемы, жемчуг и ленты, вуали, цветы и украшения из перьев давали ему возможность осуществлять самые оригинальные идеи. Произведения парикмахерского искусства в 1830 году достигли кульминационного расцвета. После этого в причесывании стали  замечаться значительные изменения.

Возник новый бидермейерский стиль, который в противоположность  предыдущему выглядел по-мещански. Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завитками, кольцевым  плетением и спиральными локонами. Такие прически отличались высоко стоящими петлями, крученными и плетенными косами, боковыми локонами.

Наряду с этим прически отделывались украшениями, перьями  и бантами в самых различных  вариантах.

Линии мужских и женских  причесок в 30-40-х годах сохраняются  прежними, с небольшими изменениями. Мужчины продолжают носить короткие прически «а-ля Титус» и «а-ля Каракалла». Но после войны 1812 года распространились прически из полудлинных волос - «а-ля мужик».

Сначала поборниками длинных  волос, романтических локонов были молодые художники, музыканты, литераторы, подражавшие знаменитому пианисту Ференцу Листу. После его блистательного турне по Европе распространилась прическа из полудлинных волос, но ее носили не все. Студентам запрещалось носить длинные волосы. Начальство строго следило за соблюдением этого  правила. Пожилые мужчины продолжали носить прически с короткими волосами «дуновение ветра».

Но мода и в них вносила  свои дополнения в виде разнообразных  проборов. Так, появились прически с  пробором ото лба до затылка посередине или сбоку. Пробор разделял волосы на две стороны.

В 30-40-е годы появляется косой  пробор в прическе. Волосы взбивались коками надо лбом или по бокам пробора  в виде хохолка, с висков зачесывались вперед. В конце 40-х годов волосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника. Их слегка подвивают крупными волнами. Эта романтическая прическа была данью увлечения средневековыми романами Вальтера Скотта. Бороды в  это время не носили, однако мода на бакенбарды сохранилась.

 

1.13. Новое время (с 1920 г.)

 

Буржуазная революция 1848 года положила конец увлечению бидермейерским стилем. Последовали годы развития капитализма, шедшего в ногу с  техническим прогрессом.

Искусство дамского парикмахера  все больше и больше теряло свое значение.

В послевоенное время техника  выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладку феном, термическую и химическую завивки, окрашивание волос всевозможными  химическими составами.

Применяют фиксаторы для  закрепления форм стрижки: лак, бриолин, различные кремы. Используют для  укладки волос специальные щетки, филировочные ножницы, совершенствуется технология стрижек, применяются новые  методы, операции, способы.

Вначале прически короткой стрижки  были сравнительно однообразны. Особенно излюбленной была «пажеская прическа»  с боковым пробором, причем плоская  волнистость волос придавала  привлекательный вид всей прическе.

 

1.14. Славянские народы

 

О внимании, уделяемом славянами  уходу за волосами, свидетельствуют, в частности, обнаруженные археологами  гребни, а также другие орудия труда, употребляемые парикмахерами и  в настоящее время. Для причесывания волос применялись, вероятно, и щетки, получившие свое название от щетины, из которой они были изготовлены.

Бритвы стали известны в 1100 году до н.э., в бронзовом веке. Применялись также ножницы и  зеркала.

Замужние женщины носили волосы, собранные и спрятанные под  платком, а девушки - открытые волосы, иногда лишь повязку и челку. Их волосы были распущены или заплетались  в косы.

Косы из трех и более  прядей связывали шерстяным шнуром и пристегивали янтарным украшением.

Мужчины носили длинные, спускавшиеся на плечи волосы, иногда - бороду и  искусно завитые усы.

Постепенно, в связи с  изменениями социально-экономических  условий жизни, были внесены коррективы и в виды причесок, совмещающие  моду с требованием времени.

Женские прически были довольно разнообразны. Работающие женщины стали  носить короткие стрижки типа «под гребенку», на «косой ряд».

Носили косы, уложенные  в «корзинку» или обвитые вокруг головы. Многие еще не решались обрезать длинные волосы. Подвивали их надо лбом и делали прическу из длинных  волос, завернутых сзади наподобие  «пирожка».

Дополнением к прическам  работниц и активисток стали красные  косынки, небольшие платки, береты. Но многие женщины не отказывались и от шляпок. Появились небольшие  горшкообразные фетровые шляпы. Косметику  употребляли умеренно.

На Руси мужчины издавна  носили полудлинные волосы, которые  прикрывали затылок. Подстригали их на затылке ровным полукругом под  традиционную «скобку» или в «кружок». Волосы расчесывали или «шапкой» во все стороны от макушки, нередко  со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывали назад. Коротко остриженные  волосы считались признаком рабства.

Общераспространенными у  восточных славян были бороды и усы  как признак мужской зрелости. Бороды отращивали смолоду, начиная  от щек, и носили или полными и  широкими, или подстриженными. Формы  бороды были разные: лопатовидные, двойные, клиновидные и т.п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду.

Издавна у восточных славян существовал обычай, по которому простоволосыми разрешалось ходить только девочкам. На людях замужние женщины должны были прикрывать волосы. Именно этот обычай зародил принципиальную разницу  между убором головы девочек и  замужних женщин, соблюдающуюся в  народном быту до настоящего времени. Девичьей прической на Руси были свободно распущенные волосы. При необходимости  чем-то их поддержать или связать  возникали типичные русские девичьи  головные уборы - всевозможные повязки  вокруг головы из лент или тесьмы. У  богатой части населения повязки  были сделаны из шелка, золотых тканей и вышиты узорами. Нередко переднюю их часть делали высокой и особенно пышно украшали.

Иногда ленту заменял  широкий обруч из твердого материала.

Девочки в X-XIII веках начали носить косы. Косу заплетали всегда одну. Она была толстой, не туго стянутой. Замужние женщины Древней Руси подбирали  волосы со всех .сторон и закручивали  их сверху головы. Собранные таким  способом волосы прикрывали повойником. Поверх повойника женщины носили убрус - хустку из полотна или тонкого  шелка. Длина убруса была примерно 2 м, ширина - 40-50 см. Носили их низко спущенными на лоб или подвязанными выше. Поверх убрусов знатные женщины нередко  носили шапки, похожие на мужские.

Оформление мужских причесок XIV-XVII веков по сравнению с X-XIII веками особенно не изменилось, если не считать  большую разновидность шапок  и некоторых видов причесок, которые  появились во второй половине XVI века.

Как и раньше, все слои населения носили полудлинные волосы, расчесанные в большинстве случаев  «шапкой» - во все стороны от макушки. Волосы часто подстригали в виде небольшого чуба на лбу. В народе, особенно среди ремесленников, расчесанные  «шапкой» волосы поддерживались туго завязанным вокруг головы шнуром. Сбоку  волосы достигали кончиков уха и  прикрывали их совсем, или уши были видны между двумя прядями. Сзади  продолжали традиционно срезать  волосы на уровне затылка «под скобку». Лишь в конце века и только среди  бояр и дворян начали распространяться обычаи восточного происхождения: совсем оголять головы или оголять волосы вокруг всей головы, оставляя их коротко  подстриженными на макушке. Такая прическа среди знати не была распространена: она вызывала осуждение со стороны  церкви и большинства правящей верхушки, которые придерживались старых вековых  традиций. В конце века некоторые  бояре носили новую прическу - длинные, расчесанные сверху по центральному пробору волосы, которые свободно ниспадали прядями до плеч Отращивание  бород и усов смолоду оставалась обязательным до XVII века, до того времени, когда молодежь из знатных кругов начала брить лицо. В зрелом возрасте борода и усы традиционно сохранялись  до XVII века. Бритье бороды осуждалось еще  строже, чем бритье головы. Бороды почти  не изменились, их отращивали полными  от щек и придавали разнообразную  форму: то широкие и длинные, то короткие, подстриженные «лопатой» или  слегка подстриженные полукругом. Большая  широкая борода продолжала существовать как признак добропорядочности.

Информация о работе История парикмахерского искусства