Исчезнувшие храмы Старого Оскола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 00:18, доклад

Краткое описание

Храмы на Руси всегда были средоточием духовных и культурных ценностей, много впитали в себя за столетия своего существования. Роль храма как видимого, материального воплощения таинственного, надвременного и надпространственного единения Бога с людьми воспринимались всеми православными как самое необходимое условие спасения души, без которого нет полноценной жизни на земле. Множество храмов стояло на старооскольской земле за века существования города.
В конце 19 века в городе и пригородных слободах было 11 каменных храмов и 1 собор – Богоявленский. До наших дней сохранились и действуют церкви бывших пригородных слобод, в настоящее время вошедшие в городскую черту.

Содержание

Введение. Цель написания работы 3

Историография вопроса 4

История исчезнувших храмов 5

4. «Красота спасет мир» 8

5. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Исчезнувшие храмы.doc

— 3.20 Мб (Скачать файл)

Анатолий Павлович Никулов  рассказал нам, что каменный этот храм был построен в 1894г. Ранее на этом месте стояла деревянная Космодемьяновская церковь. Поэтому один из престолов был освящен в честь бессеребреников Космы и Дамиана. Главный престол был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, потому что с постройкой храма была упразднена другая Покровская церковь, находившаяся в Ездоцкой слободе. Прихожане, опасаясь лишиться покровительства Божьей матери, посвятили ей новый храм. Говорят, что поначалу церковь не отличалась богатством: из трех иконостасов позолочен был только один. Со временем храм все более украшался. Один из самых существенных вкладов в благоукрашение церкви внес купец, а  потом и городской голова С.Я. Мешков. Именно о нем говорит надпись на мраморных обломках. Мраморным в этом храме был не только иконостас, но и жертвенник, а полы перед иконостасом были выложены мозаикой.

Надо добавить, что  именно в этом храме молился священномученик  Онуфрий, который квартировал неподалеку от него на улице Пролетарской. Старооскольский  епископ Онуфрий был расстрелян в 1938г. В нашей гимназии есть музей во его имя. Последний настоятель Покровского храма протоиерей Иванов Василий Михайлович скончался в Валуйской тюрьме в том же году.

 

 

           Кому понадобилось разрушать  эту красоту? Как красива была бы улица Ленина, если бы на ней стояли эти храмы. Целых шесть храмов на довольно небольшом пространстве! Мы упоминали уже, что сравнение фотографий старого Старого Оскола и новостроек поразило нас. На месте уютных зеленых дворов, на месте величественных храмов  плоские многоэтажные бетонные коробки. Как бесконечно жаль.

             Игорь Курляндский, старший научный  сотрудник Института российской  истории РАН, кандидат исторических  наук, считает. что одним из  основных механизмов или методов  гонений на церковь было сознательное и молчаливое попустительство.«Так местным властям со стороны центра давался своего рода карт-бланш более-менее свободно действовать в духе своего революционного правосознания. Такая практика позволяла центру

                                                       8

выгодно дистанцироваться от непопулярных антицерковных акций. Никаких директивных, погромных, централизованных и всеобщих указаний, даже секретных, при такой политике не требовалось. Достаточно было развязать руки товарищам на местах. Инициаторами гонений при таком подходе становились не только и не столько местные ЧК, но и практически все органы советской власти, а также направляющие их деятельность партийные органы». ( «К истории мнимого поворота Сталина к религии и православной церкви» - www.rodon.orq/reliq).

           Наверно, с этой точкой зрения  надо согласиться. Мелентьев Р.И.  рассказывает, что тогдашний председатель  горисполкома Титаренко был против  уничтожения храмов. Но местные выдвиженцы, работники НКВД Стульнев и Огарков, настояли. Но уничтожение храмов началось раньше. Сначала их закрыли и стали использовать под зернохранилища, склады и даже клубы. Отец Рема Ивановича рассказывал ему, что в урожайные годы хлеб ссыпали в закрытые церкви, во все, кроме Ахтырской, кладбищенской. Отец работал в «Заготзерно» и ходил по храмам, проверяя, не «загорелось» ли оно.

             Вот и все, что мне стало  известно о храмах, разрушенных  большевиками в 1930-е годы. Среди  краеведов нет однозначного мнения о точных датах разрушения каждого храма, о том, как относились жители к содеянному, куда делось церковное имущество. Краеведы говорят, что такие сведения можно было бы узнать в архивах НКВД, но многие городские архивы погибли во время войны.

             Тем не менее, работа по этой  теме дала мне много и в  смысле встреч со многими людьми,  и в смысле новых знаний. Я  буду продолжать собирать сведения  о разрушенной красоте. Ведь «красота спасет мир».

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           9

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Колесникова Л.И  Православное церковное зодчество Белгородской области. Книга 1-я. Белгород, 1997г., издатель «Белгородско-Старооскольская епархия»

 

Мелентьев Р.И.  Городок провинциальный. (Записки старожила). Старый Оскол 2005, изд-во «Провинциальный город»

 

Никулов А.П. Старый Оскол.(Историческое исследование Оскольского края). –  Курск. ГУИПП «Курск».1997

 

Курляндский И. К истории  мнимого поворота Сталина к религии и православной церкви (www.rodon.orq/reliq)

 

Яшина О.Н. История Русской  православной церкви. М.:2007

 

Карташов А.В.Очерки по истории Русской Церкви. М.: 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           10

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Исчезнувшие храмы Старого Оскола