Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:41, контрольная работа
Каслинский чугуноплавильный и железоделательный завод был основан в 1747 году тульским купцом Я. Коробковым на Южном Урале в районе озер Иртяш и Касли. Через пять лет предприятие перекупил Н. Н. Демидов. При нем завод выпускал пушки, ядра и знаменитое промышленное железо с маркой "два соболя", которое экспортировалось в Западную Европу.
В 1809 году племянник Н. Н. Демидова Петр продал завод вольскому купцу Л. Расторгуеву. Предприятие, наряду со своей основной продукцией — промышленной сталью и чугуном, начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. Это было обусловлено запросами все увеличивающегося населения городов.
Однако в середине XIX века массовое производство художественных изделий приобщало широкие слои русского общества к искусству.
Повышенный интерес к тем или иным историческим стилям, использование характерных для них форм и деталей, привел к возможности сочетать в одном предмете различные стилистические мотивы и приемы. Мастера в последнюю очередь интересовались органической компоновкой изображения и предмета. Основным критерием стало тщательное воспроизведение популярных сюжетов.
Большинство художников Каслинского завода были выпускниками Академии Художеств. В то время преподавание велось с ретроспективных позиций, что еще больше содействовало смешению стилей в работах мастеров.
Развитие каслинского художественного металла шло параллельно с формированием «национального стиля» в русском искусстве. Русская тематика воплощалась через сюжет, своеобразие облика предмета, форм, декора и технологии. Становление «национального стиля» было непосредственно связано с проблемой национальной самобытности русской художественной культуры.
Для первых десятилетий 2 пол. XIX века отличительным признаком стиля становится интерес художников не столько к самому образу, сколько к средствам, с помощью которых он создавался. Таковыми являлись орнамент, детали декора и даже фактуры «фольклорных» материалов. Стиль во многом носил аппликационный характер.
В 1860–70 гг. в
истории неорусского стиля
В конце XIX — нач. XX вв. эклектичный принцип в трактовке образа сменяется принципом стилизации. Эти новые тенденции знаменовали собой приход нового мышления, нового стиля — модерна.
В изделиях Каслинского завода не все импонирует вкусам зрителя наших дней, потому как современная эстетика в значительной мере отличается от художественных вкусов XIX века. Художники, работавшие над созданием чугунной пластики, были типичными представителями прикладного искусства своей эпохи; в их творчестве в равной степени получили отражение ее особенности, достоинства и недостатки. Но талант, высокое профессиональное мастерство и трудолюбие позволили каслинским мастерам занять достойное место в истории русского прикладного искусства второй половины XIX века.
Список использованной литературы: