Классическая персидская миниатюра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:56, доклад

Краткое описание

История изобразительного искусства на территории Ирана начинается к древнейших эпох. Наскальные росписи, обнаруженные в Мальяне (Фарс) насчитывают 5 тыс. лет. От неолита сохранились следы стенных росписей в жилищах земледельческих поселений, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды.

Вложенные файлы: 1 файл

Классическая персидская миниатюра.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Классическая персидская миниатюра

 

 

История изобразительного искусства на территории Ирана начинается к древнейших эпох. Наскальные росписи, обнаруженные в Мальяне (Фарс) насчитывают 5 тыс. лет. От неолита сохранились  следы стенных росписей в жилищах  земледельческих поселений, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды.

Согласно дошедшим до нас легендам, первым художником Ирана и создателем искусства  живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210-276 гг. н.э. Поклонники Мани верили, что его картины создаются при помощи чудес.

На севере реки Форат обнаружены фрески, одна из которых  изображает охотничью сцену. Фигуры всадников и животных на ней уже  напоминает нам персидскую миниатюру. Интересны росписи «Торфан», найденные в пустыне Галь в Туркестанской области нынешнего Китая, относящиеся к 840-860 г. нашей эры.

При Ахеменидах произведения декоративно-прикладного  искусства - серебряные и золотые  сосуды с чеканкой и гравировкой, ювелирные изделия, печати, монеты - украшались растительными мотивами, изображениями животных, сценами охоты, единоборства царя со зверем, геральдическими мотивами.

 

Плитка  с росписью, первая четверть 17в.

 

В изобразительном  искусстве Сасанидов основное место занимает скульптура: статуя царя Шапура I, высеченная в гигантском сталактите в гроте близ Бишапура; бронзовые бюсты из Мазендерана, знаменитые скальные рельефы в Накши-Рустеме, Бишапуре. До нас дошли изображения сцен триумфа и инвеституры, т. е. акта передачи власти божеством царю, барельефные плитки из литого стука.

Неизвестный художник нач. 17в. Дервиш

 

Декоративная  скульптура помещалась на фасадах и  в интерьере зданий. Интерьеры  украшались также резным стуком, стенными росписями и мозаиками с изображениями людей, иногда портретными, а также зверей, птиц, рыб, сцен царской охоты и пиров, мифологических животных, обрядовых сцен и сюжетов из народных легенд. Все эти сюжеты развиваются впоследствии в жанре миниатюры. Типичен для этого времени орнамент из стилизованных растительных и геометрических мотивов

Проследить  происхождение искусства миниатюры  в Персии довольно сложно, поскольку  оно достигло вершин развития еще  в монгольский и тимуридский  период (13-16 вв). При монгольских правителях в Иране широко распространялся художественный стиль Китая, при дворцах правителей работали многочисленные китайские мастера. Бумага также пришла из оттуда в 753 г. н.э., поэтому неудивительно, что в традиционной персидской миниатюре, особенно в начальном периоде ее развития, прослеживается сильное влияние китайского искусства.

В основном, миниатюра  выполняла функцию иллюстрации. Это позволяло дополнить художественный текст зрительными образами, делало чтение и понимание текста более  легким и приятным. Миниатюра, всегда развивавшаяся на стыке литературы и живописи, сочетала в себе особенности как художественного, так и поэтического языка.

 

Мохаммад  Ширази иллюстрация к "Шахнаме", 16в.

 

 

 

 

 

Неизвестный художник 
"Парламент птиц", иллюстрация к поэме Аттара

 

 

Литература  Ирана породила большое количество выдающихся произведений, способных  вдохновить художников-миниатюристов. В конце 10 в. Фирдоуси создал бессмертную  эпическую поэму «Шахнаме» (Книга  Царей) - историю страны от сотворения мира до завоевания ее арабами (7в.). В поэме насчитывается около 50 тыс. бейтов (двустиший).

В 12в. Низами Гянджеви создал «Хамсе» («Пятерицу) – произведение, состоящее из 5 поэм. Сочинению Низами подражали многие персоязычные поэты. 13 солетие – время Саади, автора прославленных «Бустана» и «Голестана». В 14в. творили Амир Хосров Дехлеви, Хаджу Кермани, Хафиз, Камаль Ходжанди. В 17 в. были созданы многогранные поэмы Джами, творчество которого охватывало все разнообразие форм и стилей, накопленное поэтами предыдущих столетий.

Такое огромное число выдающихся литературных произведений дало толчок к появлению множества  школ миниатюры, обладающих своим уникальным стилем. Благодаря им искусство миниатюры  достигло своего расцвета именно в  Иране и Средней Азии. Самые  влиятельные школы находились в Ширазе, Тебризе, Исфагане и Герате.

В 13-14 вв. в Ширазе, столице Фарса, наблюдалось бурное развитие культуры. Это был период Саади, Кермани и Хафиза. Поэзия процветала, миниатюра тоже. Одной из самых  важных работ миниатюристов этого  периода был создание иллюстраций к «Шахнаме», и в Ширазе этим занималась большая группа художников. Ширазскую иминиатюру 14 в. отличает симметричная композиция, связь со стенными росписями, грубоватый рисунок, крупные фигуры людей, преобладание золота, красных и жёлтых тонов. Часто рисунок вписывался в текст, обрамляя его, подобно рамке.

Ширазская школа  оказала большое влияние на искусство  Ирана и Средней Азии. Пример Ширазской  миниатюры на вершине ее развития – иллюстрации к «Хамзе» Низами. Это уверенность линий, завершенность и четкость как в композиции в целом, так и в изображении деталей и размещении смысловых узлов.

 

 

Ага Мирек, Тебризская школа Два сефевидских принца

 

В конце 13в., когда  Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов  и художников для переписки и  украшения манускриптов, появляется Тебризская школа миниатюры. Ранняя Тебризская миниатюра значительно отличалась от Ширазской, т.к. сочетала восточные элементы с армяно-византийским стилем живописи. Это последнее влияние можно объяснить географическим положением Тебриза, находящимся на границе областей, населенных армянами. В 30—40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры к «Шахнаме». В 15 в. стили Тебризской и Ширазской школы сблизились, что связано с переселениями художников после завоевания Багдада и Тебриза Тимуром. Многие миниатюристы отправлялись в Самарканд, столицу завевателя, либо ко двору его внука, Султана Искандера, правителя Шираза. На новых местах художники вынуждены были, с одной стороны, приспосабливаться к уже существующим там вкусам и требованиям, с другой – старались придерживаться той живописной манеры, к которой привыкли у себя на родине.

Неизвестный художник школы Султана Мухаммада 
Игра в човган, 1524г.

В 16 веке поэзия стала чрезвычайно популярна по всей территории Ирана и Средней Азии, что обогатило искусство миниатюры новыми темами. Это было начало бурного развития во всех живописных школах Ирана. Тебризская миниатюра того времени служит примером доведенного до совершенства мастерства в изображении на ограниченном пространстве сложной сцены или пейзажа, например, здания дворца с частью двора перед ним, внутренним садом, фрагментом интерьера. Художники тщательно выписывают архитектурные сооружения, природу. Фигуры людей уже не статичны, а полны движения и более естественны. Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов.

Мирак Наккаш, Гератская школа

 

 

Её мастера  опирались на местные художественные традиции и впитывали опыт, накопленный миниатюристами других школ Ближнего и Среднего Востока. В 1522 во главе придворной библиотеки был поставлен К. Бехзад. Среди крупнейших мастеров школы — Султан Мухаммед , Мирза Али, Ага Мирек, Мир Сеид Али, Садиги-бек Афшар и др. В зрелых произведениях Тебризской школы неразрывно сочетаются изобразительное и декоративное начала, пейзаж трактуется не как условный фон, но как органическая часть композиции, развивается интерес к жизненности образов и жанровым подробностям, красочный строй отличается изысканной ритмичностью. Наряду с книжными миниатюрами в Тебризской школе создавались миниатюры и на отдельных листах, особенно изображения знатных юношей. Упадок Тебризской школы начинается с перенесением столицы Сефевидов в Казвин, затем в Исфахан.

В первой половине 15 века появилась художественная школа  в Герате, столице государства  Тимуридов, туда переселяются лучшие художники  Тебриза и Шираза. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (кетабханэ), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Уже в раннем Герате миниатюра отличается мастерством, уверенностью в изображении фигур людей, сложностью композиции.

 

 

Камаледдин Бехзад Беседа ученых в медресе, илл. к "Бустану" Саади

 

 

Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену  простым сопровождением и обрамлением. Благоуханная природа, полная ярких  красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом – все это образует декоративный фон, на котором разворачивается основное действие.

Одним из самых  известных живописцев Гератской школы является Камаледдин Бехзад, творчество которого находилось под влиянием поэзии Джами и Навои. В работах Бехзада появляется исключительное внимание к повседневной жизни человека. Картины Бехзада привели искусство миниатюры к его подлинному расцвету.

Другими выдающими  миниатюристами Герата стали учитель  Бехзада и глава Гератской  школы Мирак Наккаш, Касим Али, Хаджа Мохаммад Наккаш и Шах Мозаффар.

 

Реза  Аббаси Виночерпий

 

Исфаганская школа миниатюры сформировалась на рубеже 16-17 вв. при дворе шаха Аббаса I. Для Исфаханской школы характерны возникновение станковой миниатюры (на отдельных листах), преимущественное развитие виртуозного рисунка кистью, с легкой подцветкой (Реза Аббаси). В ней, наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы. Миниатюры Исфаганской школы в значительной мере утратили многоцветную красочность и подчёркнутую плоскостность, характерные для всей предшествующей иранской миниатюры. Основное значение получил виртуозный рисунок, исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, придающий фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре Исфаганской школы сохранились и традиционные черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота в изображении фона и в орнаменте одежд. Прекрасным примером стиля Исфаганской школы служит миниатюра середины 17в. "Коленопреклоненный юноша". Становление стиля Исфаганской школы связано с творчеством её крупнейшего представителя Резы АББАСЕ

Коленопреклоненный  юноша, сер. 17в.

 

 

Реза  Аббаси    Портрет португальца

 

 

Будучи приверженцем традиционного стиля живописи, Реза Аббаси вводил новые сюжеты в персидское творчество. Полуобнаженные женщины, изнеженные юноши, любовники начали заменять героев «Шахнаме» и «Хамсе». Реза Аббаси устанавливает тон для искусства большей части семнадцатого века, поскольку еще долгое время молодые живописцы, чтобы развить собственный стиль, продолжают копировать его работы.. В миниатюрах художников середины и 2-й половины 17 в. (Мохаммед Касим, Афзаль оль-Хосейни, Мохаммед Юсуф, Мохаммед Али, Моин Мосаввер) фигуры становятся крупнее, пейзаж получает более реалистическую трактовку.

В 17в. предприимчивые торговцы и послы иностранных дежав начали завозить в Иран европейские произведения искусства, открывшие для персидских художников новую технику письма, которую те объединяли с традиционным стилем. В 1670-е гг. появилось направление, сложившееся под влиянием европейской живописи. Его представители (художники Мохаммед Заман, Али-Кули-бек, Джабадар и др.) в своих произведениях, нередко на темы христианской мифологии, применяли светотеневую моделировку лиц и одежд, линейную и воздушную перспективу в изображении пейзажных фонов. К началу 18 в. это «европеизирующее» направление становится преобладающим.

Моти  Али Современная миниатюра

 

Появление книгопечатания подстегнуло развитие миниатюры: многочисленным книгам требовались многочисленные иллюстрации. С течением времени сюжеты миниатюр стали более ограниченными. Художники изображали, в основном, любовные сцены и портреты знатных персон. Иногда копировались даже европейские картины. Тогда же появляется такое направление в миниатюре, как изображение цветов и птиц.

Таджвиди, современная миниатюра Фирдоуси и другие поэты  
при дворе шаха Махмуда Газневи

 

 

В современном  искусстве Ирана миниатюра получила второе дыхание, стала активно развиваться, наряду с другими жанрами живописи. В современном Иране миниатюрой занимаются такие известные художники, как Хусейн Бехзад, Мохаммад Бакер Акамири, Махмуд Фаршчиан, Джалали Сусанабади, Мохаммад Бадроссама и др. Многое из традиций миниатюры перенял такой своеобразный жанр народного искусства, как "живопись кахвехане" Очарование персидской миниатюры заключается в ее изысканности, тонких линиях, обилии мелких, тщательно выписанных деталей, поражающих своим мастерством, чистой геометрии и яркой палитре. Именно в искусстве миниатюры наиболее полно выразилось национальное своеобразие Ирана.

Информация о работе Классическая персидская миниатюра