Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:41, курсовая работа
Клеопатра – великая царица Древности. О ней было сказано очень много и еще не меньше будет сказано. Личность достаточно спорная и разноплановая. В моей курсовой работе я постаралась отобразить наиболее интересные факты из жизни царицы.
Моя работа состоит из четырёх глав и двух параграфов в третьей главе. В первой главе, которую я назвала «Внешность Клеопатры», рассказывается о том, как выглядела Клеопатра, что она носила, как она себя вела с людьми. Она занималась самообразованием, чтобы быть способной и достойной царской короны. Для этого у нее была большая возможность, ведь у семьи была самая огромная библиотека на свете, о судьбе которой я тоже написала в этой главе.
Введение……………………………………………………………….….….3
ГлаваI. Внешность Клеопатры……………………………………………...5
Глава II Семья Клеопатры…………………………………………….…….8
Глава III .Личная жизнь Клеопатры……………………………...….…….10
3.1. Клеопатра и Цезарь……………………………………….……11
3.2. Антоний и Клеопатра……………………………………….…..16
Глава IVСмерть Клеопатры……………………………………….………23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………
Последующая победа христианства затруднила понимание того обстоятельства, что Исида в свое время была величайшим из божеств грекоримского мира, почитаемым не меньше Диониса, но любимым больше его. Общепризнанность ее культа можно сравнить лишь с общепризнанностью христианства в последующую эпоху.
Это была «богиня десяти тысяч имен», «небесный покров рода людского», Великая Мать всех богов и природы. Торжествующая над роком, который «ей послушен», эта богиня через свои мистерии несла утешение миллионам верных последователей, наполняя смыслом их жизнь, давая им жизненные силы и даже обещая им спасение и бессмертие души. Под руководством профессионального жречества в переполненных храмах Исиды проводились торжества – мистерии, посвященные Исиде и Осирису, во время которых воспроизводились убийство Осириса Сетом, скитания и горькие жалобы Исиды, победа ее сына, Гора, над Сетом и триумф воскресения Осириса. Жреческое служение Исиде было таинством, для которого требовался обет, сравнимый с воинской присягой, но культ ее был открыт для всех, поскольку она могла отождествиться с любой из богинь древности, так как она одновременно считалась богиней земли и ее плодов, моря, Нила, а также богиней любви, исцеления, подземного мира и загробной жизни.
Особое значение этот культ имел для женщин. Большинство античных религий исключало активное участие в них женщин, но культ Исиды (как в дальнейшем и христианство) избежал этой ошибки. Мудрая и любящая, удивительным образом сочетающая чувственность и чистоту, она учила женщин, как добиться мира и покоя. Исида была защитницей женщин и давала им одинаковую власть с мужчинами .
В фараоновском Египте о Исиде уже существовала огромная литература. Позднее, в эпоху Птолемеев, гимны в ее честь были популярны во всем эллинистическом мире.
Царицы Египта считались земным воплощением Исиды. И Клеопатра VII была провозглашена Новой Исидой. Когда не стало Цезаря, ей понадобился новый спутник, новое воплощение Осириса (который, как уже говорилось, отождествлялся с Дионисом). Жители Тарса все это прекрасно понимали, поскольку религия Исиды и Осириса была им хорошо известна.
Клеопатра праздновала победу: она спасла и себя и Египет. А Антоний праздновал победу над женщиной – и какой женщиной, царицей! Оба считали себя победителями друг над другом, и праздник продолжался: Антоний устремился вслед за Клеопатрой в Александрию – а там невиданные пиры и забавы. Часто по ночам, переодевшись простолюдинами, Антоний и Клеопатра шатались по улицам Александрии, приставая к прохожим и беспокоя сон обывателей. Бывало, Антония крепко колотили. Но вскоре александрийцы раскрыли инкогнито царственных бездельников, и веселый беспечный римлянин даже приобрел популярность.
Ни Клеопатра, ни Антоний еще не подозревали, что они оба – побеждены, оба попались в одну и ту же роковую сеть. Им это станет ясно только после долгой разлуки. Как ни вольготно жилось Антонию в Александрии, ему пришлось возвращаться в Рим: его жена Фульвия и его родной брат Люций, объединившись, попытались захватить в Риме власть, но их армия была разбита Октавианом, тогда еще союзником Антония. Фульвия погибает, брат пленен. В доказательство непричастности к заговору и ради еще большего скрепления союза с Октавианом, Антоний дает согласие на казни неугодных Октавиану родственников, включая брата, и женится на сестре Октавиана, Октавии. Весть о новом браке Антония возбудила в Клеопатре ревность, какой она от себя не ожидала. Царица даже послала в Рим шпиона, чтобы тот выведал все про Октавию. Впервые у царицы Клеопатры появилась соперница!
Антоний прожил в Риме несколько лет, пока ему не пришлось отправиться в очередной военный поход против парфян. Находясь в Сирии, он вызвал Клеопатру к себе – и пропал. Не приобретя новой славы в войне с парфянами, Антоний жил в Александрии, все больше превращаясь из римского полководца в египетского царя. Антоний официально заявил о своем разрыве с Октавией, тем самым, бросив вызов Октавиану. Теперь они враги. От Клеопатры у него родились двойняшки – мальчик Александр и девочка Клеопатра, - а также сын Птолемей. Антоний, подобно своему предшественнику Цезарю, открыто признал их своими детьми.
Апогеем его падения историки считают торжественный праздник в Александрии, на котором Антоний, сидя на золотом троне посреди городской площади в окружении всех детей, включая сына Цезаря Цезариона, прилюдно объявил о разделе своих владений. Клеопатру он провозгласил царицей Египта, Кипра и Южной Сирии при правительстве ее старшего сына Цезариона. Держава Птолемеев восстанавливалась в первоначальном объеме – к чему так стремилась Клеопатра. Своему старшему сыну от Клеопатры, Александру, Антоний обещал отдать Армению, Мидию и Парфию, а младшему, Птолемею, оставил Сирию и Палестину.
Апогей безрассудства любви. Царства не стоят ничего – Антоний широким жестом бросает их к ногам любимой. Безумец, тем самым он объявил войну Риму: «Пусть погибнет вся империя, для меня ты – весь мир». Но Клеопатра ведет себя не умнее Антония; она принимает дар, словно слепая, не видит, как закипает к ней ненависть в Риме, что вот-вот вулкан взорвется и хлынет стальная лава римских легионов…
Глава 4. Смерть Клеопатры
Антоний проиграл войну: опутанный любовью меч лишился былой разящей силы. Да и то меч минует сердце, и Антоний долго и мучительно умирает от потери крови.
Через несколько дней состоялись пышные похороны Антония. Октавиан не препятствовал исполнению обряда и даже приказал доставить все, что царица сочтет нужным, для придания блеска траурной церемонии.
Еще прежде, рыдая в
усыпальнице над умирающим
Вскоре после этого Клеопатра получила от влюбленного в неё римского офицера Корнелия Долабеллы , уведомил ее, что близок отъезд из Египта — через три дня ее с детьми отправят в Рим. Царская семья должна будет украсить триумф победителя. Тогда Клеопатра приняла окончательное решение.
Рано утром, с разрешения Октавиана, царица отправилась на могилу Антония. Она возложила цветы, долго плакала и жаловалась на свою судьбу; из всех бедствий, какие выпали на ее долю, самым тяжким было то, что ей пришлось прожить несколько дней без Антония. И вот теперь он, римлянин, покоится в египетской земле, а она, царица Египта, будет погребена в далекой Италии!
Вернувшись во дворец, Клеопатра велела приготовить себе купание и съела изысканный обед. В то же время в ворота дворца вошел какой-то крестьянин с корзиной. Караульные спросили его, что он несет. Крестьянин открыл корзину и показал прекрасные смоквы. Солдаты подивились их величине, а он, смеясь, разрешил им взять по нескольку штук и прошел в покои царицы.
После обеда Клеопатра села писать письмо. Окончив, она запечатала его и велела отдать Октавиану. Затем она отослала всех слуг и осталась только с двумя рабынями, теми самыми, которые прятались с ней в усыпальнице.
Взглянув на письмо, Октавиан вскочил и хотел немедленно бежать к царице. В письме содержалась просьба Клеопатры о том, чтобы ее останки были погребены рядом с могилой Антония...
Когда посланные Октавианом люди прибежали к покоям Клеопатры, они нашли двери запертыми. Их пришлось взломать. И тогда увидели Клеопатру, неподвижно лежащую на позолоченном ложе. На ней были роскошные царские одежды. Одна из рабынь, Ирада, лежала на полу у ног своей госпожи, а другая, Хармион, еще державшаяся на ногах, поправляла диадему на голове царицы.
Тайну своей смерти три женщины унесли в могилу.
На левом плече Клеопатры были обнаружены две ранки, похожие на следы змеиных укусов, но змеи в комнате не нашли. Может быть, она уползла через дверь, выходившую на берег моря?
Если Клеопатра, как утверждали тогда, умерла от укуса змеи, в этом можно усмотреть глубокий символический смысл. Испокон веков корону фараонов украшало изображение змеи-аспида. Змея была эмблемой царской власти. Вспомним, как верховный жрец в Мемфисе Пшерени-Птах гордился тем, что возложил на голову отца Клеопатры, Птолемея XII, «украшение в виде змеиной короны». В египетских культах змею связывали также с богом солнца Ра. Считалось, что ее укус дает бессмертие и приобщает человека к богам.
Похороны царицы были достойны последней представительницы великой династии, которая правила Египтом в течение трех столетий. Останки Клеопатры погребли рядом с могилой Антония, а неподалеку похоронили ее верных рабынь.
Птолемея Цезаря, которому в ту пору исполнилось семнадцать лет, победитель приказал убить. Юноша был уже на пути в Индию, но вернулся, из-за предательства или трусости своего опекуна. Младших детей Клеопатры и Антония отправили в Рим. Заботу о них взяла на себя Октавия. Позднее Клеопатру Селену выдали замуж за царя Мавретании Юбу, того самого, который в 46 году, мальчиком, шел в триумфе Цезаря. Александр Гелиос и младший сын Клеопатры, Птолемей, тоже жили при мавретанском дворе; их дальнейшая судьба неизвестна. Сын Юбы и Селены, внук Клеопатры, Птолемей, унаследовал после отца трон и вместе с матерью ревностно насаждал культ богини Исиды. Он погиб в 40 году н. э. по воле императора Калигулы, включившего Мавретанию в состав империи.
Пышный триумф в честь победы над Египтом состоялся 15 августа 29 года до н. э. В шествии через Рим на Капитолий несли портрет Клеопатры на смертном ложе и вели троих ее детей.
Однако действительно бессмертным памятником победы стала ода Горация, которую поэт сложил сразу после падения Александрии и смерти царицы — сообщения об этих двух событиях дошли до Рима почти одновременно. Красноречивее, чем все документы, и убедительнее, чем выводы историков, свидетельствует она, сколь сильны были в римском обществе антиегипетские настроения и страх перед Клеопатрой. Но, воспевая торжество победы, ода вместе с тем воздает должное величию побежденной.11
Заключение
Жизнь Клеопатры была сложной, но интересной. Я попыталась последить самые интересные моменты из жизни царицы Клеопатры XII.
Эта царица – куртизанка, злой гений Египта, хитрая, жестокая, малодушная и коварная, строившая свое благополучие на несчастьях других, в конце концов, неминуемо должна была погибнуть, запутавшись в сетях собственных интриг. Но ее роковая красота, стоившая жизни Юлию Цезарю и Антонию, красота, которой древние не могли не поклоняться, создала сладострастной Клеопатре стараниями поэтов, не всегда согласных с истиной, немеркнущую память. «Остановись, чужеземец, - гласит, например, одна из подобных поэтических эпиграмм, - воззри на стоящую здесь Клеопатру, низринутую ревнивой судьбой, а не временем в мрачные чертоги Плутона! Венера возвеличила ее красоту, Минерва наделила мудростью; Муза научила поэзии и музыке, чтобы она могла слить свои песнопения с звучными аккордами лиры! Пусть жадная могила скрыла молодость и красоту, пусть дивное тело превращено в прах, целомудрие твоей жизни, о Клеопатра, служит лучшим свидетельством незапятнанной чистоты твоей души!»… На самом же деле развратная египтянка обязана бессмертием только трагической развязке своей связи с Марком Антонием, создавшей из любовников Ромео и Джульетту античного мира, до сих пор увлекающих поэтов и художников.
Да, Клеопатра, действительно, могла действовать и из расчета, но и при этом она оставалась любящей женщиной, которая хотела быть любимой женой и счастливой матерью, заботящейся о своих детях. Пусть такой - разной, противоречивой, с трагической судьбой - она и останется в памяти людей.
Список использованной литературы
1 Антоний, 27
2 «Клеопатра: последняя из Птолемеев» Клеопатра и Цезарь, М. Грант
3 «Клеопатра: последняя из Птолемеев» , часть первая жизни Клеопатры до 21 года. М.Грант
4« Сто великих любовниц» Муромов И.А.
5 «Сто великих любовниц» Муромов И.А.
6 «Клеопатра: последняя из Птолемеев» , Клеопатра и Цезарь. М.Грант
7 Литература Декс П. Клеопатра. Ростов-на-Дону, 1998 © 1997-2013 Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»
8« Антоний и Клеопатра», Колин Маккалоу
9 «Клеопатра: последняя из Птолемеев» , Антоний и Клеопатра . М. Грант.
10 «Закат Птолемеев» Тарс, Кравчук А.1973
11 Кравчук А. Закат Птолемеев 1973г.