Клеопатра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Клеопатра – великая царица Древности. О ней было сказано очень много и еще не меньше будет сказано. Личность достаточно спорная и разноплановая. В моей курсовой работе я постаралась отобразить наиболее интересные факты из жизни царицы.
Моя работа состоит из четырёх глав и двух параграфов в третьей главе. В первой главе, которую я назвала «Внешность Клеопатры», рассказывается о том, как выглядела Клеопатра, что она носила, как она себя вела с людьми. Она занималась самообразованием, чтобы быть способной и достойной царской короны. Для этого у нее была большая возможность, ведь у семьи была самая огромная библиотека на свете, о судьбе которой я тоже написала в этой главе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….….3
ГлаваI. Внешность Клеопатры……………………………………………...5
Глава II Семья Клеопатры…………………………………………….…….8
Глава III .Личная жизнь Клеопатры……………………………...….…….10
3.1. Клеопатра и Цезарь……………………………………….……11
3.2. Антоний и Клеопатра……………………………………….…..16
Глава IVСмерть Клеопатры……………………………………….………23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая клеопатра.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Последующая победа христианства затруднила понимание того обстоятельства, что Исида в свое время была величайшим из божеств грекоримского мира, почитаемым не меньше Диониса, но любимым больше его. Общепризнанность ее культа можно сравнить лишь с общепризнанностью христианства в последующую эпоху.

Это была «богиня десяти тысяч имен», «небесный покров рода людского», Великая Мать всех богов  и природы. Торжествующая над  роком, который «ей послушен», эта  богиня через свои мистерии несла  утешение миллионам верных последователей, наполняя смыслом их жизнь, давая им жизненные силы и даже обещая им спасение и бессмертие души. Под руководством профессионального жречества в переполненных храмах Исиды проводились торжества – мистерии, посвященные Исиде и Осирису, во время которых воспроизводились убийство Осириса Сетом, скитания и горькие жалобы Исиды, победа ее сына, Гора, над Сетом и триумф воскресения Осириса. Жреческое служение Исиде было таинством, для которого требовался обет, сравнимый с воинской присягой, но культ ее был открыт для всех, поскольку она могла отождествиться с любой из богинь древности, так как она одновременно считалась богиней земли и ее плодов, моря, Нила, а также богиней любви, исцеления, подземного мира и загробной жизни.

Особое значение этот культ имел для женщин. Большинство античных религий исключало активное участие в них женщин, но культ Исиды (как в дальнейшем и христианство) избежал этой ошибки. Мудрая и любящая, удивительным образом сочетающая чувственность и чистоту, она учила женщин, как добиться мира и покоя. Исида была защитницей женщин и давала им одинаковую власть с мужчинами .

В фараоновском Египте о  Исиде уже существовала огромная литература. Позднее, в эпоху Птолемеев, гимны в ее честь были популярны  во всем эллинистическом мире.

Царицы Египта считались земным воплощением Исиды. И Клеопатра VII была провозглашена Новой Исидой. Когда не стало Цезаря, ей понадобился новый спутник, новое воплощение Осириса (который, как уже говорилось, отождествлялся с Дионисом). Жители Тарса все это прекрасно понимали, поскольку религия Исиды и Осириса была им хорошо известна.

Клеопатра праздновала  победу: она спасла и себя и Египет. А Антоний праздновал победу над  женщиной – и какой женщиной, царицей! Оба считали себя победителями друг над другом, и праздник продолжался: Антоний устремился вслед за Клеопатрой в Александрию – а там невиданные пиры и забавы. Часто по ночам, переодевшись простолюдинами, Антоний и Клеопатра шатались по улицам Александрии, приставая к прохожим и беспокоя сон обывателей. Бывало, Антония крепко колотили. Но вскоре александрийцы раскрыли инкогнито царственных бездельников, и веселый беспечный римлянин даже приобрел популярность.

Ни Клеопатра, ни Антоний  еще не подозревали, что они оба  – побеждены, оба попались в одну и ту же роковую сеть. Им это станет ясно только после долгой разлуки. Как ни вольготно жилось Антонию в Александрии, ему пришлось возвращаться в Рим: его жена Фульвия и его родной брат Люций, объединившись, попытались захватить в Риме власть, но их армия была разбита Октавианом, тогда еще союзником Антония. Фульвия погибает, брат пленен. В доказательство непричастности к заговору и ради еще большего скрепления союза с Октавианом, Антоний дает согласие на казни неугодных Октавиану родственников, включая брата, и женится на сестре Октавиана, Октавии. Весть о новом браке Антония возбудила в Клеопатре ревность, какой она от себя не ожидала. Царица даже послала в Рим шпиона, чтобы тот выведал все про Октавию. Впервые у царицы Клеопатры появилась соперница!

Антоний прожил в Риме несколько лет, пока ему не пришлось отправиться в очередной военный поход против парфян. Находясь в Сирии, он вызвал Клеопатру к себе – и пропал. Не приобретя новой славы в войне с парфянами, Антоний жил в Александрии, все больше превращаясь из римского полководца в египетского царя. Антоний официально заявил о своем разрыве с Октавией, тем самым, бросив вызов Октавиану. Теперь они враги. От Клеопатры у него родились двойняшки – мальчик Александр и девочка Клеопатра, - а также сын Птолемей. Антоний, подобно своему предшественнику Цезарю, открыто признал их своими детьми.

Апогеем его падения  историки считают торжественный  праздник в Александрии, на котором  Антоний, сидя на золотом троне посреди  городской площади в окружении  всех детей, включая сына Цезаря Цезариона, прилюдно объявил о разделе своих владений. Клеопатру он провозгласил царицей Египта, Кипра и Южной Сирии при правительстве ее старшего сына Цезариона. Держава Птолемеев восстанавливалась в первоначальном объеме – к чему так стремилась Клеопатра. Своему старшему сыну от Клеопатры, Александру, Антоний обещал отдать Армению, Мидию и Парфию, а младшему, Птолемею, оставил Сирию и Палестину.

Апогей безрассудства  любви. Царства не стоят ничего –  Антоний широким жестом бросает  их к ногам любимой. Безумец, тем  самым он объявил войну Риму: «Пусть погибнет вся империя,  для меня ты – весь мир». Но Клеопатра ведет себя не умнее Антония; она принимает дар, словно слепая, не видит, как закипает к ней ненависть в Риме, что вот-вот вулкан взорвется и хлынет стальная лава римских легионов…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Смерть Клеопатры

Антоний проиграл войну: опутанный любовью меч лишился  былой разящей силы. Да и то меч  минует сердце, и Антоний долго  и мучительно умирает от потери крови.

Через несколько дней состоялись пышные похороны Антония. Октавиан не препятствовал исполнению обряда и даже приказал доставить все, что царица сочтет нужным, для придания блеска траурной церемонии.

Еще прежде, рыдая в  усыпальнице над умирающим Антонием, Клеопатра расцарапала себе грудь  и лицо. На месте царапин образовались язвы, поднялся жар. Она была рада этому, потому что задумала под предлогом болезни отказаться от пищи и таким образом расстаться с жизнью. Об этом рассказывал позднее ее личный врач. Но Октавиан пригрозил убить ее детей, если она не прекратит голодовку. Угроза подействовала немедленно. После недолгого разговора их беседа закончилась.

Вскоре после этого  Клеопатра получила от влюбленного  в неё римского офицера Корнелия Долабеллы , уведомил ее, что близок отъезд из Египта — через три дня ее с детьми отправят в Рим. Царская семья должна будет украсить триумф победителя. Тогда Клеопатра приняла окончательное решение.

Рано утром, с разрешения Октавиана, царица отправилась на могилу Антония. Она возложила цветы, долго  плакала и жаловалась на свою судьбу; из всех бедствий, какие выпали на ее долю, самым тяжким было то, что ей пришлось прожить несколько дней без Антония. И вот теперь он, римлянин, покоится в египетской земле, а она, царица Египта, будет погребена в далекой Италии!

Вернувшись во дворец, Клеопатра велела приготовить себе купание и съела изысканный обед. В то же время в ворота дворца вошел какой-то крестьянин с корзиной. Караульные спросили его, что он несет. Крестьянин открыл корзину и показал прекрасные смоквы. Солдаты подивились их величине, а он, смеясь, разрешил им взять по нескольку штук и прошел в покои царицы.

После обеда Клеопатра  села писать письмо. Окончив, она запечатала его и велела отдать Октавиану. Затем  она отослала всех слуг и осталась только с двумя рабынями, теми самыми, которые прятались с ней в усыпальнице.

Взглянув на письмо, Октавиан вскочил и хотел немедленно бежать к царице. В письме содержалась  просьба Клеопатры о том, чтобы  ее останки были погребены рядом  с могилой Антония...

Когда посланные Октавианом люди прибежали к покоям Клеопатры, они нашли двери запертыми. Их пришлось взломать. И тогда увидели Клеопатру, неподвижно лежащую на позолоченном ложе. На ней были роскошные царские одежды. Одна из рабынь, Ирада, лежала на полу у ног своей госпожи, а другая, Хармион, еще державшаяся на ногах, поправляла диадему на голове царицы.

Тайну своей смерти три  женщины унесли в могилу.

На левом плече Клеопатры  были обнаружены две ранки, похожие  на следы змеиных укусов, но змеи в комнате не нашли. Может быть, она уползла через дверь, выходившую на берег моря?

         Если Клеопатра, как утверждали тогда, умерла от укуса змеи, в этом можно усмотреть глубокий символический смысл. Испокон веков корону фараонов украшало изображение змеи-аспида. Змея была эмблемой царской власти. Вспомним, как верховный жрец в Мемфисе Пшерени-Птах гордился тем, что возложил на голову отца Клеопатры, Птолемея XII, «украшение в виде змеиной короны». В египетских культах змею связывали также с богом солнца Ра. Считалось, что ее укус дает бессмертие и приобщает человека к богам.

Похороны царицы были достойны последней представительницы  великой династии, которая правила  Египтом в течение трех столетий. Останки Клеопатры погребли рядом  с могилой Антония, а неподалеку похоронили ее верных рабынь.

Птолемея Цезаря, которому в ту пору исполнилось семнадцать лет, победитель приказал убить. Юноша  был уже на пути в Индию, но вернулся, из-за предательства или трусости своего опекуна. Младших детей Клеопатры  и Антония отправили в Рим. Заботу о них взяла на себя Октавия. Позднее Клеопатру Селену выдали замуж за царя Мавретании Юбу, того самого, который в 46 году, мальчиком, шел в триумфе Цезаря. Александр Гелиос и младший сын Клеопатры, Птолемей, тоже жили при мавретанском дворе; их дальнейшая судьба неизвестна. Сын Юбы и Селены, внук Клеопатры, Птолемей, унаследовал после отца трон и вместе с матерью ревностно насаждал культ богини Исиды. Он погиб в 40 году н. э. по воле императора Калигулы, включившего Мавретанию в состав империи.

Пышный триумф в честь победы над Египтом состоялся 15 августа 29 года до н. э. В шествии через Рим на Капитолий несли портрет Клеопатры на смертном ложе и вели троих ее детей.

Однако действительно бессмертным памятником победы стала ода Горация, которую поэт сложил сразу после падения Александрии и смерти царицы — сообщения об этих двух событиях дошли до Рима почти одновременно. Красноречивее, чем все документы, и убедительнее, чем выводы историков, свидетельствует она, сколь сильны были в римском обществе антиегипетские настроения и страх перед Клеопатрой. Но, воспевая торжество победы, ода вместе с тем воздает должное величию побежденной.11

 

 

 

 

 

Заключение

Жизнь Клеопатры была сложной, но интересной. Я попыталась последить самые интересные моменты  из жизни царицы Клеопатры XII.

Эта царица – куртизанка, злой гений Египта, хитрая, жестокая, малодушная и коварная, строившая  свое благополучие на несчастьях других, в конце концов, неминуемо должна была погибнуть, запутавшись в сетях  собственных интриг. Но ее роковая  красота, стоившая жизни Юлию Цезарю и Антонию, красота, которой древние не могли не поклоняться, создала сладострастной Клеопатре стараниями поэтов, не всегда согласных с истиной, немеркнущую память. «Остановись, чужеземец, - гласит, например, одна из подобных поэтических эпиграмм, - воззри на стоящую здесь Клеопатру, низринутую ревнивой судьбой, а не временем в мрачные чертоги Плутона! Венера возвеличила ее красоту, Минерва наделила мудростью; Муза научила поэзии и музыке, чтобы она могла слить свои песнопения с звучными аккордами лиры! Пусть жадная могила скрыла молодость и красоту, пусть дивное тело превращено в прах, целомудрие твоей жизни, о Клеопатра, служит лучшим свидетельством незапятнанной чистоты твоей души!»… На самом же деле развратная египтянка обязана бессмертием только трагической развязке своей связи с Марком Антонием, создавшей из любовников Ромео и Джульетту античного мира, до сих пор увлекающих поэтов и художников.

Да, Клеопатра, действительно, могла действовать и из расчета, но и при этом она оставалась любящей женщиной, которая хотела быть любимой женой и счастливой матерью, заботящейся о своих детях. Пусть такой - разной, противоречивой, с трагической судьбой - она и останется в памяти людей.

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Грант Майкл «Клеопатра: последняя из Птолемеев»
    2. Кравчук А. «Закат Птолемеев» /Москва, главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973.
    3. Литература Денс П. «Клеопатра» /Ростов-на-Дону, 1998.
    4. Маккау Комин «Антоний и Клеопатра»,1979/Эксмо, Домино; Москва, СПб.; 2012; ISBN 978-5-699-55021-0 Перевод: Антонина Кострова
    5. Муромов И. « Сто великих любовниц», 1998
    6. LoveStuff.ru- Дела любовные. Психология отношений, 2012-2012. Юлий Цезарь, Марк Антоний и Клеопатра

1 Антоний, 27

2 «Клеопатра: последняя из Птолемеев»  Клеопатра и Цезарь, М. Грант

3 «Клеопатра: последняя из Птолемеев» , часть первая жизни Клеопатры до 21 года.  М.Грант

4« Сто великих любовниц» Муромов И.А. 

5 «Сто великих любовниц» Муромов И.А.

6 «Клеопатра: последняя из Птолемеев» , Клеопатра и Цезарь. М.Грант

7 Литература Декс П. Клеопатра. Ростов-на-Дону, 1998 © 1997-2013 Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»  

8« Антоний и Клеопатра», Колин Маккалоу

9 «Клеопатра: последняя из Птолемеев» , Антоний и Клеопатра . М. Грант.

10  «Закат Птолемеев» Тарс, Кравчук А.1973

11 Кравчук А. Закат Птолемеев 1973г.




Информация о работе Клеопатра