Конструирование и дизайн стеклянной тары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:07, реферат

Краткое описание

Появление новых технологий не смогло вытеснить с рынка такую сферу производства как изготовление стеклянной тары. Вот уже более 100 лет выпускается в промышленных объемах эта привычная для нас упаковка. Сам технологический процесс за прошедшие годы практически не претерпел особых изменений. Однако традиции, сбереженные старыми мастерами, и опыт поколений специалистов удачно дополняются усовершенствованным производственным оборудованием, массой интересных идей в области дизайна внешнего вида стеклотары, а также специфики последующей эксплуатации готового продукта.

Содержание

Введение………………………………………………………….…2
Стеклянная тара
свойства и характеристики………………..……………….…3
Классификация и ассортимент………………………..……...5
Классификация для пищевых продуктов……………………7
Стеклообразующие материалы для упаковок………...………...11
История дизайна и конструирования стеклянной тары…...…...13
Конструирование и дизайн стеклянной тары…………….……..19
4.1. Формокомплект………………………………………………20
4.2. Тонкости дизайна…………………………………………….21
4.3. Роль программного обеспеченья……………………………22
Заключение……………………………………………..…………24
Список литературы…………………………………...………......25

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы дизайна стеклянной тары.docx

— 217.45 Кб (Скачать файл)

 
Тара из стекла в зависимости от вида упаковываемой продукции подразделяется на три основные категории:

  • для парфюмерии и косметики;
  • для пищевых продуктов;
  • для лекарственных препаратов.

Стекло для парфюмерии должно обладать особым блеском и прозрачностью, поэтому для его производства не используют окиси железа и других металлов. В фармацевтической промышленности обычно применяют три типа стекла: нейтральное борно-кремнеземное стекло очень дорогостоящее используемое для упаковки физиологически активных препаратов (к примеру, плазмы), натриево-кальциевое стекло с соответствующей обработкой, используемое для упаковки некоторых видов медикаментов с содержанием кислоты, натриево-кальциевое стекло без обработки (используется для всех прочих целей).

Различают три основных типа емкостей, изготавливаемых из стекла:

  • оплетенные бутыли, фляги, бутылочки;
  • банки;
  • флаконы и ампулы.

Бутыли и фляги используются для вина, ликеров, столового и растительного масла, безалкогольных газированных и негазированных напитков, молока. Стеклянные банки и емкости с широким горлом используют для джемов и конфитюров, консервированных фруктов и солений. Флаконы и ампулы используют в парфюмерной и фармацевтической промышленности.

 

  1. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА СТЕКЛЯНОЙ ТАРЫ

    Стеклянная тара – один из старейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто ненароком. По одной из версий стекло было второстепенным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных продуктов происходил в простых ямах, вырытых в песке, а бензином работала солома либо тростник. Образующаяся при сгорании зола – т.е. щелочь – при высокотемпературном контакте с песком выделяла стекловидную массу. По иной версии стекло стало второстепенным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний - старший приписывает «открытие» стекла финикийским морским купцам.

    Стекло — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека. Физико-химически — неорганическое вещество, твёрдое тело, структурно — аморфно, изотропно; по агрегатному состоянию все виды стёкол — чрезвычайно вязкая переохлаждённая жидкость, достигающая стеклообразного состояния в процессе остывания со скоростью, достаточной для предотвращения кристаллизации расплавов, получаемых плавлением сырья (шихты). Температура варки стёкол, от 300 до 2500ºС, определяется компонентами этих расплавов (оксидами, фторидами, фосфатами и др.). Прозрачность (для видимого человеком спектра) не является общим для всех видов существующих как в природе, так и в практике стёкол. (Википедия)

   Первые  сосуды из стекла возникли в Египте и Сирии во 2-ой половине 4 тысячелетия по н. э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для личика и благоуханий. Существовали бутылочки разнообразной формы – круглые, округлые, плоские, высочайшие и изящные. Античные египтяне изготавливали уникальные флакончики в форме фигуры человека либо животного, в облике овоща либо плода.

     Тонкие древнеегипетские  флаконы выполнялись из разноцветного  стекла и декорировались с  поддержкой эластичных полосок  разогретого стекла. Производилась  стеклянная тара способом формования  кварцевой пасты кругом железного  стержня. Размягченное стеклышко  наматывалось на стержень либо  же стержень погружался в стеклышко. Когда стеклышко остывало, стержень  вынимали. Полученную в итоге  заготовку шлифовали и украшали. Вместимость флаконов в главном  была маленький и сочиняла  от 20 по 50 гр.

  Стеклодувная трубка, изобретенная сирийскими мастерами  в Вавилоне в 1 веке до н. э. , значительно упростила, а еще удешевила процесс изготовления стеклянных сосудов. Стеклодувная разработка получила обширное распределение в Старом Риме. Черные эпохи, последовавшие за падением Римской Империи, стали не наилучших временем для бутылочек и флаконов. В XIII веке центром стекольного изготовления стала Венецианская республика. Флаконы и посуда из цветного и «молочного» стекла изготавливались на полуострове Мурано. Тайны выделки венецианского стекла кропотливо охранялись – за попытку бегства с острова профессионалы либо рабочего могли уничтожить. Бутылки, изготавливаемые венецианскими мастерами, были реальными творениями художества – необычного вида, высочайшие и тонкие, плоские либо практически шарообразные. Они украшались выпуклыми рельефными рисунками с изображением цветов, плодов и сценок из древней мифологии. Закупоривали бутылки пробками, а поверх почаще только заливали воском, на котором изготовитель продукции устанавливал свою печать.

      Прочные  толстостенные бутыли и бутыли из темного стекла возникли в 1611 году в Англии, печи для обжига стекла, работающей на каменном угле. Прежде стекло обжигалось на «древесном пламени» – получавшиеся продукта были благовидными, хотя не крепкими. Новая разработка обжига стекла устроила его создание наиболее дешевеньким и оперативным. Бутыли и флакончики из предмета роскоши трансформировались в комфортные сосуды, подходящие для торговли многообразными продуктами. Так в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться «патентованные» лечебные средства – Граали, бальзамы и таблетки. Именно упаковку «патентованных» фармацевтических средств общеизвестно началом прогрессивной упаковки.

     К стеклянной бутылочке с таблетками и мазями приклеивались многословные ярлычки, более подобные на маркетинговые афиши, нежели на этикетки. Кроме наименования вещества на ярлычке вмещались множественные свидетельства исцелившихся с его поддержкой жителей нашей планеты, поручительства монархов, медиков и прочих значимых фигур, а еще перечень недугов, от которых подсобляло это снадобье. Так в руководству к таблеткам «Bandrech», коими осуществляли торговлю южноамериканские разносчики в первых числах XIX века, было сказано: «Будь то простуда или же кашель, астма или же чахотка, тифозная лихорадка либо малярия, коклюш, колики либо корь – таблетки «Bandrech» посодействуют Вам больше чем се лекарства из всех аптек».

    Промышленное  создание стеклянной тары стартовало с изобретением прессованного стекла. Произошло данное в 1824 году. А в конце XIX века, Майклу Оуэнсу и его автомашине для производства бутылей, создание стеклотары стало автоматизированным. К 1920 году в Соединенных Штатах трудилось наиболее 200 автомашин Оуэнса.

      Стеклянная  банка в первый раз обнаружилась в первых числах XIX века, как скоро шотландцу Дженту Кейлеру пришло в голову фасовать собственный апельсиновый джем в широкогорлые стеклянные кувшинчики. Винтовая крышка, придуманная в 1872 году, устроила потребление банок и бутылей во много раз комфортнее. А запатентованной Уильямом Пейнтером в 1892 году железной кронен-пробке, мы должны выходом в свет всемирно популярного пива «Budweiser».

     В РФ в XIX веке создание стеклотары кроме того развивалось довольно интенсивно. В середине XIX века отечественные изготовители изучили технологию машинного «литья» бутылей, которая позволяла давать им конкретную геометрическую форму. Внедрение данной технологии содействовало увеличению многообразия бутылочных форм. Так любому напитку в РФ подходила бутыль предопределенной конфигурации и расцветки. Была бутыль пивная, ликерная, коньячная, бутыль обычная, столовая, для шампанского, для аглицкой горьковатой Особой репутациею воспользовался штоф – четырехугольная емкость с кратким горлышком.

     Все именитые  отечественные водочные фирмы  имели собственные «фирменные»  бутыли. «Торговый дом П.А.Смирнова»  узнавали по конусообразной бутыли, Шустов любил разливать коньяки  в бутыли в форме графина, «Бекман и К» использовала в оборот бутылку-фляжку. Конкурентная борьба меж изготовителями принуждала их издавать и абсолютно необычную тару. К образцу, бутыли повторяющий вид сидячего турка, Эйфелевой башни, валютного мешка причем даже портретного бюста Пушкина либо генерала Скобелева.

     В ХХ веке  неординарная тара из стекла  стала обязательным атрибутом  почти всех брендов. Женственную  бутылку Coca-Cola, высшую шестигранную бутылочку кетчупа Heinz, безусловно иллюзорную бутылку водки Absolut, «геометричный» флакончик Shanel №5 и высокопарный флакончик духов Dali – можно узнать в отсутствии этикетки и даже в темноте на ощупь.

Сама стеклянная упаковка интересна не только историей создания, но и как понятно  возможностями  дизайнерской реализации, элементами формы, декорирования стекла (имитация керамики методом порошкового окрашивания, декорирование стеклянной тары методом шелкографии, матирование стеклотары методом химического травления стекла, окраска в один или несколько цветов.)

 

 

Рисунок 5 - фотография двух штофов, изготовленных в середине восемнадцатого века.

Рисунок 6 - штоф примерно изготовлен в середине восемнадцатого века.

 

Рисунок 7 - стеклянная тара, произведённая на частных периферийных заводах в конце восемнадцатого столетия.

 

 Уникальный дизайн  бутылок обеспечивает узнаваемость  продуктов и зачастую является гарантией их подлинности. Форма и дизайн стеклянной бутылки регистрируются и защищаются законом точно так же, как торговая марка.

 

 

  1. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН СТЕКЛЯНОЙ ТАРЫ

Процесс создания новой стеклянной бутылки  зачастую  хоть и непрост (особенно когда идёт речь о создании дизайнерской бутылки или эксклюзивной бутылки), но интересен. Сначала на основе пожеланий заказчика, позиционирования бренда (сегменты «премиум», «супер-премиум», «эконом» и так далее), типа разливаемой продукта (водка, вино, минеральная вода, пиво и другие) создаётся концепция новой торговой марки. После этого предлагаются несколько вариантов исполнение тары (стеклянной бутылки). Варианты предлагаются в высококачественной цветной графике. Есть возможность создания фотореалистичный макетов бутылки. . 
После того, как заказчик утвердит один или несколько созданных макетов бутылки, мы можем предложить произвести модели из прозрачного пластика (полексигласа, акрила). Если после этого нет никаких дополнительный пожеланий (если таковые пожелания имеются, работа по дизайну продолжается, пока не будет достигнут окончательный положительный результат – утверждённый макет), наши специалисты начинают поиск завода-изготовителя стеклянной бутылки.

Завод-поставщик подбирается на основе таких параметров, как цвет стекла бутылки, географическая составляющая, сложность изделия, планируемые объёмы потребления бутылки и так далее. Заказчику предлагается несколько вариантов на выбор, предоставляется вся имеющаяся информация по этим заводам. После того, как будет выбран завод-поставщик, осуществляется проектирование стекло формулирующей оснастки (формокомплектов) с последующим её изготовлением. И через полтора-два месяца заказчик может получить уже готовое изделие (бутылку) у себя на заводе.

 

    1. ФОРМОКОМПЛЕКТ

Формокомплект (формовая оснастка, стеклоформующая оснастка, стекло формы) (англ. glass mould) — предназначен для формирования стеклотары (стеклянной бутылки, стеклянной банки) или другой продукции из стекла различных форм и объёмов. Устанавливается на стеклоформующие машины (автоматы) роторных или секционных типов.

Состоит из (черновых и чистовых форм, горловых колец, поддонов чистовых форм, плунжеров, воронок, донных затворов, плунжерных (направляющих) колец, дутьевых головок, трубок, хватков). 
Формование продукции производится в интервале температур 700—1000˚С, а формовая оснастка эксплуатируется в тяжелых условиях ударных термоциклических нагрузок.

Основными материалами для литейного изготовления формокомплектов являются серые и высокопрочные чугуны которые должны обладать: стойкостью к тепловому напряжению, низкой степенью термического расширения, повышенной коррозийной стойкостью (в газовой, воздушной, щелочной средах) в условиях трения и износа.

С целью многократного повышения долговечности формовой оснастки на её рабочие поверхности (обычно – на так называемые «острые кромки») с помощью плазменной наплавки или ручного/полуавтоматического газопламенного напыления наносятся износостостойкие покрытия, как правило, из наплавочных порошков на основе никеля. Плунжеры защищают от износа с напыления с оплавлением. Также наплавка применяется для ремонта формокомплектов.

 

 

 

    1. ТОНКОСТИ ДИЗАЙНА

Рельефные формы упаковки, выступающие логотипы, технология ACL (Applied Ceramic Labeling), изображения, наносимые при помощи трафаретной печати и высушиваемые ультрафиолетом, травление кислотой и цветные оболочки. Применение этих технологий позволяет любой продукции, упакованной в стеклянную тару, выглядеть просто великолепно.

Поставщики стеклянной тары предпочитают хранить свои ноу-хау в секрете. Поэтому мы не всегда можем сказать, как им удается добиваться таких потрясающих эффектов. Но доказательства того, что они не устают придумывать что-то новое для старого доброго стекла, регулярно появляются на магазинных полках.

Структурный дизайн стеклянной упаковки становится особенно важным, т. к. бутылки нестандартной формы и сложные рельефные детали все больше и больше входят в обиход. Некоторые решения, касающиеся формы, очень изысканны - например, бутылки и банки с конусовидными сужениями. Обновленная упаковка Marie's Dressing от Dean Foods обладает длинной узкой "талией".

Другим примером дизайна может служить упаковка Ciclоn, оформленная при помощи большой спирали, высеченной на задней стенке овальной бутылки. Ciclоn, продукция компании Bacardi USA., - ромовый напиток, который компания позиционирует как продукт высшего качества. Если покачать бутылку, спираль, видимая сквозь янтарный напиток, создает иллюзию того, что емкость меняет форму.

Информация о работе Конструирование и дизайн стеклянной тары