Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:22, реферат
Современная культура является результатом всего предшествующего развития человечества. В XX в. культура столкнулась с проблемами, касающимися всего мира. Эти проблемы, названные в силу их масштабности и значимости для всего человечества, и их решения имеют важнейшее значение для судьбы мировой цивилизации. К наиболее важным из них относятся: гонка вооружений, экологический кризис, разрыв между богатством наиболее развитых и бедностью развивающихся стран, ограниченность природных запасов, культурный, духовный кризис.
Кризис культуры в современном обществе
Введение
Современная культура является результатом всего предшествующего развития человечества. В XX в. культура столкнулась с проблемами, касающимися всего мира. Эти проблемы, названные в силу их масштабности и значимости для всего человечества, и их решения имеют важнейшее значение для судьбы мировой цивилизации. К наиболее важным из них относятся: гонка вооружений, экологический кризис, разрыв между богатством наиболее развитых и бедностью развивающихся стран, ограниченность природных запасов, культурный, духовный кризис.
Люди Земли В любом акте логического размышления можно усмотреть скрепы, стягивающие миллионы и миллионы индивидов, сотни и сотни поколений в нечто единое. Природа Разума (при всей ее историчности) все же едина, она одна и та же у всех народов и индивидов, сколь угодно разнящихся по всем другим культурно-историческим признакам. Наличие логики требует от ума признания наличия человечества. Оперирование культурными символами роднит людей любых эпох, разных мест проживания. Недаром иногда человека величают: символическое животное.
Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что грядущий век несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая, неведомая еще модель мировой цивилизации. Действительно, привычный мир ушедшего века, насыщенный бурными событиями, на наших глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы смотрим в лицо новому историческому времени.
Сейчас уже ясно, что без раздумий «в масштабе человечества» нельзя продуктивно анализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т.д. Любые кризисы в экономике или политике преуспевающих или отстающих стран, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего сейчас человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что сейчас наступает охвативший ее отношения с Природой, мировую экономику, политические отношения и культуру, и особенно самого человека.
Процесс глобализации культуры
Процесс глобализации культуры создает
тесную связь между экономическими
и культурологическими
Сегодня, культура должна быть осмыслена в качестве решающего аспекта глобализации, а не простой реакции на экономическую глобализацию. При этом не следует считать, что глобализация культуры – это установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает в себя культурные столкновения и противоречия. Конфликты и столкновения различных культур и цивилизаций – главный фактор современного многополярного мира. В условиях глобализации необходима новая философия – философия взаимопонимания, рассмотренная в контексте диалога Востока и Запада, Юга и Севера.
“Сжатие” социального мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром “расширения” самого себя, с другой стороны, создает глобальное условие, при котором цивилизации, регионы, нации-государства, коренные народы, лишенные государственности, конструируют свою историю и идентичности. В мире резко выросло ощущение собственной уникальности и самобытности у народов и регионов. Можно сказать, что защита местных национальных традиций и особенностей является глобальным феноменом.
Следовательно, принципиально способность к самосохранению специфических культур возможна, но реализуется эта возможность только при определенных условиях.
В современном мире происходит переход от национальной культуры к глобальной культуре, языком которой служит английский язык. Американский доллар используется во всем мире, западная массовая культура стремительно проникает в нашу жизнь, модель либерально-демократического общества в той или иной степени реализуется во многих странах, создается мировое информационное пространство (Интернет и другие, новейшие информационные и коммуникационные технологии), осуществляется глобализация западной культуры, возникает новая реальность – виртуальный мир и виртуальный человек. Таким образом, пространство и время становятся все ближе и ближе, даже сливаются. Возникли «антиглобалисты» и «антизападники». В этих условиях становится крайне актуальным вопрос о сохранении языковой и культурной идентичности, самобытности и уникальности культуры других народов планеты.
Для решения сложнейшей задачи вхождения национальной культуры в пространство мировой культуры определяющим является не желание понравиться, а умение оставаться собой. Ни в коем случае нельзя замыкаться в пределах своей культуры, надо выходить в мировое культурное пространство, но выходить надо с тем, что есть, так как именно это содержание и обладает ценностью. Тем более, нельзя заставлять национальную культуру “торговать собой” и быть готовым к тому, что ее не примут, не рассмотрят, не поймут, не оценят. Следовательно, она “не ко двору” эпохе, времени.
Однако кое-что в пределах дозволенного
национальная культура может сделать
для лучшего восприятия себя. Она
может воспользоваться теми возможностями,
какие предоставляет
Но не будет большой беды, как отмечает известный казахстанский философ А.Г. Косиченко, если национальная культура не встретит широкого понимания. В конце концов, она, в первую очередь, национальная культура, а, следовательно, культура конкретной нации. Национальная культура может и должна воспитывать человека на ценностях, присущих этой культуре. И если это настоящая культура, то такой человек интересен миру, ибо сквозь культурную самобытность человека проступает общечеловеческая культура. Национальная культура ценна именно своими специфическими ценностями, так как эти ценности есть ни что иное, как еще один способ видеть мир и смысл бытия в этом мире. Этой почвы, нельзя покидать, в противном случае национальная культура исчезает.
Перспективы развития предметных форм духовной
культуры
Исключительное воздействие
В настоящее время происходит бурное и одновременное развитие новых технологий в науке, технике и культуре, это ведет к их взаимной интеграции. При этом активно осуществляется процесс компьютеризации мира. Все перечисленные моменты оказывают влияние на возникновение новых предметных форм духовной культуры. Например, многие современные произведения искусства возникают на границе науки, техники и творчества. Так развиваются, и все более широко распространяются лазерные шоу, виртуальные и интерактивные выставки, появляются танцующие и поющие роботы, музыкальные инструменты из новейших материалов и т. д.. При организации этих мероприятий, мир, освоенный и созданный человеком с одной стороны, персонифицируется, т.е. связывается с конкретными людьми, носителями культурных смыслов и исторической памяти, а с другой стороны в сферу творчества включаются значительные слои общества, которые присваивают духовные достижения человечества. Искусство, развивающееся параллельно с новейшими технологиями – наиболее актуальное и перспективное направление современного мирового культурного пространства, к которому относится широкий спектр самых разнообразных художественных практик, где задействуются наработки фундаментальных и прикладных наук, робототехнические, информационные, оптические, телекоммуникационные и другие технологии. Художники используют и исследуют их потенциал, позволяя прогнозировать и активно влиять на будущее не только художественной культуры, но и мира в целом. Таким образом, осуществляется визуализация физических явлений в художественной форме (например, электростатических), а виртуальные интерактивные инфо-среды, перформансы и инсталляции вскрывают телесный уровень коммуникации, выявляют самоорганизующиеся технические системы, позволяют создавать критически-поэтические электронные скульптуры. Все это способствует новому взгляду на использование технологий с провокационной и креативной стороны, привлекая внимание одновременно широкой аудитории, специалистов, и декларирует миру новые предметные формы духовной культуры.
Происходят изменения и в
качественном составе предметных форм
духовной культуры, которые обусловлены
появлением нового типа мышления у
человечества – компьютерного, и, как
следствие, видоизменяется восприятие
общества и индивидуумов материального
и духовного мира. Все это приводит
к формированию новых моральных,
законодательных и
Перспективы развития предметных форм
духовной культуры тесно связаны
с тенденциями в общественных
сферах жизни человеческого общества:
экономической, педагогической, художественной,
медицинской, управленческой, научной,
экологической. Общество, формирующее
новые потребности
В современном мире мы столкнулись
с проблемой быстрой
Проблемы и перспективы развития современной российской культуры
Процесс современных социальных преобразований
неизбежно ведет к резкому
усилению роли культуры в жизни российского
общества. В условиях становления
цивилизации решение проблем
преемственности культурного
Есть мнение, что Россия на стыке тысячелетий проходит переломный этап. Сейчас наша страна находится в поиске путей дальнейшего своего развития. Но, не зная корней, истоков тех или иных характерных черт русской души, нельзя выбрать правильную установку на будущее. Поэтому многие философы двадцатого столетия обращаются к истории, пытаясь выявить основные положения о русской духовной культуре, и уже опираясь на них строить предположения о дальнейшем развитии России.
Многие философы различных направлений отводят ведущую роль в формировании общих черт какого-либо народа геополитическим особенностям территории. И русские не будут являться исключением. Огромная территория, которую занимает наша страна, не могла не оказать влияния на духовную культуру людей. Но кроме размеров территории на людей оказывает влияние и особенное её положение, как известно Россия находится на стыке Запада и Востока, а граница - это всегда столкновение противоположностей. Таким образом, русский народ соединил духовные традиции многих этносов, в нем можно найти черты, как европейца, так и азиата.
Основными природообразующими качествами русской души являются антиномичность, стихийность, хаотичность, но в то же время и соборность. Одним словом, можно утверждать, что доминантой духовного пространства России является максимализм, который может проявлять в абсолютном хаосе и порядке, в разрушении и созидании. Этим можно объяснить и крайнюю полярность точек зрения некоторых философов, говорящих о русской духовной природе. Максимализм находит свое проявление и в мотиве абсолютного единения в «духовном, геополитическом и временном пространстве» - мотиве соборности.