МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г.Разумовского»
Филиал ФГОУ ВПО «МГУТУ»
Кафедра: _______________________________________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: ____________________________________________________
Выполнил(а): __________________________________
шифр ______________
Факультет: _________________ Курс ______
Специальность ______________
Консультировал: ___________________________________________________
Подпись преподавателя, принявшего
работу: ___________________________
Тверь – 2013 г.
Содержание.
1. Введение.
2. История кружева.
3. Французское кружево в 17 веке.
4. Испанское кружево.
5. Кружева в современном гардеробе.
6. Заключение.
7. Литература.
8. Приложения.
Введение.
Целью моей курсовой работы
является проанализировать кружево в
историческом и современном костюме.
Выявить направлений кружевных
изделий, как они сочетались и сочетаются
между собой в одежде. Какое кружево
применялось в исторической эпохи, которые
могли бы использоваться в настоящее время
и применить их в разработке эскизной
коллекции современной одежды.
Каждый дизайнер в разработке
своей коллекции одежды ищет новые элементы,
которые вдохновили бы его для создания
нового неповторимого стиля, одежды, которую
с удовольствием носило бы определенное
общество людей. Для того чтобы достичь
поставленной цели необходимо провести
анализ кружевных изделий в историческом
костюме, которое перешло в современную
одежду. Так же необходимо разработать
эскизную коллекцию современной одежды
с выбранными вариантами мотивов и элементов
кружева.
История кружева.
Ведения о кружеве доходят до нас из глубочайшей
древности. В Библии говорится о легких
и прозрачных, пышно вышитых тканях, которыми
были украшены одежды священнослужителей
и интерьеры храмов. На некоторых египетских
мумиях встречается одежда, украшенная
сетчатой каймой, с вышитыми по ней орнаментами.
Плетением сеток, т.е. филейной работой,
и украшением их вышивками, занимались
с незапамятных времен. Но только в конце
XV века появились изумительные ажурные
полотна, ставшие вожделенным предметом
обладания для богатых и влиятельных людей
того времени. (рис 1).
Многие историки отвергают возможность
возникновения таких тканей на Востоке,
по причине, что столь изящное, грациозное
кружевное искусство, могло появиться
лишь во времена художественной, жизнерадостной,
романтической эпохи Возрождения.
В средние века вышивание (предшественник
кружева) было любимым занятием женщин
во многих частях света, чему свидетельствуют
многочисленные вышивки, ставшие музейными
экспонатами. Так, что единого мнения о
стране, родоначальнице кружева, нет.
Нитки для кружев могли быть
бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми,
серебряными, золотыми. В Италии использовали
даже нитки из алоэ.
Кружево было плетеное или шитое.
Плетеное кружево делали на круглой подушке
при помощи коклюшек. Узор, или сколок,
клали на подушку, а плетея (кружевница),
укрепив концы нитей булавками, втыкала
булавки в ближайшие линии пересечения
узора и перекидывала коклюшки друг через
друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих
булавки, затем вынимала прежде воткнутые
и втыкала их в новые места, следуя узору.
Шитое кружево выполняли иголкой
с ниткой. Рисунок наносили на пергамент,
кружевница наметывала по линиям рисунка
толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла
середины, вшивала связки тюля и нашивала
рельефные контуры. Ножницами разрезала
наметку, соединяющую кружево и пергамент,
и работа была готова.
Возникновение кружева относится
к очень древним временам, настолько древним,
что невозможно определить точную дату
рождения этого чуда. В легендарной книге
«Исход» упоминается «завеса из голубой,
пурпуровой и червленной шерсти и крученного
виссона узорчатой работы» (гл. XXVI—XXVII)
и «одежда Аарона из золотой, голубой,
пурпуровой и червленной шерсти и крученного
виссона». Кружево с незапамятных времен
являлось любимым украшением, но его расцвет
связан с костюмом XVI века.
Кружево ручной работы во все
времена стоило очень дорого.
На кружевах разорялись, из-за
них влезали в долги, садились в тюрьму
и кончали жизнь самоубийством. По официальным
документам, аристократия и церковь тратили
на кружева колоссальные суммы.
Французское кружево
в 17 веке.
Во Франции вкус к кружеву развился настолько
сильно, что богатые вельможи, выписывая
кружево из Италии и Фландрии, где они
достигли уровня произведения искусства,
тратили на них огромные деньги.
Кружева использовались в украшении женского и мужского
платья, мебели, особенно кроватей. Кружевами
же обшивали сапоги, и даже внутреннюю
часть экипажей. Французское правительство
не могло остаться спокойным, наблюдая
значительный отток денег за границу,
причиной которого являлась страсть подданных
к ношению дорогих иностранных кружев.
(рис 1).
Основной ассортимент мужской
одежды этого периода можно считать установившимся
еще с XVI в. Это — белье (сорочка, штаны),
куртка, верхняя одежда, головные уборы,
обувь. Силуэт, форма, детали, дополнения
на протяжении периода менялись несколько
раз. В начале века мужская сорочка была
одновременно бельем и частью верхней
одежды. Декоративность костюмов в
XVII в. проявляется в большом количестве рельефных
украшений, которые создаются объемно
из самой ткани и кружева. В моду входят гладкие,
тонкие ткани и кружево.
Мужской костюм. Необходимой частью мужского
костюма была белая рубашка с манжетами,
отделанными великолепными кружевами,
и с широким, лежащим на плечах отложным
воротником. Этот воротник обычно тоже
обшивался тончайшими кружевами (рис 2),
которые вошли в моду во Франции как раз
на рубеже XVI и XVII веков. В народном костюме
рубашку кружевами не украшали. Без кружев
носили рубашки и гугеноты — французские
протестанты.
Поверх рубашки надевали камзол,
имевший специфическую форму: талия его
была сильно укорочена и обычно обозначалась
рядом нашитых бантов. Полы камзола-куртки
сзади были короткими, а спереди удлиненными
в виде мыса. Рукава широкие, с разрезами
во всю длину, через которые виднелась
цветная подкладка. Рукава были всегда
немного укороченными и украшались великолепными
кружевными манжетами. Застегивался камзол
обычно только на груди. Мужской костюм XVII в. находится
под влиянием военизации. Мушкетер, верный
солдат короля — идеальный образ времени.
Костюм наследует его черты стройной подтянутости,
военной выправки на протяжении всего
XVII в.
Костюм этого периода состоял
из сорочки, богато декорированной кружевом,
бантами, короткой куртки — весты с рукавами
до локтя и поколенных штанов-ренгравов
(рис 3). Веста пышно отделывалась оборками,
бахромой из лент, рюшами, кружевом. Вдоль
борта густо нашивались пуговицы и позумент.
Между нижним краем весты и поясом штанов
просматривались пышные сборки широкой
сорочки, отделанной гофрированной оборкой.
Штаны-ренгравы представляли собой двойную
юбку-штаны: складчатая юбка, надетая поверх
широких штанов — шаровар. Вдоль пояса,
по боковым швам, внизу по подолу ренгравы
украшают пышной лепной орнаментацией
из рюшей, оборок, бантов, кружев.
Рис1.
Рис 3.
Рис 4.
Женский костюм.
Главная выразительная линия женского
костюма этого периода — линия двойной
юбки. К лифу котт пришивали обычно две
юбки: фрипон (нижняя) и модест (верхняя)
. Излюбленными материалами для модеста
были тяжелые безузорчатые бархат, парча,
атлас. Для фрипона — легкие и тонкие:
тафта, муар, камлот. Модест спереди был
разрезной. Его полы драпировали, подкалывали
к лифу с помощью шнурков и бус, отворачивали
подкладкой вверх. По краям, разрезу и
подолу модест украшали рюшами, кружевом,
мехом. Вся открытая часть фрипона, т. е.
линия низа и переда, пышно и манерно отделывалась
воланами, оборками в несколько рядов,
кружевом, бахромой, кисточками. (рис 5)
В летней одежде использовали кружево
и тончайший газ на цветном чехле, что
создавало живописный эффект.
Характерными дополнениями к женскому
костюму были светлые шелковые чулки,
перчатки, галстуки-шарфы, кружевные косынки,
передник, белый или цветной, отделанный
кружевом, бахромой, рюшами, вышивкой,
складные веера, часы, подвешенные к поясу,
или зеркало в дорогой оправе. Из ювелирных
украшений особенно ценились жемчужные
ожерелья, розетки, серьги, браслеты, кольца,
диадемы. Декоративное решение женского
костюма находится под влиянием придворного
этикета и стиля барокко. В начале века
наблюдается стремление расположить всю
отделку и украшения спереди (что характерно
и для мужского костюма). Это было вызвано
необходимостью в присутствии короля
стоять к нему только лицом.
Корсаж котт украшали кружевом
по воротнику, манжетам, рукавам нижней
рубашки, видневшимся через продольные
разрезы верхних рукавов, пучками лент
и бантами, расположенными в убывающих
размерах от линии груди до линии талии.
Так же отделывали юбку.
Большой кружевной воротник
и манжеты, так же как в мужском костюме,
играли в начале века огромную роль в художественном
решении костюма. Дополнением к костюму служили
перчатки, складные веера из кружева (рис
6), часы в виде луковицы, подвешенные к
поясу, и поясные зеркальца в дорогой оправе.
В моде были многочисленные украшения:
ожерелья, подвески, диадемы, кольца.
рис 5,6
Испанское
кружево.
В Испании и Англии выработка
кружев не получила такого широкого и
блестящего развития, как во Фландрии
и во Франции, но все же и там создавались
интересные образцы. С начала XVII века употребление
кружев в Испании было вообще запрещено.
Кружева, выделывавшиеся в Испании, подражали
различным видам итальянских, фламандских
и французских кружев. Излюбленным орнаментом
его был мотив различного рода ажурных
кругов, отчего оно и получило образное
название соль (sol), что значит солнце.
В XVII в. в Испании в большом употреблении
было черное плетеное кружево, которое
частью привозилось из-за границы, частью
выделывалось в самой стране.
Также изготавливались оригинальные
кружева из шелка и металлизированных
нитей, золотых и серебряных – он назывался
«филигранным» гипюром (рис 7).
В шитом кружеве элемент «биза» — его
основой служит прочная натуральная шелковая
или льняная нить, на которую наматывается
тонкая шелковая нить или металлическая
проволочка. Основа придает нити необходимую
гибкость. Выполнение каждого фрагмента
начинают с середины Контуры (не по краю,
а в средней части фрагмента) прокладывают
стебельчатым швом («назад иголку»). По
стебельчатому контуру прокладывают двойную
металлизированную нить, которую затем
закрепляют петельными стежками цветного
шелка, прокладываемыми не плотно, а с
промежутками, чтобы металлическая нить
была видна. Свободное пространство внутри
фрагмента покрывают спиральными стежками
металлической нити. Кружева этого вида
не бывают белыми — они цветные, золотые
или серебряные.
Кружева использовались в
украшении женского и мужского платья,
воротниках, манжет, кружевные накидки - мантии.
Мужская одежда.
Присутствие в костюме
кружева имело несколько значений: во-первых,
кружево очень шло к тяжелым, мрачным тканям,
делая их веселее и легче. Белые и серые
ткани рядом с кружевом становились необычайно
изысканными, а костюмы, украшенные кружевом,
как-то человечнее; во-вторых, кружево
было модной новинкой; в-третьих, и это,
может быть, было наиболее важно для испанской
знати, - кружево было невероятно дорого,
и только очень богатые люди могли себе
позволить отделку костюма кружевом, используя
его как важный социальный знак (рис 8).
Нижняя одежда.
Мужчины носили рубашку-сорочку
- камису Была практически не видна. Имела
брыжжевый воротник и высокие манжеты
из полотна или батиста, отделанные кружевами.
Ткани, наиболее распространенными
в испанском костюме были узорчатые (тканые,
вышитые, набивные) ткани. Узорчатые ткани
украшались и разнообразными нашивками,
парчовыми лентами, золотыми шнурами,
кружевами, которые нашивались по вертикали
или диагонали».
Женская
одежда.
Корсаж котт украшали кружевом
по воротнику, манжетам, рукавам нижней
рубашки, видневшимся через продольные
разрезы верхних рукавов, пучками лент
и бантами, расположенными в убывающих
размерах от линии груди до линии талии.
Так же отделывали юбку.
Большой кружевной воротник
и манжеты, так же как в мужском костюме,
играли в начале века огромную роль в художественном
решении костюма.
Такой воротник пришел на смену
испанским брыжжам, которые в Испании,
Голландии, Германии носили вплоть до
40-60-х гг. XVII в. Тонкий белый или кремовый
батист в сочетании с легкими дорогими
кружевами прекрасно подчеркивал гладкость
и свежесть кожи, живой цвет красивого
лица, сияние глаз.
Большие Испанские воротники,
как ни странно, решительно способствовали
культуре быта как таковой. Когда в
Испанию завезли картофель,воротники
стали яростно крахмалить, что создавало
определенные неудобства при еде. Воротник
16-17 века ,представлен на рисунке 9.
парадная прическа знатных
дам была низкой и широкой: ее форма как
бы повторяла силуэт юбки. Выходя на улицу,
испанские дамы накидывали на голову и
плечи легкую, иногда кружевную накидку-мантилью
(рис 10)
Рис 7
рис 8
Рис 9
Кружева
в современном гардеробе.
В последние годы мода на кружева
становится все заметнее, и кружевные
изделия появляются на подиумах, улицах
и красных ковровых дорожках. Используется
ли кружево в качестве женственной детали,
или в виде целого кружевного изделия,
в этом сезоне оно, бесспорно, является
одним из модных лидеров, готовых занять
достойное место в вашем гардеробе. От
элегантных топов до юбок и изящных платьев,
все указывает на женственность и чувственность.