Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:29, контрольная работа
Культура представляет собой совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью.
Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.
Тема: культура Беларуси на современном этапе.
План:
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Культура представляет собой совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью.
Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.
Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.
Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.
Все это интересно и доступно как для белорусов, так и для гостей страны.
1. Культура Беларуси 1991-2011 годов.
Во все времена белорусская культура была источником творческих сил народа в его поступательном движении в будущее. И сегодня культура остается одним из действенных средств в духовном развитии общества и государства, средством создания благоприятных условий для полноценного, творческого развития личности, основой содружества между людьми различных этнических принадлежностей, средством воспитания молодого поколения, усиления интеллектуальных и духовных сил народа, его морального здоровья. Поэтому возрождение и развитие национальной культуры, придание ей как одному из важнейших компонентов духовной жизни общества статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны - в числе основных целей государственной политики.
Обретение Республики Беларусь государственного суверенитета открыло новые возможности сохранения самобытности, целостности и мировой значимости белорусской культуры. Однако экономический кризис 1991-1995 гг., снижение уровни жизни большинства населения отрицательно сказались на развитии культуры в республики, и эти годы были для культуры периодом резкого обострения ее кризисного состояния. Недостаточное финансирование отрасли, практическое прекращение строительства новых объектов культуры, снижение масштабов культурной деятельности, обвальное свертывание сети объектов культурно-досугового обслуживания населения, растущая эмиграция ведущих творческих работников были самыми острыми проблемами этого периода. Снизился уровень посещаемости театров, музеев, кинотеатров в связи с многократным увеличением цен на билеты и удорожанием услуг. Резко ухудшилось материально-техническое обеспечение ведомственных и профсоюзных учреждений культуры. Поставленные перед необходимостью самовыживания, предприятия стремились избавится от объектов в коммунальную собственность.
Размер оплаты труда работников культуры и искусства был самый низкий в ряду отраслей народного хозяйства республики и составлял 69% от уровня, сложившегося в целом по экономики. В итоге за 1991-1995гг. численность занятых в этих отраслях сократилась на 5,4%.
К 1995г. В стране перестали существовать 872 библиотеки. Особенно пострадала сеть библиотек профсоюзных организаций. В 1990г. Их было 554, к 1995г.-373. Понесли значительные потери (на13,3%) библиотечные фонды. За этот период резко сократились поступление новой литературы и подписка на периодику из-за роста цен на печатную продукцию и уменьшения финансирования с учетом инфляции.
Библиотечная система республики пыталась выжить. На базе существующей сети библиотечных учреждений шел процесс преобразования массовых библиотек в публичные, рассчитанные на индивидуальные потребности читателя. Этот процесс проходил трудно из-за общего экономического кризиса, что отразилось на количестве сельских библиотек. В малонаселенных пунктах они закрылись вовсе, некоторые реорганизовались в библиотечные пункты или объединились с клубами.
Наряду с поисками выхода из тяжелого экономического положения за счет коммерческой деятельности, взносов и пожертвований библиотеки существенно переосмыслили и переориентировали свою деятельность, направив ее на помощь национальному возрождению. Это работа по возвращению имен и дел знаменитых предков, работа по изучению богатого и разнообразного духовного и материального наследия. Активно участвовали библиотеки в написании книг серии "Памяць".
На 1172 единицы (почти на20%) сократилось в этот период количество государственных клубных учреждений, главным образом в сельской местности. Среди основных причин – нерентабельность содержания клубов в малонаселенных селах, отсутствие необходимых финансовых средств и одновременно нехватка квалифицированных специалистов, неудовлетворительное техническое состояние зданий. Так, в 1993-1994гг. только 65% клубов были размещены в зданиях, специально построенных для клубной деятельности, 16% требовали капитального ремонта, почти 20% размещались в приспособленных зданиях.
Но несмотря на существующие в стране социально-экономические проблемы и недостаток финансовых средств, основная часть клубных учреждений, так же как и библиотек, продолжала осуществлять государственную культурную политику поддержки и развития народного творчества и культурно-просветительной деятельности. Стали возрождаться и активно развиваться декоративно-прикладное искусство, функционировать клубы и дома ремесел, творческие мастерские народных мастеров, активизировали работу фольклорные коллективы. В стране сформировалась и действовала система общегосударственных, региональных, областных, районных и городских фестивалей и праздников народного искусства. Начался процесс реформирования государственной системы клубных учреждений, направленных на реорганизацию унифицированного клуба в профилированные центры.
Наблюдается поступательный рост государственной музейной сети. Наиболее активно процесс музеефикации происходил в 1991-1995гг.: было создано 35 новых музеев. Однако число посещений их захарактеризуемый период составил лишь 61% к уровню 1990г. Памятники культурного наследия страны в этот период были сосредоточены в 146 музеях и филиалах (в 1990г. – 111). Музеи всеми силами пытались сохранить историю нации.
Сеть театров в указанный период претерпела не только количественные, но и качественные изменения. За 1991 - 1995гг. общее их количество увеличилось на 3 театра, театральную жизнь стали активизировать театры, альтернативные государственным.
Более значительные изменения в своей деятельности претерпели кинотеатры. Свою роль сыграли конкуренция со стороны телевидения и не всегда устраивающий зрителя репертуар кинотеатров. Но не смотря на тяжелое экономическое положение страны, в 1991-1995гг. основные культурно-просветительские учреждения продолжали функционировать и проводить государственную культурную политику. Если число клубов, кинотеатров, библиотек, парков культуры и отдыха резко сократилось, то число театров, музеев, концертных организаций не только сохранилось, но и возросло. В 1991г. В целях возрождения и создания благоприятных условий для развития белорусской культуры, сохранения ее самобытности и целостности принят Закон РБ "О культуре в РБ", создавшей правовую основу проводимый в стране политики развития культуры.
Закон о культуре регулировал общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяции произведений материальной и духовной культуры, по сохранению и передаче культурных традиций, по охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных меньшинств Беларуси, формирования культурной среды.
Первым законодательным документом о культуре в республике закреплялся широкий спектр обязанностей государства в области культуры: обеспечение развития культуры и ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан; совершенствование социальных, организационно- правовых и экономических гарантий развития культуры и искусства и созданий необходимых условий для доступности граждан к национальному и мировому культурному наследию; создание гарантий и стимулов художественного творчества; сбережение традиционной культуры; выделение необходимых материальных и финансовых средств на развитие культуры и др.
Согласно закону государством устанавливалась гарантированная доля бюджетных средств на развитие культуры и искусства в размере не менее 3% от общей суммы государственного бюджета страны. Поэтому закону белорусская культура развивалась до июня 2004года, года стабилизация экономики, важность задач социально – экономического развития страны вызвали необходимость внесения изменений и дополнений в данный закон и принятие его в новой редакции.
Закон РБ "Об охране историко-культурного наследия" от 13 ноября 1992года был призван регулировать отношения с целью сбережения, надлежащего содержания, соответствующего рационального использования, обновления и умножения историко-культурного наследия народа Беларуси.
Закон РБ "О национальных меньшинствах в РБ" от 11ноября 1992г., создал правовую основу в сфере межнациональных отношений, гарантировал свободное развитие национальных меньшинств в РБ и был призван способствовать гармонизации межнациональных отношений, сохранению и развитию культур национальных меньшинств, удовлетворению их законных прав и интересов.
Отрасль культуры в этот период была предметом особой заботы государства. Был создан фонд развития культуры и искусства Министерства культуры.
В этот период так же были разработаны и утверждены государственные программы развития культуры: "Белорусы в мире" и Программа государственной поддержки традиционной культуры на 1994-1996гг.
Сфера внимания и забот государства в этот период было так же выявление и поддержка талантливой молодежи.
Благодаря целенаправленной поддержке культуры государством, программам развития и возрождения белорусской культуры система ее учреждений, кадровый потенциал были не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие.
В целях сбора, сбережения и экспозиции наиболее ценных произведений народного искусства, изделий народных промыслов (ремесел) согласно закону Министерству культуры Республики Беларусь предоставлено право создания Национального музея народного искусства, народных промыслов, специализированных музеев по их видам: музеи-мастерские, дома-музеи.
В систему правового регулирования включена и деятельность творческих союзов и творческих работников, принят Закон Республики Беларусь "О творческих союзах и творческих работниках" (от 16 декабря 1999г. №342-3).
Творческий союз – общественное объединение творческих работников, которые своими успехами внесли вклад в развитие культуры, искусства и другой культурой творческой деятельности в Республике Беларусь, созданное в установленном законодательством порядке на основании общности интересов его членов (участников) в определенном виде творческой деятельности для удовлетворения их духовных или других нематериальных потребностей.
Творческий работник – личность, которая занимается творческой деятельностью в отрасли культуры, искусства и другой культурной творческой деятельности.
Шел процесс сокращения сети клубных учреждений и библиотек, связанный не с обвальным свертыванием их деятельности, как в период 1991-1995гг., а целенаправленной реструктуризацией, упорядочением в целях рационального использования бюджетных средств и повышения уровня удовлетворения потребности населения в условиях культуры. Этот процесс осуществляется путем создания комплексных учреждений культуры (клубы-библиотеки, дома социальных услуг, центры культуры и др.), закрытия учреждений, находящихся в неудовлетворительном функциональном состоянии или расположенных в малочисленных населенных пунктах.
В результате проводимых мероприятий к 2000г. число клубных учреждений уменьшилось по сравнению с 1995г. на 204 единицы, или 95,8%, библиотек – соответственно на 167 единиц, или 96,8%.
В 2000г. по сравнению с 1995г. возросла посещаемость музеев (более чем на 35%), театров (на 11%), концертных организаций (на55%).
В целях стимулирования труда творческой интеллигенции Республики Беларусь, социальной поддержки наиболее значимых проектов и программ в области культуры и искусства указом президента от23 июня 1998г. утверждены для деятелей культуры и искусства специальные ежегодные премии Президента Республики Беларусь за высокие творческие достижения, а ведущим мастерам искусств установлены персональные оклады в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь "Об установлении персональных окладов мастерам искусств" от 16 июня 1997г. №715.
В первые годы нового тысячелетия культура и искусство Беларуси существенно укрепили свои позиции в государстве и обществе. Они становятся важным сектором экономики республики: 0,5% в структуре ВВП, 1,9% в общей численности занятого населения (2005г.). С 1996г. обозначилась устойчивая тенденция роста численности населения, занятого в отрасли культуры. В 2005г. в ней работало 71 тыс. человек, что на 25% больше, чем в 1990г., и на 26%, чем в 1995г.
Государство проводит последовательную культурную политику, направленную не только на сохранение богатого культурного потенциала страны, но и на его развитие.
Основные направления и приоритеты развития культуры на первые годы нового тысячелетия были определены Государственной программой функционирования и развития культуры Республики Беларусь до 2005г. Программой предусматривались следующие долгосрочные цели в развитии культуры: формирование идеологических, демократических основ культурной жизни; обеспечение доступа населения к достижениям культуры, а также возможности заниматься культурной деятельностью; обеспечение непрерывности культурного процесса в Беларуси, охрана его национальной самобытности, включение в мировой культурный процесс.
В 2005г. в республике функционировало более 11,5 тыс. учреждений культуры и искусств, в том числе 4584 библиотеки, 4093 учреждения клубного типа, 28 профессиональных театров, 139 музеев, 15 филармонических и концертных организаций, 2 цирка, около 2,8 тыс. кинотеатров, киноустановок, видеосалонов. Кроме перечисленных учреждений, в систему Министерства культуры входят детские школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения.
Наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями являются библиотеки и клубы, которые составляют соответственно 40% и 35,5% от общего количества учреждений, 24% составляют кинотеатры, киноустановки и киновидеосалоны.