Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:02, контрольная работа
IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец — к правлению Владимира Мономаха (1113—1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси— середина IX— начало XII века.
Рюриковичи, династия русских князей — великих князей киевских, владимирских, московских и русских царей (конец IX—XVI вв., последний Рюрикович — царь Федор Иванович), считавшихся потомками Рюрика. К Рюриковичам принадлежали также некоторые дворянские роды до нач. XX века, потомки удельных князей.
1. Зарождение культуры на Руси
2. Языческие праздники
3. Языческие боги и духи
4. Одежда, музыка и т.д.
5. Приход Христианства
6.Проблески язычества в Христианской Руси
7. Сказки
8. Христианская ментальная революция в культуре Киевской Руси в XI веке
9. Вывод
10. Библиография
Краса, красота – неотъемлемое качество славянской богини любви и весны Лады. Вот её-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить полное любви и тепла её сердце, покрыть инеем её золотистые волосы. Одним словом присвоить себе, заточить в своём тереме. А герой-царевич, отправляющийся на бой с чудовищем, подобен богу-громовержцу. В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа это победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка ложь, да в ней намёк…
8. Христианская
ментальная революция в
Крещение Руси князем
Владимиром положило начало формированию
специфической ценностно-тематической
системы, которую будем называть христианской
субкультурой. Появление христианской
субпространственной конфигурации в недрах
самодовлеющего языческого ценностно-мыслительного
пространства и быстрое её расширение
в первой половине XI в. (рост христианских
общин, количества монахов и монастырей,
церковное строительство и т.д.) было подобно
вспышке сверхновой звезды на темном языческом
небосклоне, которая взорвала устоявшиеся
структуры натуралистически-
Разделение универсума на два мира, чувственный и сверхчувственный, стало наиболее фундаментальной и всеобщей характеристикой средневекового мировосприятия в эпоху Киевской Руси. Митрополит Киевский Никифор в "Послании" к Владимиру Мономаху пишет: "От того двойственно бытие наше: разумное и неразумное /"словесное и бессловесное"/, и духовное /"бесплотное"/, и телесное. Ведь разумное и духовное это нечто божественное и чудное, подобное бесплотному естеству, а неразумное подобно страстному и сластолюбивому. И поэтому борьбы в нас много, и противится плоть духу, а дух плоти". Во всех текстах без исключения этого периода трансцендентный, божественный мир выступает средством объяснения происходящих природных и социальных событий, законообразной посылкой ("экспланансом") в структуре объяснения. "Размышляй, милый, размышлять надлежит и знать, пишет в своем "Послании" Климент Смолятич, как все существует, и управляется, и совершенствуется силой божьей: никакой нет силы, кроме силы божьей, никакой нет помощи, кроме помощи божьей, ибо все, как сказано, что пожелал он, все создал на небесах, и на земле, и в море, во всех безднах и прочее". Владимир Мономах в своем "Поучении" замечает: "Господь наш не человек, но бог всей вселенной, что захочет, во мгновение ока все сотворит…". Чувственный мир теряет всякую самостоятельность. Так, все победы и поражения в битвах объясняются только божественной причиной. "В том же году, читаем в Ипатьевской летописи, побудил бог Святослава, князя Киевского и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев.… А половцы, увидев отряд Владимира, смело идущий им навстречу, побежали, гонимые гневом божьим и святой богородицы.… А великий князь Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславович, получив от бога победу над погаными, возвратились по домам со славой и честью великой". Объясняя нашествие половцев, летописец поучает: "Это бог напустил.
В 988 г. языческому идолопоклонству пришел конец. Ко времени принятия Христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос. Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием Христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Несомненно и его большое положительное значение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины ХII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства.
Иной характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурное взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература. Создание славянской азбуки связывается с именами византийских миссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885) Это событие связано с принятием христианства, но дохристианская культура уже имела зачатки систем письма.
Вывод
В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры. Дальнейшее влияние на свою культуру получила Русь с приходом татаро-монгольского ига, когда она стала пополнятся восточной культурой.
Библиография
1. "Я познаю мир. Мифология" авторы-составители О.А.Могила, Л.Л. Сильянова
2. "всё обо всём. Искусство" Адриан Сингтон
3. "Трёх главый орёл" Владимир Свержин