Культура и быт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 09:05, реферат

Краткое описание

С "Домостроем" в истории русской культуры связаны многие легенды и мифы – верный признак значительности и значимости этого памятника национального самосознания, как бы вдруг возникшего на излете средневековья. Подобные легенды отражают историю самого текста, а мифы – его восприятие, но – восприятие нашего времени.
Сегодня «Домострой» вызывает к себе самый пристальный интерес, что выразилось в неоднократных переизданиях. Реабилитаторы «Домостроя» видят в нем благие основы степенной, религиозной, нравственной жизни русского народа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. «Домострой» – произведение средневековой литературы………………..5
2. Особенности повествования………………………………………………..9
3. «Домострой» о воспитании…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология. Домострой.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………….3

1. «Домострой»  – произведение средневековой  литературы………………..5

2. Особенности  повествования………………………………………………..9

3. «Домострой»  о воспитании…………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………..19

Список использованной литературы………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Зримым воплощением богатого на события XVI века стал памятник средневековой русской литературы «Домострой», который значителен и для нашей богатой событиями эпохи прежде всего как сконцентрированное выражение духовного мироощущения своего времени.

    Считается, что первая редакция «Домостроя»  составлена в Новгороде Великом  в конце XV — начале XVI века. Установлено, что как памятник литературы «Домострой» складывался постепенно, однако предположительно, в настоящем своем виде, был составлен известным деятелем XVI века, близким сотрудником молодого Ивана IV, протопопом Благовещенского собора в Кремле Сильвестром.

          Судьба этого литературного памятника, а главное, отношение к нему, очень прихотливы. Сначала он претендовал на то, чтобы сделаться орудием государственной политики. Затем надолго стал книгой, почитаемой исключительно ревнителями «древлего благочестия», преимущественно старообрядцами.

        «Домострой», со своим нарочито прикладным характером поучений, наказов, советов избавлен от оборотов церемониального, субтильного толка, характер изложения нарочито прост, даже в исправлении религиозных обрядов и молитв автор находит естественный и практический смысл, где жизнь рассматривается, как поток, исход которой в Царство Божие определенно смыкается с настоящим бытом, человеческими взаимоотношениями в семье и обществе.

    С Домостроем в истории русской  культуры связаны многие легенды  и мифы – верный признак значительности и значимости этого памятника национального самосознания, как бы вдруг возникшего на излете средневековья. Подобные легенды отражают историю самого текста, а мифы – его восприятие, но – восприятие нашего времени.

    Сегодня «Домострой» вызывает к себе самый пристальный интерес, что выразилось в неоднократных переизданиях. Реабилитаторы «Домостроя» видят в нем благие основы степенной, религиозной, нравственной жизни русского народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. «Домострой» – произведение средневековой литературы

    Текст Домостроя составлялся постепенно, из разных источников, во многих местах. Сначала переводили с греческого языка и переписывали нравоучительные высказывания и «Слова» святых отцов, особенно Иоанна Златоусова. В основе текста Домостроя лежит несколько традиционных для средневековой литературы жанров. Это объясняет и сложность состава, и частую противоречивость нравственных рекомендаций книги. [7, 99]

    Основные  вопросы, изложенные в «Домострое»:

  • отношение к Богу, главным святыням и нравственным законам; к социальной организации общества, к государевой службе, патриотизм, понимание единства человека и государства;
  • отношение к устроению своих личных дел, здоровью физическому и душевному; отношение к еде, алкоголю, к приготовлению яств и напитков, годовой круг принятия пищи;
  • отношения внутрисемейные, между старшими и младшими, между мужем и женой, детьми и родителями, главой семьи и домочадцами, в том числе и слугами;
  • отношение к организации огорода и сада; к содержанию рабочих лошадей и других домашних животных; к приобретению и хранению продуктов, к организации продуктовых запасов по сезонам и на несколько лет;
  • отношение к хозяйству, к работникам и мастерам узкой специализации, поощрения и наказания; отношение к инструменту, оборудованию и расходному материалу, к транспортным средствам, к каждому из необходимых в хозяйстве ремесел, организация обучения
  • отношение к обмену, торговле, налогам (подати), как давать взаймы и возвращать долг, отношение к товарам заморским и местным; к организации дел, ведению регулярных записей, подсчету прибыли и убытков;
  • свадебный чин (обряд) как концентрированное выражение общественного статуса и жизненного успеха хозяина и его семьи, порядок посещения храмов, отношение к растлевающим человека утехам.

    Начинается  текст отнюдь не с хозяйственных рекомендаций, а с общей картины общественных отношений. Прежде всего, нужно беспрекословно подчиняться властям, ибо «кто противится властителем - тот Божию повелению противится».

    Домострой – это обращение человека к  миру и людям, но не непосредственно, а через отношение к Богу. Средневековое общество не знало иных отношений идеальной жизни. Культура Домостроя – еще культура культа, это, несомненно. Она духовна по преимуществу. Таков сложившийся в течение столетий родовой миф, который расшифровывается каждодневно, в практических действиях человека.

    Первая  часть книги оправдывает необходимость  всех остальных. Она освящается их авторитетом Бога и веры. Символические отношения между Отцом и Сыном и их совместное отношение к Духу Святому таинственной формулой раскрывают все содержание памятника, христианская вера в Единого бога снимает как языческое многобожие, которое в остатках существовала до XV века. Укрепление христианства и становление монархии шли параллельно, зависело одно от другого, вырабатывало необходимые термины и символику.

    Адресат «Домостроя» - зажиточный горожанин, рачительный хозяин, сам непосредственно участвующий в хозяйственной деятельности, в которой ему помогает жена. Хозяин руководит всем, имея в своем распоряжении штат слуг (упоминаются, например, ключник, повар, мастера с учениками и слуги, торгующие в хозяйских лавках). «Государыня» ведает целым штатом слуг и мастериц. Дети домохозяина должны с раннего возраста обучаться «рукоделию» и, следовательно, быть готовыми к продолжению деятельности родителей.

    Быт, каким он предстает со страниц «Домостроя», достаточно строг и суров, но эта строгость - не самоцель, а способ достижения вполне определенной цели: «Казни сына своего от юности его да покоит тя на старость твою и даст красоту души твоей; и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет, ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти».

    «Домострой» - самый «обытовленный» памятник древнерусской литературы, редко склонявшейся к бытовой конкретности. Особенно насыщена ею третья часть произведения, посвященная правильному ведению домашнего хозяйства: «Изба и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери, и в сенех, и на крылцы вымыть и вытерть, и выместь, и выскресть, всегда было бы чисто... да пред нижним крыльцом сена положить грязные ноги отирать, ино лестница не угрязнится, и у сеней перед дверьми рогошка или войлок ветшаной положить или потирало... а грязъное прополоскать и высушить, и опять туто же под ноги пригодится». «Домострой» предостерегает против опасных сношений с внешним миром, проповедует строжайшее сохранение всех домашних тайн. Умеренность и осторожность предписывается во всем, в частности, в телесных наказаниях: провинившуюся перед мужем жену рекомендуется «плеткою вежливенько побить, за руки держа, а гнев бы не был, а люди бы то не ведали и не слыхали». [4, 112]

      Неопределенность и некая многозначность содержания «Домостроя» объясняется происхождением памятника, типичного для средневековой литературы памятника нравоучительной литературы. Нравоучительной – а это прежде всего значит, что повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения и прорывается в текст только вместе с народной речью, да и то лишь в виде исключения. Это значит также, что каждое положение аргументируется ссылками на освященные традицией образцовые тексты, главным образом – тексты Священного Писания, но не только его.

    Для своего времени «Домострой» был  важным, регламентирующим жизнь текстом, своеобразным кодексом социально-экономических норм. Каждое его положение аргументируется ссылками на освящённые традицией тексты. В доказательство истинности того или иного утверждения приводится много изречений народной мудрости, которые потом станут пословицами. Даже если это лишь – описание идеала, он был детально описан.

      Три его основные части излагают  правила общежития в отношении:

    – «духовного строения» (религиозные  наставления);

    – «мирского строения» (о семейных отношениях и воспитании детей, об уважении к власти, к государству);

    – «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, нормы поведения с подчинёнными).

    Современные исследователи признают не только исторические достоинства и литературную ценность, но и актуальность сборника: «Содержание этого памятника оказывается актуальным, даже когда основные его идеи и принципы давно забыты».

    Постоянно обращается «Домострой» к категориям «трудолюбие», «уважение» и «любовь». Ипостасями любви, действующими в сферах нравственного и эстетического, выступают добро и красота. Любовь к другому человеку и миру проявляется как добро. «Согнездная» (семейная) любовь, о которой идёт речь в «Домострое» – то, что делает обустроенным Дом.

    Книга состоит из 67 небольших глав, каждая из которых сопоставима по объёму с молитвой. Изданы как первые версии на старославянском языке, так и переложения на современный русский язык. [6, 91] 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности повествования 

    Подробности жизни освящены нравственными установками  божественных истин. Вещный мир оживает, когда все «благословенно», и благословенная денежка по божьей милости становится символом праведной жизни. Человек должен жить по христианским обычаям, экономика одухотворена этикой – именно животъ, именно жизнь во всей полноте ее проявлений предстает на страницах книги.

    В обычном смысле «Домострой» –  это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий. В определенных местах говорится о людях «имярек» - это значит, что нужно было заполнить пропуски своим именем, пространство текста можно было восполнять и дополнять всем, что считалось тогда понятным и известным.

      «Домострой» не доказывает фактами и рассуждениями, он пламенно убеждает – проповедью. Его адресатом является то господин, то слуга, то «свят человек», то простец. Автор напоминает ему круг его обязанностей в иерархии бытия. Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.

      «Домострой» отличается от других средневековых памятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся в тысячеустом употреблении в законченность современной пословицы. Это значит, наконец, что прагматический характер изложения нацелен в «Домострое» прежде всего на подачу информации, обычно посредством тех же истин Писания, под оценивающим углом которых рассматривались все вообще проявление жизни, масштабом которого они измерялись и в котором видели образцы. Непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного идеала одухотворяет «Домострой».

    Литературная  традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. Именно здесь долго сохранялись и условия, способствовавшие тем отношениям церкви с властью, а их обеих – с подданным, которые отражены в «Домострое»: «справедливая», праведная вера, скрепляющая прерогативы власти своим авторитетом, «очищающая» ее. Духовность как естественная потребность личности, живущей в жестоком мире средневековья. [5, 138]

    Это обстоятельство не нужно оставлять без внимания: Домострой в момент своего сложения является порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто «экономия», она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которое составляет население Дома. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни – и тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни.

    Этика Домостроя построена не на запретах Нагорной проповеди, она обращается к чувству стыда, которое при умелом воспитании может породить в человеке множество добродетелей в нравственных, социальных и идеальных (религиозных) их ипостасях.

Информация о работе Культура и быт