Культура и быт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 09:05, реферат

Краткое описание

С "Домостроем" в истории русской культуры связаны многие легенды и мифы – верный признак значительности и значимости этого памятника национального самосознания, как бы вдруг возникшего на излете средневековья. Подобные легенды отражают историю самого текста, а мифы – его восприятие, но – восприятие нашего времени.
Сегодня «Домострой» вызывает к себе самый пристальный интерес, что выразилось в неоднократных переизданиях. Реабилитаторы «Домостроя» видят в нем благие основы степенной, религиозной, нравственной жизни русского народа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. «Домострой» – произведение средневековой литературы………………..5
2. Особенности повествования………………………………………………..9
3. «Домострой» о воспитании…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология. Домострой.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

    Не смейся к нему, игры творя: в мале бо ся ослабиши, в велице поболиши, скорбя; и после же яко оскомины твориши душе твоей. И не дажь ему власти во юности, но сокруши ему ребра, донележе растет, а, ожесточав, не повинет ти ся; и будет ти досажение, и болезнь души, и тщетна домови, погибель имению, и укоризна от сусед, посмех пред враги, пред властию платеж и досада зла.

    39. Аще муж сам не учит, ино суд от Бога приимет; аще сам творит и жену и домочадцов учит, милость от Бога приимет. Аще муж сам того не творит, что в сей памяти писано, и жены не учит, и дом свой не по бозе строит, и о своей души не родит, и людей своих по сему писанию не учит, и он сом погублен в сем веце и в будущем, и дом свой погубит. Аще ли добрый муж о своем спасении радит, и жену наказует, и тако же домочадцов своих всякому страху Божию учит, и законному християнскому жительству, яко же есть писано, — и он, вкупе со всеми, в благонденстве по бозе жизнь свою препроводит и милость Божию получит. [1, 135] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

           Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений российского православного общества, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», таково полное название этого уникального труда, вобравшего в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранившего немало ценного и практически полезного для современного человека, семьи, общества.

    С первых строк «Домострой» заставляет размышлять о дне минувшем и сегодняшнем, анализировать, делать выводы. В первом поучении «Наставление отца сыну» указывается, что основная роль в русской семье отведена мужчине, надежному, работящему, ответственному.

    Проблемы  морали и нравственности русской  православной семьи — лишь один из аспектов, затронутых в «Домострое». Всего же в книге наставлений, советов, поучений — 64. Большая часть из них содержит рекомендации по ведению хозяйства, регламентирует отношение к православной церкви, ее служителям, Богу. Вечные истины «Домостроя» способствуют утверждению в обществе согласия и миролюбия, осознанию необходимости трудиться, заботиться о близких, родных, слабых.

    Уникальность  «Домостроя» в русской культуре, прежде всего в том, что после него уже не предпринималось сравнимой попытки нормировать весь круг жизни, особенно семейной и воспитания детей.

    «Домострой» как источник, исполненный высочайшего гуманизма и любви к своей земле, к своему народу, продолжает оставаться одним из значительнейших духовных свидетельств жизни Москвы, всего Российского этноса в последние восемь с половиной столетий, опора на который и в настоящее время не потеряла смыл. 
 

Список использованной литературы 

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.
  2. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3
  3. Лихачев, Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. – 379 с.
  4. Личман Б.В. История России. - М.: Прогресс, 2005. – 371 с.
  5. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2003. – 425 с.
  6. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы 16 в. – СПб.: изд-во «Нева», 1987. – 389 с.
  7. Терещенко А. Быт русского народа. - М.: Наука, 1997. – 493 с.

Информация о работе Культура и быт