Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:03, доклад
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ.
Тайная вечеря
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
1495–1497. Монастырь
Санта-Мария делле Грацие, Милан
Сразу же по окончании
«Мадонны в скалах» Леонардо получил
новый заказ — написать «Тайную
вечерю» для трапезной
В искусстве Кватроченто
тема «Тайной вечери» возникала
довольно часто, к ней обращались
самые лучшие мастера. В композиционном
отношении Леонардо не отступил от
традиционной схемы — тринадцать
человек фронтально сидят за столом,
— но как математически точно
продумана эта композиция! В самом
центре — Христос, руки его разведены
в стороны и лежат на столе,
образуя треугольник, вершиной которого
является голова Иисуса. Темный силуэт
Христа отчетливо выделяется светом,
льющимся из окна на заднем плане. Двенадцать
апостолов разбиты на две равные
группы, в свою очередь, подразделяющиеся
на подгруппы — по три фигуры
в каждой, причем внутренние группы
как бы сближаются между собой, а
внешние — расходятся. Возникающее
при этом волнообразное движение
подчеркивает драматизм ситуации.
Голова Христа. 1494–1495
Леонардо избрал
для воплощения кульминационный
момент истории — Христос произнес:
«Один из вас предаст меня», —
и замолчал. Он единственный сохраняет
спокойствие в бушующем вокруг него
море эмоций. Апостолы реагируют на
слова Иисуса самыми разнообразными
жестами и позами и удивительно
выразительной мимикой.
Период работы над
«Тайной вечерей» как раз совпал
с увлечением Леонардо физиогномикой,
он оставил огромное количество подготовительных
рисунков, изображающих разные оттенки
переживания, удивления, возмущения, гнева.
Судя по сохранившимся записям, лица
апостолов были списаны с обычных
людей. Особенно долго пришлось искать
типаж для Иуды, работа приостановилась,
приор монастыря даже упрекнул художника
в лености. Леонардо парировал, что,
если время настолько поджимает,
он может использовать лицо самого
приора, благо, оно очень подходит
для этой цели.
Дж. Солари, Д. Браманте. Церковь Санта-Мария делле Грацие.
1466–1497. Милан
С Иудой возникла
еще одна проблема: как изолировать
его от основной группы апостолов? Обычно
он изображался обособленно, на другом
конце стола. Леонардо такой вариант
не устраивал, и он усадил Иуду среди
других апостолов. Мрачный и отстраненный,
предатель отпрянул от Христа, прижимая
к себе мешочек с 30 серебрениками.
Лицо его — единственное, скрывающееся
в тени. Апостолы еще не подозревают, о
ком говорит Иисус, но зритель видит это
сразу.
Как всегда, Леонардо
стремился к совершенству и мечтал
создать новую, невиданную технику.
Традиционная фреска требовала быстрой
работы и не оставляла возможности
переработки уже готовых частей
картины, что было для Леонардо совершенно
неприемлемо. Он придумал специальную
смесь из темперы и масляной краски,
которая с первого взгляда
казалась совершенно идеальной, но с
течением времени красочный слой
стал отставать от грунта и осыпаться.
Только лишь в ХХ веке картину отреставрировали,
но в первоначальном виде ее восстановить
так и не удалось.
Эскизы к «Тайной
вечере»
Леонардо да Винчи.
Его жизненный путь был сложным,
как и его судьба. Внебрачный сын
нотариуса, родившийся в 1452г., мог рассчитывать
только на свой талант. Детство Леонардо
протекало среди чудесной природы.
Городок ютился в горном ущелье.
Позже в своих работа он изобразил
родные пейзажи в картинах своих
Мадонн. В 1466г. поступает учеником в
мастерскую Андреа Верроккьо. Начинал
с ювелирных работ и от них перешел к скульптуре.
Изучал и учился на работах известных
итальянских художников раннего Возрождения:
фресках Мазаччо, скульптурах Донателло.
Их девизом было “подражание природе”.
Леонардо в своих произведениях тоже стремился
к природе, ее величию и правдивости. Он
был очень трудолюбив.
“Познать, познать, познать” эти
3 слова Леонардо писал на всех
своих рукописях. С начала ему
была нужна только такая наука,
Но известен всему
миру он больше как художник. В 26 лет
Леонардо пишет картину “Мадонна
Бенуа” или “Мадонна с цветком”.
В ней он стремился описать
глубину чувств матери.
Леонардо отказался
от обычной трактовки образа Мадонны
(величавая, задумчивая), а создал жизнерадостный
образ (она шаловлива, лукава, переполнена
счастьем материнства). Изучая законы
оптики, художник впервые применил
светотень, как прием оживления
своих полотен. Чтобы придать
своеобразную выразительность лицу
соей Мадонны, художник пишет его
на темном фоне и озаряет солнечным
светом. Легкая улыбка подчеркивает спокойное
и радостное настроение молодой
матери.
Примерно в тоже
время была начата другая картины
“Мадонна Литта”, которую он закончил
в 1490г. В этой работе заметна новизна в
технике живописи: графическая четкость
фигуры исчезла, линии воздушные.
В 1482г., когда Леонардо
было 30 лет, он покинул Флоренцию
и надолго обосновался в
Демонстрация картины
“Мадонна в гроте”. Звучит музыка Шуберта.
Через ренессансное
окно мы заглядываем в полутемный
грот. Если долго всматриваться в
картину, то появляется такое ощущение,
что пещера манит к себе. Образ
Мадонны каноничен (она величава
и задумчива). На фоне пещеры 4 фигуры
– Мария, маленький Христос, Иоанн
Креститель и ангел. Они не смотрят
друг на друга, они объединились вокруг
чего-то невидимого, как будто находящегося
в пустом пространстве. На “невидимое”
и указывает перст ангела. Но в
целом чувствуется общая
Из произведений
последнего двадцатилетия жизни
Леонардо назову знаменитую картину
“Мона Лиза” или “Джоконда”. В этот период
Леонардо живописью занимался мало. Но
это была работа, которой он отдался со
всей страстью. Считают, что Леонардо был
влюблен в Мону Лизу дель Джокондо, она
манила его своей загадочной улыбкой.
Глаза Джоконды блестят и влажны, как у
живого человека. В углублении шеи, при
внимательном взгляде можно увидеть биение
пульса. Молодая женщина сидит на веранде,
за ее спиной в дымке образы коричнево-голубых
гор, вдалеке текут реки… Ученые предполагают,
что за спиной Моны Лиза марсианский пейзаж.
Художник долго (4 года) трудился над картиной.
Чтобы придать портрету живость и натуральность
Леонардо приглашал певцов. Спокойная
поза и простой убор Джоконды фиксируют
взгляд зрителя на лице. В нем нет красоты,
нет молодости, однако оно как в зеркало,
показывает почти неуловимые оттенки
мыслей и чувств. В этом и заключается
притягательная сила творчества Леонардо
да Винчи. Еще одна немаловажная деталь:
с какой бы стороны не смотрел зритель
на картину, создается впечатление, что
глаза Джоконды смотрят только на него.
Леонардо да Винчи писал: “Мне удалось
создать картину действительно божественную.
Это венец творчества художника, но эта
картина очень потемнела за последние
годы – это еще один результат эксперементальной
работы Леонардо с красками.
У Леонардо да Винчи
была своя школа. Теперь он нашел способ,
как отделаться от тяготившей его
работы кистью. Он давал указания, делал
наброски, а ученики делали главную
часть работы. По готовой картине
Леонардо делал некоторые поправки.
Благодаря этому у Леонардо стало
больше свободного времени для приведения
в порядок своих записей. Он искал
новые секреты совершенства.
К концу жизни
у Леонардо отнялась правая рука, усилились
недуги. Работать становилось трудно.
2 мая 1519г. Леонардо да Винчи умер.
Искусство, научные
и теоретические исследования художника,
его разносторонняя одаренность
оказали огромное влияние на развитие
европейской культуры.
“Св. Анна с Марией и маленьким Христом” “Дама с горостаем”
художник Василий Николаевич Яковлев писал о феномене Леонардо: “Этот гениальный человек является гармоничным сочетанием всех областей (живопись, инженерное искусство, архитектура, музыка, наука): как солнечный свет, в котором воедино сливается все богатство оттенков спектра”.
3. Многогранность
таланта. Находясь во
В те годы флорентийские
художники редко оставались подолгу
на родине. Леонардо, который также
не находил достаточного применения
своим способностям во Флоренции, ищет
покровительства миланского герцога
Людовико Моро. В 30-тлетнем возрасте он
пишет герцогу письмо, в котором сообщает
о том, на что способен. Это письмо может
показаться бредом сумасшедшего, потому
что один человек не в состоянии исполнить
обещанного. А между тем, в нем нет ни одного
слова самохвальства, а только твердое
убеждение в своих силах:
1. Я знаю способ
делать мосты, в высшей
2. На случай осады
какой-нибудь местности, я
3. Я знаю способы
делать пушки, очень удобные
и легкие дл передвижения, которыми
можно метать, подобно буре, мелкие
камни, и дым которых нагоняет
страх на врагов, причиняя им
урон и вызывая смятение.
4. Я знаю способы
прокладывать не производя ни
малейшего шума подземные ходы,
узкие и извилистые, на случай,
если бы понадобилось идти
под рвами или под какой-нибудь рекой.
5. Я делаю закрытые
повозки, надежные и
6. В случае, если дело
происходит на море, я знаю множество орудий,
в высшей степени пригодных для нападения
и обороны, и суда, выдерживающие самую
жесткую пальбу и вещи, производящие дым.
7. В мирное время
надеюсь быть в высшей степени
полезным по сравнению с кем
угодно – в архитектуре, в
сооружении публичных и
Могу работать в
качестве скульптора над мрамором,
бронзою и глиною, также в живописи
могу делать все, что только можно
сделать по сравнению с кем
угодно.
Давайте заглянем в
каждую грань многостороннего таланта
Леонардо.
1 ученик: Я перечислю
лишь некоторые из его
2 ученик: О географических
познаниях Леонардо
3 ученик: Леонардо
усовершенствовал флейту. Наиболее
совершенным музыкальным
4 ученик: От природы
Леонардо был наделен
5 ученик: Он превосходно
играл на лютне, скрипке, арфе
и в кругу друзей любил