Микеланджело Буонаротти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 20:12, реферат

Краткое описание

Взять именно эту тему для реферата по МХК, меня вдохновил биографический роман Ирвинга Стоуна «Муки и радости», где описывается весь жизненный путь Микеланджело Буонарроти скульптора, художника, архитектора и поэта, начиная с его детства и обучения мастерской Гирландайо, заканчивая его смертью.
Именно эта благодаря этой книге, я узнала творчество Микеланджело гораздо глубже, не только с внешней стороны, но и с более глубокой, ведь чтобы понять произведение нельзя смотреть на него только с внешней стороны, необходимо узнать историю его создания и жизнь творца.

Содержание

1)Вступление.
2) Биография Микеланджело.
3) Микеланджело – архитектор.
4) Микеланджело как скульптор. и живописец
6) Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Микеланджело.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение Православная гимназия «Одигитрия»

при храме Смоленской иконы Божьей матери

 

 

 

Реферат

Микеланджело Буонаротти

Выполнил ученик  9 класса

Лавров Даниил 

Учитель :   Басманова В.В

 

 

 

План

1)Вступление.

2)      Биография Микеланджело.

3)      Микеланджело – архитектор.

4)      Микеланджело как скульптор. и живописец

6)      Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взять именно эту тему для реферата по МХК, меня вдохновил биографический роман Ирвинга Стоуна «Муки и радости», где описывается весь жизненный путь Микеланджело Буонарроти скульптора, художника, архитектора и поэта, начиная с его детства и обучения мастерской Гирландайо, заканчивая его смертью.

Именно эта благодаря  этой книге, я узнала творчество Микеланджело гораздо глубже, не только с внешней стороны, но и с более глубокой, ведь чтобы понять произведение нельзя смотреть на него только с внешней стороны, необходимо узнать историю его создания и жизнь творца. Так как Микеланджело жил в эпоху Возрождения, он встретил многих гениев того времени, таких как Леонардо Да Винчи, Джотто, Донателло и многие другие, поэтому необходимо рассматривать вместе жизнь и творчество Микеланджело

Немногие избранные из великих творческих личностей могут быть поставлены в один ряд с Микеланджело. Его деятельность - в своем роде уникальное явление в истории пластических искусств. Индивидуальная одаренность высшего порядка в соединении с благоприятствующими условиями эпохи привела Микеланджело к художественным свершениям столь масштабным и многосторонним, что аналогии им трудно найти во всей истории пластических искусств.

Время, в котором Микеланджело жил и творил, было одной из вершиной духовной в эволюции человечества. Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении отдельно взятой исторической эпохи не дала миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия.

В оценке отдельных этапов, на которые подразделяется история ренессансной художественной культуры, было бы неправомерным утверждать безоговорочный перевес какого-либо одного из них над другим. Столь же несправедливым выглядело бы суждение, будто каждое новое поколение мастеров той эпохи обязательно должно было превосходить своих предшественников. Идет ли речь о периоде раннего Ренессанса, связанном с именем Джотто, или же об искусстве раннего Возрождения, которое в первой половине Х века представляли Брунеллески, Донателло, в середине и во второй половине столетия - Альберти, Пьеро цела Франческа, Мантенья, Боттичелли и Джованни Беллини, или же, наконец, о позднем Возрождении - о времени Палладио, Веронезе и Тинторетто, мы должны будем отметить, что на всех последовательных ступенях эволюции ренессансного искусства были созданы художественные ценности громадного значения.

 

 

 

 

 

Биография.

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в семье флорентинцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Рядом с ними жила семья каменотесов, с которыми в Микеланджело очень тесно общался в детве, они научили его основам резьбы по камню. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 году стал учеником в мастерской Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм.

Вскоре Микеланджело начал  работать над скульптурами для коллекции  Медичи и привлек внимание Лоренцо  Великолепного. В 1490 году он поселился  в палаццо Медичи и оставался  там до смерти Лоренцо в 1492 году. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Лоренцо решил возродить скульптуру во Флоренции, создав в школу скульпторов, куда попал Микеланджело, в Садах Медичи. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее ярко воплощала замысел художника.

Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили  источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между  христианским благочестием и языческой  чувственностью. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирен, что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Молодой Микеланджело находился под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека.

Мраморный рельеф «Битва кентавров» (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Сюжет был подсказан Анджело Полициано; его смысл – победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры.

Второе произведение –  деревянное «Распятие» (Флоренция, Каса Буонарроти). Голова Христа с закрытыми глазами опущена на грудь, ритм тела определяется скрещенными ногами. Тонкость этого произведения отличает его от мощи фигур мраморного рельефа.

Из-за опасности вторжения  французов осенью 1494 года Микеланджело покинул Флоренцию и по пути в  Венецию на некоторое время остановился  в Болонье, где создал три небольшие  статуи для гробницы святого Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. В следующем году он ненадолго вернулся во Флоренцию, а затем отправился в Рим, где провел пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения. Первое из них – статуя «Вакха» в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект.

Более монументальное произведение – мраморная «Пьета» (Ватикан, собор святого Петра). Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы святого Бернарда в последней канцоне «Божественной комедии» говорится: «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли (далее изображение скульптуры «Пьета»). 

На облачении Богоматери Микеланджело в первый  последний  раз вырезал подпись: «Микеланджело, флорентинец». Микеланджело сделал это из-за того, когда он пришел посмотреть на свое творение, он услышал, как эту скульптуру приписывают то одному, то другому скульптору, но не Микеланджело Буонарроти, что сильно задело его личное достоинство. К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.

Флоренция периода республики. В результате вторжения французов  в 1494 году Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола и два  его последователя были приговорены  к сожжению на костре. Эти события во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако они оставили его равнодушным, так как во время главенствования Савонаролы был фактически разрушен замок Медичи, где он провел большую часть своей юности и, что больше всего повергло его в шок, это разрушение и уничтожение произведений искусства, которые хранились в замке Медичи.

Микеланжело – архитектор

Архитектура Микеланджело очень индивидуальна. В его творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Произведения Микеланджело в области архитектуры убеждают в том, что он решал возникавшие перед ним задачи архитектурного порядка как мастер пластики, как скульптор, и соответственно рождавшемуся у него живому пластическому чувству выбирал те или иные мотивы, преобразовывал формы, иногда нарушал даже конструктивную логику в угоду чисто художественной, эмоциональной выразительности. Микеланджело явился родоначальником тех тенденций, которые приобрели большое распространение в последующее время и определили появление стиля барокко.

В пределах комплекса церкви Сан-Лоренцо Микеланджело оформил помещение библиотеки — Лауренцианы. Она состоит из вестибюля с лестницей и зала для хранения и чтения рукописей. Стены не были возведены Микеланджело, ему предложили перестроить уже существовавшее ранее здание. 

Вопреки всем законам Микеланджело не облегчает, а утяжеляет верхнюю часть стен. Колонны у него не стоят перед стеной и не приставлены к ней, а включены в толщу стены, поставлены в нишах, опираются не на пол, а на выступающие из стены под ними консоли. Стена видится архитектору как мускулистое человеческое тело. Лестница, подобно застывшему каменному потоку, стекает в вестибюль, соединяя его с залом библиотеки. Во всем разлита энергия. Архитектура Микеланджело будто дышит.

Площадь Капитолия

Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело, по заказу папы Павла III, стал завершенный только в XVII в. ансамбль Капитолия в Риме - духовный и светский центр «вечного города», который был заложен в 1536г, сейчас место пребывание Римского муниципалитета. Согласно проекту Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план, ее обрамлением с трех сторон стали фасады зданий: - средневековый дворец Сенаторов,- величественный дворец Консерваторов (Палаццо деи Консерватори, в его дворе хранится обломки стопы огромной статуи императора  Константина) и Новый дворец (палаццо Нуово, первый римский музей, открытый для публики).

Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей.  Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником. В этот прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора, которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его возвышается античная бронзовая конная статуя императора Марка Аурелия.Сейчас она заме-нена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее)К открытой стороне площади ведет широкая лестница Кордоната, спускающаяся к жилым кварта-лам города Комплекс Капитолия был обильно украшен древними надписями и скульптурами, символика которых утверждала мощь древнего

Гробницы Медичи (1520-1534)

Почти пятнадцать лет работал Микеланджело над усыпальницей Медичи во Флоренции по заказу папы Климента VII, который был из рода Медичи.

По замыслу часовня должна была стать усыпальницей для всех представителей рода Медичи. Часовня является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо и расположено позади церкви. Потолок этой часовни - миниатюрная копия римского храма Пантеон.  Творение ангелов – так назвал это сооружение сам Микеланджело. Чтобы лучше передать настроения скорби и печали, при оформлении усыпальницы мастер использовал мрачные и приглушенные тона.

В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Микеланджело не только увеличил масштаб гробниц, он также впервые использовал в них фигуры в натуральную величину. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. По сторонам в нижнем ярусе точно друг против друга размещены саркофаги герцогов Медичи — Лоренцо Урбинского и Джулиано Немурского. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. Все эти образы словно отделены определенной дистанцией от зрителя и пребывают в своем особом мире скорби и напряжения. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи»

Информация о работе Микеланджело Буонаротти