Мосты Санкт- Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Многие мосты Санкт-Петербурга сегодня представляют собой исторические памятники художественного и архитектурного стиля. Одновременно с изяществом в мостах Петербурга реализованы лучшие идеи и решения советской инженерной мысли.
Советские проектировщики и архитекторы продолжили традиции старопетербургского мостостроения, добавив современные технологии: использование конструкций из алюминия, применение новейших методов монтажа.
К моменту столетия города на Неве в Петербурге было построено около 100 мостов. Сегодня в Санкт-Петербурге и пригородах по разным данным насчитывается более 800 мостов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.МОСТЫ ЧЕРЕЗ НЕВУ 6
1.2 Литейный мост 8
1.3 Большеохтинский 10
1.4 Мост Александра Невского 13
2.МОСТЫ ЧЕРЕЗ ФОНТАНКУ 17
2.1 Аничков мост 17
2.2 Прачечный мост 18
2.3 Египетский мост 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 26
СПИСОК РИСУНКОВ 26
ЗАКЛАДКИ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Matveeva_M_A_09.05.docx

— 543.28 Кб (Скачать файл)

Принятию  проекта способствовал трагический  случай. Весной 1907 года пароход "Архангельск", перевозивший пассажиров с левого берега Невы на правый, опрокинулся и затонул. Начало работ также ускорила резолюция  императора "Не затягивать строительства  моста". 7 июля 1908 года был принят договор с заводом "Рудзский и  К" на постройку моста к 7 июля 1911 года.

Торжественная закладка его произошла в честь  двухсотлетия Полтавской битвы 26 июня 1909 года. Поэтому мост назвали в  честь триумфатора этой битвы, именем императора Петра Великого. Существует легенда, что одна из миллиона заклёпок этого моста - золотая, закрашенная в один цвет со всеми остальными. Разводное устройство моста позволяет всего за 30 секунд поднять его средние пролёты. Боковые пролёты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе - 136 метров.

Мост  Петра Великого был открыт 26 октября 1911 года, хотя строительные работы продолжались ещё до 1913 года. Стоимость всех работ  составила 4 400 000 рублей.

В 1956 году мосту дали официальное название "Большеохтинский". Его первый ремонт производили в 1971 году.

Согласно  фактом, приведенным в [2], в 1982-1985 годах берег Невы возле моста коренным образом реконструирован .Здесь соорудили каменную набережную с путепроводом, обеспечившим транспорту возможность движения в двух уровнях. Часть новой автомобильной магистрали была проложена по бывшему двору Петрозавода. Её строительство оказалось делом не простым. Бригаде, возглавляемой Д. А. Красильниковым, пришлось забивать в землю 30-метровые сваи, что было для неё делом абсолютно новым. Но строители справились с этой задачей. Кроме этого ими было разобрано 2 000 кубометров крепчайшей бутовой кладки берегового устоя, уложено 30 000 квадратных метров дорожного покрытия. Во время установки опор путепровода оказалось, что здесь расположены слабые грунты. Для придания опорам устойчивости в срочном порядке пришлось сооружать железобетонную плиту объёмом 160 кубических метров.

Одновременно  с созданием транспортной развязки производился капитальный ремонт разводного пролёта Большеохтинского моста. Всего  за три месяца (вместо семи по нормативу) коллектив мостоотряда №11 заменил  изношенные элементы, усилил их с учётом возросшей нагрузки на Большеохтинский  мост. Имевшийся у переправы конструктивный запас был использован для  увеличения угла раскрытия пролётов - с 53 до 70 градусов. Это сделало судоходство  на Неве более удобным.

Кроме того, был построен новый трёхпролётный  Малоохтинский мост в устье Большой  Охты, который связал Свердловскую и Малоохтинскую набережные.

Согласно  информации, приведенной в [3],в 1990-х годах мосту возвращено первоначальное название. В это же время возникла необходимость капитальной реконструкции переправы. Несмотря на сложное финансирование, ремонт всё же был произведён. В течении нескольких лет были заменены подъёмные механизмы и разводной пролёт. Мост петра Великого вновь был открыт в 1997 году.

28 ноября 2000 года состоялось открытие художественной  подстветки моста Петра Великого. Большеохтинский мост представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Большеохтинский мост

1.4 Мост Александра  Невского

Мост  Александра Невского соединяет правобережный  район Санкт-Петербурга с центром  города. Его положение между Заневским  и Невским проспектами было определено ещё в планах развития города первой половины XX века. Он стал необходим  для развития района Малой Охты и  других прилегающий территорий. Мост соединил Малую Охту с Васильевским островом посредством трассы Невского проспекта и Дворцового моста.  Перед началом строительства существенно изменил свой облик левый берег Невы. Здесь создали площадь Александра Невского, для чего были снесены находящиеся на берегу реки кирпичные амбары-зернохранилища и некоторые жилые здания.

Несмотря  на сложившуюся практику, проектировать  мост было поручено сразу нескольким организациям. В 1959 году был объявлен закрытый конкурс на решение важной градостроительной задачи, которой  являлось возведение моста через  Неву от площади Александра Невского. В результате было получено несколько  проектов, однако полностью жюри ни один из них не удовлетворил. Было решено позволить доработать проект моста  и проект транспортных развязок двум разным организациям. Руководил проектированием  моста инженер А. С. Евдонин, авторами архитектурной части проекта являются архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис и Ю. И. Синица. Авторы проекта подходов к мосту и туннелей транспортных развязок - инженеры Ленгипроинжпроекта Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина. Строительный работы начались в 1960 году.

Согласно  информации, приведенной в [5], в окончательном проекте общая ширина моста составила 35 метров, мост Александра Невского стал самым длинным в Ленинграде - 905,7 метров. При строительстве были применены ряд новых технологий. Впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор. Впервые в конструкции переправы были использованы ванты - натянутые в железобетонных конструкциях тросы. Сила их натяжения регулируется специальными приборами с учётом температуры воздуха. В жаркую погоду натяжение ослабевает, в мороз усиливается. Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Собирали их на берегу, общий вес каждой такой конструкции составил свыше пяти тысяч тонн. Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковки на 230 машин.

В период строительства мост называли Старо-Невским. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название - мост Александра Невского. 1 ноября мост был испытан на прочность проездом по нему группы боевых танков. Для движения мост Александра Невского открыли 5 ноября 1965 года, к годовщине Октябрьской революции.

Несмотря  на то что мост строился с применением  передовых технологий, его качество оказалось далёким от идеала. Ванты, смазанные пушечным маслом, стали  быстро ржаветь и уже через 2 года после начала эксплуатации 56 из них  лопнуло. Реконструкция моста тогда  произведена не была, а в 1987 году в Неву рухнул 17-тонный противовес разводного пролёта.

Капитальный ремонт разводной и стационарных частей переправы и прилегающих  стенок набережных выполнялся с 10 декабря 2000 года по апрель 2002 года. В конструкции  моста были заменены 12 километров вантов, вся гидроизоляция. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка  моста 500 светильниками и 8 прожекторами. На рисунке 4 представлен мост Александра Невского с подсветкой.

Рисунок 4 – Мост Александра Невского

 

2.МОСТЫ  ЧЕРЕЗ ФОНТАНКУ

2.1 Аничков мост

В 1841 году после перестройки в Петербурге торжественно открывается Аничков  мост с конными группами работы скульптора П. К. Клодта3.Аничков мост представлен на рисунке 5.

Согласно  информации, приведенной в [4], Аничков мост мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Анны Иоанновны дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В этом месте  в 1716 был построен первый деревянный мост. Фонтанка до конца XVIII века служила  границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. В 1783-1787 годах, когда набережные Фонтанки стали  одеваться гранитом, в камне был  построен и Аничков мост. Он стал трехпролетным, с четырьмя гранитными башнями, средняя деревянная часть  была подъемной. Всего таких однотипных мостов было переброшено семь, из них  сохранились только Чернышев мост и Старо-Калинкин мост.

Нынешний  каменный Аничков мост был построен в 1841 году. Мост был расширен, башни  исчезли. По проекту инженера Бутаца А. три арочных пролета выложили из кирпича, опоры моста и пролеты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту. Появились и гранитные пьедесталы для конских статуй, заказанных скульптору Клодту.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь  с идущим юношей» и «Юноша, берущий  коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном  берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму II, которые и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их «королю обеих Сицилий» за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных – Кузьминках. Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Рисунок 5 – Аничков мост

2.2 Прачечный  мост

Прачечным мост называется в связи с тем, что неподалеку — на углу Сергиевской улицы и Фонтанки — были дворцовые прачечные .Прачечный мост представлен на рисунке 6.

Мост  был построен одновременно с гранитной  набережной левого берега Невы возле Летнего сада. Общее руководство строительством гранитных набережных осуществлял архитектор Ю. М. Фельтен. Строительство моста, продолжавшееся с 1766 по 1769 гг., велось под руководством архитектора И. Л. Росси и «квадраторного дел мастера» (впоследствии архитектора ) Т. И. Насонова.

Согласно  приведенным фактам в источнике [4], в 1908 году было проведено обследование моста, которое выявило значительные деформации. Результаты обследования водолазами свайного основания показали, что его деформации привели к оседанию среднего пролета, раскрытию швов в парапетах (из-за чего они потеряли свои прежние формы), образованию трещин в левой речной опоре и т.д. 

В том  же году Городской технической комиссией  было принято решение о перестройке  моста. В 1909 году Городская Дума поручила инженеру К.В.Ефимьеву составить проект перестройки моста в двух вариантах – с каменными и металлическими пролетными строениями. Консультантом проекта выступил известный мостостроитель С. П. Бобровский. Однако Академия художеств выступила против изменения вида Прачечного моста. В результате Думой было одобрено другое техническое решение, разработанное инженером Ефимьевым К.В. , заключавшееся в «…подведении фундаментов под быки и устои с урегулированием съездов с него».

Этот  проект был осуществлен лишь через 16 лет – в 1926 году. По проекту инженера Б. Д. Васильева мост был огражден со стороны Невы и Фонтанки перемычками, вода выкачана, опоры арок срезаны, на их место подведена бетонная подушка. Работы велись небольшими участками для предотвращения сплошной осадки опор.

Из-за высокой  крутизны моста, едущие по нему на большой  скорости автомобилисты могут испытать кратковременное чувство невесомости. В начале XX века обсуждалась возможность  «выпрямления» конструкции, но за Прачечный  мост вступились деятели культуры и  мост сохранил свою характерную «горку». 

Рисунок 6 – Прачечный мост

2.3 Египетский  мост

Египетский  мост был построен в 1825—1826 годах по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича, авторов построенного ранее цепного Пантелеймоновского моста.

Согласно  информации, представленной в [3], размеры Египетского моста были следующие: длина пролёта 55 метров, ширина — 11,7 метра. Для моста были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. В отличие от своего прообраза — цепного Пантелеймоновского моста, полотно поддерживалось тремя нитками цепей. Эти цепи покоились на высоких чугунных воротах с египетскими иероглифами, восточным орнаментом, «оплетённых» металлической цепью. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю. Цепной однопролётный мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором академиком П. П. Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент.

Металлические конструкции моста и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым, гранитные блоки для облицовки устоев были вынуты из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Мост был открыт 25 августа 1826 года. Египетский мост представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 – Египетский мост

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Санкт-Петербург называют "городом мостов". И это название вполне справедливо. Шестьдесят восемь рек, каналов и протоков пересекают город в разных направлениях, образуя на его обширной территории сорок два острова.

Информация о работе Мосты Санкт- Петербурга