Музейная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. История музейное дело в России……………………………………4
1.1 Музейное дело в России ……………………………………………………4
1.2 Перспективы развития музейного дела ………………………………15
Глава 2. Музейная составляющая государственной культурной политики..18
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 53.69 Кб (Скачать файл)

– по формированию и ведению  Государственного каталога этого фонда  – о разработке адекватных современному технологичному времени правил учета  и хранения музейных предметов,

– до сих пор нет ни Единого государственного реестра  объектов культурного наследия, ни одного историко-культурного заповедника. Уникальные историко-культурные и ландшафтные  территориальные комплексы так  и продолжают числиться "землями  общего назначения".

Проведенная в 2007-2009 гг. Комплексная  проверка сохранности культурных ценностей, находящихся в музеях Российской Федерации, помимо прочего, предоставила органам государственный власти уникальный материал, который должен был стать основой для прорыва  в правоприменительной практике. К сожалению, этого не происходит.

Особенно остро вопрос о практической реализации норм и  положений законодательства о Музейном фонде и музеях и об объектах культурного  наследия встал именно в последнее  время, когда истекает переходный период в действии Федерального закона "О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ. Вследствие бездействия уполномоченных органов исполнительной власти сотни музеев оказались перед лицом реальной угрозы существенного сокращения бюджетного финансирования.

Было бы несправедливым утверждать, что руководство страны не уделяет  достаточного внимания работе российских музеев. Вместе с тем, современная  ситуация в музейном деле такова, что  для ее стабилизации и перехода к  планомерному устойчивому развитию необходима долгосрочная программа  действий со стороны всех уровней  власти, охватывающая все аспекты  формирования, сохранения, изучения и  представления Музейного фонда  и деятельности музеев страны.

Профессиональное сообщество сделало практически все, чтобы  заложить основы расширенного музейного  присутствия в государственной  культурной политике. Разработан и  многократно представлен руководству  культуры и страны проект Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года.

Предложенный музейным сообществом  проект стратегии развития музейной деятельности направлен на решение задач:

Сохранения музейного  фонда, где стратегически важно  создание в масштабах России таких  условий хранения, обеспечения безопасности, учета, консервации и реставрации  Музейного фонда Российской Федерации, при которых будет минимизирован  возможный ущерб данной части  культурного наследия народов Российской Федерации вследствие криминальных посягательств, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного характера, естественного старения материалов, из которых созданы музейные предметы. При этом основными угрозами для сохранения Музейного фонда Российской Федерации являются: Отсутствие у большей части музеев страны специализированных фондохранилищ; Физический износ зданий и сооружений, а также оборудования, используемых для хранения и экспонирования музейных предметов; Отсталость технологической базы хранения, консервации, учета и реставрации музейных предметов;

Изучение Музейного фонда. В стратегическом плане перед  музеями России стоит масштабная задача добиться заметного прорыва  в объемах и качестве научных  исследований как непосредственно  связанных с музейными предметами, так и относящихся к соответствующей  предметной области науки. Отсутствие либо неполнота научных знаний о  самом музейном предмете, либо об историческом явлении, которое он документирует, делает невозможным полноценное  представление данного предмета зрителю, превращает музей в глазах посетителя в набор раритетов, лишенных реальной связи с историческим процессом.

Пополнение Музейного  фонда. Музейное документирование исторических процессов социальной и естественной истории имеет непрерывный характер, любые лакуны в нем – это  утраченные навсегда материальные свидетельства  времени, которые еще вчера были актуальной современностью, а завтра станут историей. Подобные лакуны со временем становятся питательной средой для  возникновения исторических фальсификаций. Ограничения полноценного процесса пополнения Музейного фонда страны (в советское время – идеологические, в наше – финансовые) чреваты серьезнейшими последствиями, особенно для следующих поколений. Нельзя допустить, чтобы в музеях будущего конец 20 и начало 21 века в истории России были представлены исключительно видеоклипами "поп-звезд" и интерфейсом поисковой системы Яндекс.

Представление Музейного  фонда, просветительская и образовательная  деятельность музеев. Четыре основных функции любого музея: сохранение, изучение, пополнение и представление музейных предметов, – существуют и реализуются  только в своем неразрывном единстве. Музей без посетителя точно так  же теряет свою природу, как и музей  без научно систематизированных  коллекций или без фондохранилищ.

Стратегически является исключительно  важным обеспечить каждого жителя России, независимо от места его проживания, возможностью увидеть бесценные  памятники истории и шедевры  отечественного и мирового искусства  не только в цифровом или полиграфическом  отображении. Именно поэтому создание и развитие единого музейного  пространства страны никоим образом  не исчерпывается решением проблемы доступа к широкополосному Интернету, а требует создания современной  музейно-выставочной инфраструктуры по всей территории России. Реализовать  на практике конституционные гарантии прав каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и пользование  музеями как учреждениями культуры, возможно только тогда, когда и в  Калининграде, и на Сахалине будут  функционировать одинаково хорошо оснащенные и соответствующие всем международным музейным требованиям  музейно-выставочные залы.

Весь фондовый, научный, организационный  и кадровый потенциал музея проявляется  в том, как организована его просветительская деятельность. Стратегически важно, чтобы музейное просвещение учитывало  возрастные, гендерные, социальные и  профессиональные факторы, уровень  образования, потребности людей  с ограниченными физическими  возможностями и т.п. Главной стратегической задачей в этом направлении музейной деятельности является преодоление  унификации просветительских программ, разрушение сложившихся стереотипов  восприятия музея как развлечения  либо формальной составляющей "туристического продукта".

Реализуя решения Правительственной  комиссии по проведению Комплексной  проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в музеях Российской Федерации, Союз музеев России еще в 2008-2009 гг. разработал и проект Государственной  программы обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации до 2020 года. Для Союза музеев России принципиальным является радикальное улучшение всей инфраструктуры хранения и обеспечения сохранности Музейного фонда Российской Федерации как необходимое условие последующей институциональной и технологической модернизации данной сферы культурной деятельности.

Оба этих документа, по непонятным для музейного сообщества причинам, так и не стали предметом обсуждения с руководством и специалистами  отраслевых ведомств.

В результате Правительству  была представлена для утверждения  новая Федеральная целевая программа "Культура России. 2012-2018 годы", структура  и механизмы реализации которой  сформулированы без какого-либо учета  не только позиции музейного сообщества, но и прямых поручений Правительственной  комиссии.

Фрагментарность и непоследовательность государственной культурной политики последних лет в значительной степени связано с затянувшейся сверх меры работой над новым  базовым законом О культуре. Музейное профессиональное сообщество уже неоднократно формулировало свой подход к характеру, целям и механизмам этого закона.

Мы убеждены, что данный закон должен исходить из аксиомы  о том, что:

  • цивилизация и культура являют собой тождество и никакое развитие (ни политическое, ни общественное, ни экономическое) без культуры невозможно,
  • Россия только тогда будет действительно великой культурной державой, когда права граждан в сфере культуры будут не только декларироваться, но и реально (материально, финансово, законодательно) обеспечиваться государством путем формирования, поддержки и развития единого культурного пространства страны, безусловного сохранения богатейшего материального и духовного культурного наследия народов России, продвижения российской культуры и  культурного наследия в мире, формирования у граждан страны знаний и чувств уважения, любви и ответственности в отношении российской культуры, ее культурного наследия, русского языка.

Построенное на такой основе "культурное законодательство" должно перестать, наконец, определяться как "отраслевое", но восприниматься всеми как система правовых норм, пронизывающих все сферы отечественного законодательства, а значит и жизни  страны.

Решение такой задачи в  полном объеме возможно только при  разработке и принятии не специального федерального закона, а Кодекса законов  о культуре Российской Федерации.

Сегодня совершенно очевидно, что одна из главных задач современного законодательства о культуре – это  установление четкого, недвусмысленного перечня видов культурной деятельности, регулирование для которых обладает выраженной спецификой.

Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное  с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего  того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности  людей.

Культура же, как сфера  деятельности, направлена прежде всего на формирование у людей этих самых потребностей, причем потребностей высшего порядка.

В силу этого такие сферы  культурной деятельности, как создание произведений искусства, исполнение произведений искусства, сохранение, изучение и представление  музейного фонда, формирование, систематизация и изучение архивного фонда, формирование и сохранение Национального библиотечного  фонда и библиотечно-информационное обслуживание, выявление, сохранение и  популяризация памятников истории  и культуры, сохранение и популяризация  нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, по своей  природе не могут составлять часть  экономической деятельности и требуют совершенного иного правового регулирования.

Новое законодательство о  культуре должно непременно содержать  и конкретизацию конституционных  норм об обязанностях и полномочиях  государства в сфере культуры. Именно в этом законодательном акте необходимо определить, в каких формах осуществляются гарантии прав граждан в сфере культуры, каковы базовые принципы и положения государственной культурной политики Российской Федерации (именно в таком понимании и формулировке, а не "определение основных приоритетов и целей государственной политики в области культуры"), как именно исполнительная власть обеспечивает поддержку культуры и сохранение культурного наследия народов Российской Федерации.

Законодательство о культуре должно раз и навсегда зафиксировать  особенности статуса, целей создания и порядка деятельности учреждений, обеспечивающих сохранение культурно-исторического  наследия, а также учреждений профессионального  образования в сфере культуры и искусства.

Необходимо, чтобы новое  законодательство непреложно установило норму о несводимости всех видов  культурной деятельности к оказанию услуг (государственных либо нет) населению, однозначно сформулировало те государственные функции, которые по своей природе выполняют учреждения культуры и учреждения образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации.

Базирующаяся на таком  законодательстве о культуре государственная  культурная политика в целом и  ее музейная составляющая, в частности, позволили бы наконец на практике реализовать единство подходов к управлению в сфере культуры, осуществлять продуманную и эффективную государственную поддержку сохранения и развития культурного потенциала общества, выстроить систему приоритетов долгосрочного культурного развития России.

Применительно к музеям это  позволило бы снять с повестки дня постоянное возникающую тему ликвидации ведомственных музеев как "непрофильных активов", фактическое прекращение муниципальными музеями исполнения своих основных функций при включении их в состав "многофункциональных культурно-досуговых центров", приобретающую подчас абсурдные формы "оптимизацию" музейной сети.

  Появилась бы реальная возможность провести четкую демаркационную линию между интересами туристического бизнеса и музейной деятельностью, чтобы модное поветрие создания "туристических кластеров" во всех регионах нашей необъятной Родины не приводило к утрате музеями не только своих имманентных функций и особенностей, но и к утрате музейного фонда и памятников истории и культуры.

Стала бы невозможной передача от органов государственной власти частным структурам (не имеющим никакого отношения к музейной деятельности) государственных функций и полномочий по управлению федеральными музеями  и распоряжению музейным фондом, как  это сегодня фактически произошло  с Политехническим музеем.

Наконец, это исключило  бы возможность появления прогнозов  и программ социально-экономического развития страны, из которых культура и культурное наследие исключается  полностью, как это можно видеть в только что опубликованном итоговом докладе экспертных групп по доработке "Стратегии 2020" (Высшая школа экономики  и Академия народного хозяйства  при Правительстве Российской Федерации).

Музеи России хранят, изучают, реставрируют почти 90 миллионов музейных предметов. Музейные экспозиции, выставки, программы и просветительские мероприятия  каждый год посещает более 80 миллионов  человек. Всю эту работу с бесценными сокровищами нашего культурного  наследия и многомиллионной армией посетителей музейные работники  ведут за зарплаты, которые более  чем в 2.5 раза ниже, чем средняя по стране, почти в 20-ти регионах оклады музейщиков до сих пор ниже прожиточного минимума.

Информация о работе Музейная политика в России