Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:29, реферат
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. naturmorte - “мертвая природа”) принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
На рубеже веков, в эпоху социальных потрясений, изобразительное искусство освободилось от жестоких канонов и иерархии жанров, не сковывая индивидуальность художника обязательными нормами. И именно натюрморт предоставил живописцам безграничные возможности для выработки своего собственного языка, для экспериментов с формами, объемами, цветом, пространством. При этом жанр так же приобретал совершенно новые возможности и содержание. А. Матисс, в частности, по его словам, писал не какой-то конкретный стол, а «чувство, которое он во мне вызывает» А. П. Пикассо при помощи творческого, им представленного мира, ничего общего с реальностью не имеющего, вторгался в сферу мироздания, выражая в натюрмортах свое отношение к глобальным глубоким проблемам действительности.
К жанру натюрморта в это время
обращаются художники самых различных
стилистических направлений, выполняя
их в реалистической, декоративной манере
и в манере кубизма.
Зарождение натюрморта в русской живописи относится к петровскому времени – эпохе становления светского искусства. Он определился почти одновременно с портретом. В 1730 годах к нему обратились учащиеся «Карповской школы» Феофана Прокоповича. Они оставили небольшое количество «обманок» - изображение вещей (в основном книг, инструментов, нот, мелких бытовых предметов нового, европейского образа жизни), поражающих натуралистически точной передачей фактуры, формы, объема. Для Русской живописи этого периода задача максимально жизнеподобного воспроизведения предметов на холсте была весьма актуальна, ибо учила художников реалистическому взгляду на мир. В целом, XVII век не стал эпохой расцвета русского натюрморта. Лишь потребность в украшении интерьеров дворцов и богатых домов заставляла живописцев поддерживать «натюрмортную форму»: цветы, фрукты. Так работали А. Бельский, И. Фирсов.
Оживает натюрморт во второй трети следующего XIX столетия. Он представлен двумя основными разновидностями. Академическое направление сочетало добротный натурализм с идеализацией традиционных объектов изображения – плодов, букетов, охотничьих трофеев. К академизму тяготели А. Валуев, И. Хруцкий, однако их привлекали и более демократичные сюжеты: огородные овощи, зелень, грибы.
Второе направление – реалистическое – представлено творчеством А. Венецианова и его учеников Г. Сороки, А. Тыранова, К. Зеленцова, сумевших выразить в своих картинах поэтическое отношение к бытовым предметам. Виртуозно писал среду вещей К. Брюллов. Огромную роль для характеристики героев играли тщательно отобранные предметы в полотнах П. Федотова. Художники XIX века, безусловно, умели изображать вещи как живые. Однако, предметы, хотя и выписанные с большим мастерством, изображались преимущественно в портретах и жанровых картинах. Натюрморт же находился на переферии изобразительного искусства вплоть до конца XIX – начала XX века.
Подлинный расцвет натюрморта пришелся на 1900 – 1910 годы. Исследователи выделяют четыре главных направления, выделившихся в нем в эти годы. Наполненные светом и воздухом жизнерадостные работы К. Коровина и И. Грабаря представляли импрессионистскую линию. Декоративно-плоскостный метод, идущий от французских импрессионистов, характерен для Сапунова, П. Кузнецова, Н. Сарьяна, сохранивших полностью свои творческие особенности. П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский изображали синтез русского фольклора и кубизма. Предметы в их картинах поражают подчеркнутостью, материальностью, осязаемостью. Уход от видимой реальности, разложение формы, увлекали К. Малевича, В. Кандинского. При этом существовал опыт изысканных, тонких работ К. Сомова, А. Головина, К. Петрова – Водкина.
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Они создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства.
Каждый художник нашел для решений этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и, кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Как жанр натюрморт на протяжении своего развития постоянно находится в движении спадов и подъемов. Но именно в этом жанре многие художники экспериментируют, размышляют, совершенствуют свое мастерство.
1.2.Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства.
Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.
В течение долгого времени развивался натюрморт как жанр изобразительного искусства. Не всегда он сопутствовал общему ходу развития изоискусства. Натюрморт переживал подъемы, а иногда совсем сходил со сцены. К настоящему времени у натюрморта как вида изоискусства сформировались свои характерные черты и особенности.
Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии.
Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (still life) жанр называется “тихая жизнь”. Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они некое “эхо” своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т.д.
Таким образом сложилось два типа натюрморта:
1.Натюрморт, в котором вещи говорят о своём хозяине (его привычке, характере, профессии)
2. Натюрморт, в котором вещи говорят прежде всего сами о себе, своих качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы, цвета.
Произведения этого жанра выполняют различные функции, в связи с чем выделяются несколько разновидностей натюрморта:
– символический посредством символов и знаков помогает раскрыть сложные философские категории и понятия, лучше понять психологию того или иного человека, а в некоторых случаях и сущность целой эпохи;
– декоративный помимо своей прямой художественной функции выполняет роль некоего украшения, является составной частью единого декора интерьера или внешнего убранства архитектурного сооружения (вывески, роспись витрин и т.д.);
– реалистичный позволяет максимально объективно оценить традиции отдельной страны, культуры с точки зрения ее исторического развития;
– абстрактный дает возможность взглянуть на вещи изнутри, раскрыть сущность предметов с той стороны, которая до сих пор еще не была открыта зрителю.
Натюрморт - преимущественно жанр живописи. Даже в графике до появления цветной печати натюрморт почти полностью отсутствовал.
Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.
Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.
Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.
Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.
Поэтому, особенно в последние годы, когда стал вопрос о формировании национального самосознания, большое внимание стали уделять национально - культурному мировоззрению, эстетическому развитию, стали более углубленно и подробно изучать искусство как фактор воздействия на развитие молодого поколения нашей страны.
Натюрморты, посвященные народному
искусству, раскрывают историю нашей страны,
ее традиции, что позволяет формировать
патриотизм, национальное самосознание.
Натюрморты приобщают к вечному, к культуре.
Используя различные средства выразительности в натюрморте, художник показывает нам свои чувства, свое отношение к тому, что изображено.
I.II.Художественные материалы и техники, используемые при изображении натюрморта.
Информация о работе Натюрморт как жанр изобразительного искусства