3. Наука как результат
В этом смысле наука определяется
как система достоверных знаний о природе,
человеке и обществе. Важно подчеркнуть
в этом определении два существенных признака:—
наука рассматривается как взаимосвязанная
совокупность знаний по всем известным
на сегодняшний день человечеству вопросам
и отвечает требованиям полноты и непротиворечивости;—
речь идет только о достоверных знаниях
— в отличие от бытовых, житейских знаний
каждого человека. Необходимо отметить
следующие свойства науки
как результата:
1. Кумулятивный характер
развития научного знания —
за каждые десять лет объем
научных знаний удваивается.
2. Дифференциация науки.
Накопление научных знаний приводит
к дифференциации, к дроблению
наук. Появляются новые и новые
отрасли научного знания, например:
социальная психология, гендерная психология
и т.д.
3. По отношению к практике
наука как система знаний имеет
следующие функции:
• описательная — сбор и накопление
данных, фактов. С этой функции начинается
любая наука, так как она может базироваться
только на большом количестве фактического
материала. Так, например, научная химия
могла появиться только тогда, когда ее
предшественниками — алхимиками был накоплен
огромный фактический материал о химических
свойствах различных веществ;
• объяснительная — объяснение
явлений и процессов, их внутренних механизмов;
• обобщающая — формулирование
законов и закономерностей, систематизирующих
и вбирающих в себя многочисленные разрозненные
явления и факты. В качестве классических
примеров можно привести классификацию
биологических видов К. Линнея, теорию
эволюции Ч. Дарвина или тот же периодический
закон Д.И. Менделеева;
• предсказательная — научные
знания позволяют заблаговременно предвидеть
неизвестные ранее процессы и явления.
Так, например, «на кончике пера» были
совершены открытия планет Уран, Нептун,
Плутон, с точностью до секунд астрономы
могут рассчитать столкновение Земли
с какой-либо кометой и т.д.;
• предписывающая, или нормативная,
— научные знания позволяют, например,
оптимально выстраивать государственные
стандарты на те или иные изделия или технологии,
которые становятся обязательными для
выполнения на производстве, в школе и
пр.
4. Наука как процесс
(научная деятельность)
Здесь необходимо в первую очередь
отметить принципиально разные цели, содержание,
методы деятельности педагога или психолога
как практика (в роли учителя, воспитателя
или школьного психолога) и психолога
как исследователя. Они принципиально
различны. Если цели практического работника
— получение высоких результатов обучения
и воспитания учащихся, то цели исследователя
совсем иные — получить новое научное
знание. В том числе объяснить, почему
в том или ином случае получается хороший
или плохой результат, и предсказать, в
каких случаях результат будет хорошим,
а в каких — плохим.
Кроме того, если школьному
психологу, учителю, методисту приходится
в своей работе учитывать одновременно
и комплексно все стороны учебно-воспитательного
процесса, не отдавая существенного предпочтения
какой-либо одной из них, то исследователь
в силу необходимого разделения труда
в науке интересуется, как правило, глубокой
проработкой, лишь какой-то одной стороны
учебно-воспитательного процесса, например
самоконтроля учащихся или культурой
педагогического общения учителя.наука
знание процесс результат
5. Особенности научной
деятельности
Особенности индивидуальной
научной деятельности
1. Четкое определение
и ограничение цели научной
работы. Научный работник не может
заниматься «наукой вообще», не
может даже заниматься психологией
«вообще», а должен вычленить
четкое и узкое направление
работы, поставить конкретную цель
и последовательно идти к ее достижению.
2. Научная работа строится
«на плечах предшественников». Прежде
чем приступать к любой научной
работе по какой-либо проблеме,
необходимо изучить в научной
литературе все, что было сделано
в данной области предшественниками.
Это необходимо особо подчеркнуть,
поскольку нередко в учебных
заведениях начинают «экспериментировать»,
не изучив научную литературу
по проблеме «эксперимента», и
тем самым зачастую «изобретают
велосипед».
3. Научный работник должен
освоить научную терминологию
и строго выстроить свой понятийный
аппарат. Дело не только в том,
чтобы писать сложным «научным»
языком, как, заблуждаясь, часто считают
начинающие исследователи. Достоинством
настоящего ученого является
то, что он пишет и говорит
о самых сложных вещах простым
языком. Дело и в другом. Исследователь
должен провести четкую грань между бытовым
и научным языком. А различие заключается
в том, что в разговорном языке не предъявляется
особых требований к точности используемой
терминологии. И если мы будем говорить,
например, об обучении, воспитании, развитии
на педагогическом совете, то вся аудитория
будет под этими терминами понимать примерно
одно и то же. Однако как только мы начинаем
говорить об этих же понятиях на научном
языке, то сразу возникает вопрос: «А в
каком смысле используются эти понятия?»
В научной психолого-педагогической
литературе понятие, например, «обучение»
используется как минимум в шести разных
смыслах, «воспитание» — в пяти, «развитие»
— в семи.
4. Результат любой научной
работы должен быть обязательно
оформлен в письменном виде
— как научный отчет, доклад, реферат,
статья, книга и т.д. Это требование
обусловливается двумя обстоятельствами.
Во-первых, только в письменном
виде можно изложить свои идеи
и результаты на строго научном
языке. В устной речи это никогда
не получается. Во-вторых, цель любой
научной работы — получить
и довести до людей новое
научное знание. И если это
«новое научное знание» осталось
только в голове исследователя,
о нем никто не может прочитать, то это
знание оказалось невостребованным.
Особенности коллективной
научной деятельности
1. Плюрализм научного
мнения. Поскольку любая научная
работа является творческим процессом,
то важно, чтобы этот процесс
не был «зарегламентирован». Каждый
исследователь имеет право на свое мнение,
которое должно, безусловно, уважаться.
2. Коммуникации в науке.
Любые научные исследования могут
проводиться только в сообществе
ученых — любому исследователю,
даже самому квалифицированному,
всегда необходимо обговаривать
и обсуждать с коллегами свои
идеи, полученные факты и т.д. —
чтобы избежать ошибок и заблуждений.
Еще одним условием научного
общения для любого исследователя
является его общение со всеми
коллегами, работающими в данной
отрасли науки, — через специально
организуемые научные и научно-практические
конференции, семинары (непосредственное
общение) и через научную литературу
— статьи в журналах, сборниках,
книги (опосредованное общение).
3. Внедрение результатов
исследования. Это важнейший момент
научной деятельности, поскольку
конечной целью науки является,
естественно, внедрение полученных
результатов в практику. Однако
следует предостеречь от широко
бытующего среди людей, далеких
от науки, представления, что результаты
каждой научной работы должны
быть обязательно внедрены. Представим
себе такой пример. Только по
педагогике и психологии ежегодно
защищается более 2500 кандидатских
и докторских диссертаций. Если
исходить из предположения, что
все полученные результаты должны
быть внедрены, то учителя, школьные
психологи должны будут читать
все эти диссертации, а каждая
из них содержит от 100 до 300 страниц
машинописного текста. Естественно,
никто этого делать не будет.
Механизм внедрения иной. Результаты
отдельных исследований публикуются в
тезисах, статьях, затем они обобщаются
(и тем самым «сокращаются») в книгах, монографиях
как научных публикациях, а затем в еще
более обобщенном и сокращенном виде попадают
в вузовские учебники, методические пособия
для педагогов и психологов-практиков.
Наука и другие области культуры
Научное познание мира существенно отличается
от эстетической формы познания.
Хотя наука и искусство есть
отражение действительности, но в науке
это отражение осуществляется в форме
понятий и категорий, а в искусстве - в
форме художественных образов. И научное
понятие, и художественный образ представляют
собой обобщенное воспроизведение действительности.
Но в силу понятийного характера научного
мышления диалектика общего, особенного
и единичного в научном познании выступает
иначе, чем в искусстве. В науке диалектическое
единство общего, особенного и единичного
выступает в форме общего, в форме понятий,
категорий, а в искусстве то же самое диалектическое
единство выступает в форме такого образа,
который сохраняет непосредственную наглядность
единичного жизненного явления Философская
энциклопедия. Научное познание стремится
к максимальной точности и исключает что-либо
личностное, привнесенное ученым от себя:
наука - это всеобщая общественная форма
развития знания. Вся история науки свидетельствует
о том, что любой субъективизм всегда беспощадно
отбрасывался с дороги научного знания,
сохранялось в науке лишь надличное, объективное.
Художественные произведения неповторимы,
а результаты научных исследований всеобщи.
Наука есть продукт общего исторического
развития в его абстрактном итоге. В искусстве
же допускается художественный вымысел,
привнесение от самого художника того,
чего в таком именно виде нет, не было и,
возможно, не будет в действительности.
Но художественный вымысел допустим лишь
в отношении единичной формы выражения
общего, а не самого общего: художественная
правда не допускает никакого произвола
и субъективизма. Если художник выражает
общее вне органического единства с особенным
(типичным) и единичным, то получается
не художественное произведение, а схематизм
и голая социологизация. Если же художник
в своем творчестве сводит все к единичному,
слепо следует за наблюдаемыми явлениями,
отрывает единичное от общего и особенного,
то получается не художественное произведение,
а натуралистическая копия.
В науке же главное - элиминировать, устранить
все единичное, индивидуальное, неповторимое
и удержать общее в форме понятий, категорий.
Форма всеобщности в мире - это закон. Поэтому научное познание - это познание
законов мира.
Вместе с тем, возникновение науки и ее
развитие есть неотъемлемая часть истории
человечества. На выбор предмета научного
исследования, на характер использования
ее результатов оказывают влияние многие
общественные факторы, в том числе и духовная
культура, просвещение.
Наука имеет свои корни в искусстве и
искусство, в свою очередь, питает науку
информацией. В сущности, все современные
знания об окружающем мире, овладеть которыми
задался целью будущий эрудит, так или
иначе связаны с уходящими в глубокую
древность образами и представлениями.
Они помогают найти объяснение тех или
иных «загадочных» явлений природы, проследить
путь человека от незнания к знанию. Эволюция
взглядов на окружающий мир, скажем, шумеров,
вавилонян, ассирийцев, населявших в древности
долины Тигра и Евфрата, прослеживается
в изобразительном искусстве до середины
шестого тысячелетия до н. э. В ту далекую
историческую пору сознание людей весьма
тесно было связано с мифическими образами,
последние выступали как бы ключом к разгадке
и толкованию многих явлений действительности
Первые шаги научного объяснения мира
зарождались в рамках других форм общественного
сознания, например, религии. Но
научное знание коренным образом отличается
от веры, то есть от слепого принятия за
истину того, что в принципе не поддается
никакой практической проверке и логическому
доказательству. Вера (слепая) в бога, в
чудеса, в сверхъестественное, вера как
предрассудок, как суеверие, как вера в
приметы и в сны ничем не доказывается.
Она только внушается.
Если наука делает человека могущественным
перед силами природы, то религия, вера,
наоборот, дезориентирует человека, вселяет
в него беспомощное чувство обреченности.
В противоположность вере, научные знания
есть верное, практически обоснованное,
логически доказательное отражение действительности.
Вот почему аргументированный результат
научного познания выступает как нечто
всеобщее и приобретает убедительную
силу для людей, обладающих необходимой
культурой мышления.
Заключение
Наука есть постижение мира,
в котором мы живем. Соответственно этому
науку принято определять как высокоорганизованную
и высокоспециализированную деятельность
по производству объективных знаний о
мире, включающем и самого человека. Вместе
с тем производство знаний в обществе
не самодостаточно, оно необходимо для
поддержания и развития жизнедеятельности
человека. Чтобы получить хорошую работу,
молодой человек должен продемонстрировать
полное и живое знание того, что и как делается
прямо сейчас в избранной им области человеческой
активности. Чтобы удержать это рабочее
место через пять лет после окончания
университета, он должен быть фундаментально
образован с тем, чтобы на этом фундаменте
уметь построить новое здание нового конкретного
знания в соответствии с новыми требованиями
дня. Чтобы через десять - пятнадцать -
двадцать лет стать лидером, руководителем
не по выслуге лет и по форме, а по сути
дела, выпускник университета должен быть
фундаментально образован в гуманитарной
области, в области наук о человеке, наук
социальных.