Нидерланды в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:04, реферат

Краткое описание

Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства XIII – XVI веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего преобразив искусство Италии, однако и на севере Европы влияние идей этой эпохи вызвало к жизни могучее движение, по интенсивности художественных поисков почти равное итальянскому. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Эпоха Возрождения в Нидерландах:
1. Страна и народ………………………………………………………………...6
2. Мировоззрение Нидерландцев……………………………………………….9
3. Художники эпохи Возрождения. Фламандцы……………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….20
Литература……………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

      Однако все искупает и в  себе концентрирует колоссальный  талант Питера Брейгеля. Он в  высшей степени обладал тем,  что называют национальным своеобразием: все замечательные особенности  его искусства восходят к самобытным  нидерландским традициям. Как  никто, Брейгель выразил дух  своего времени и его народный  колорит. Он народен во всем: будучи несомненно художником-мыслителем, он мыслит афористично и метафорически.  Философия жизни, заключенная  в его иносказаниях, горька, иронична, но и мужественна.

      Излюбленный тип композиции Брегеля  – большое пространство, как бы  увиденное с вершины, так что  люди выглядят маленькими и  снуют в долинах, тем не менее,  все написано подробно и четко.  Повествование обычно связано  с фольклором, Брейгель писал  картины-притчи.

    Творческая  деятельность Питера Брегейля продолжалась недолго, он умер в 1569 году, сорока с  небольшим лет, и не дожил до событий  нидерландской революции. Незадолго  до смерти он написал картину «Слепые». Это самый мощный, завершающий  аккорд искусства Брегейля, которое  можно себе представить как симфонию, пронизанную единой темой. Любя свою многострадальную родину, художник одного не мог простить своим соотечественникам: пассивности, глухоты, слепоты, погруженности  в суету сегодняшнего дня и  неспособности подняться на те горные вершины, которые дают прозрение  целого, единого, общего.

    Портрет в голландской живописи был доведен  до высшей степени совершенства. И  остальные виды живописи стали у  них своего рода портретами. Характерные  лица, маленькие бытовые зарисовки  не требовали огромного пространства, как итальянские фрески. Отсутствие света, которому приходилось пробиваться  через тройные занавески на окнах, уставленных тюльпанами, позволяло  сосредоточить скудное освещение  только на небольшом холсте.

    В эпоху Возрождения братья Ян и  Хуберт ван Эйки изобрели технику  масляной живописи.  Способ применения растительных масел как связующего вещества был известен и раньше, но ван Эйки его усовершенствовали  и дали толчок его распространению. Вскоре масло вытеснило темперу. Клеевые краски сохли слишком  долго, и, чтобы ускорить этот процесс, картины выставляли на солнце. От жары доски нередко лопались.

    Масляные  краски с годами темнеют. Старые картины, которые мы видим в музеях, при  своем возникновении выглядели  иначе, гораздо светлее и ярче. Но живопись ван Эйков обладает действительно необычными техническими качествами: краски не жухнут и столетиями сохраняют свою свежесть. Они почти светятся, напоминая о сиянии витражей.

    Любовная, прилежная, поэтическая пристальность  взгляда на мир была унаследована от миниатюры большой живописью XV века, начатой Яном ван Эйком. Маленькие картинки, украшающие рукописи, выросли в большие картины, украшающие створки алтарей. При этом возникли новые художественные качества. Появилось то, чего в миниатюре быть не могло: такой же пристальный, сосредоточенный взгляд на человека, на его лицо, в глубину его глаз.

    Самое прославленное произведение ван  Эйков – большой Гентский алтарь – было начато Хубертом, а после  его смерти продолжено и в 1432 году окончено Яном.

    Искусство Голландии не было религиозным и  монархическим. Художнику не нужно  было подчиняться требованиям церковной  живописи или исполнять по желанию  короля аллегорические изображения. Это  было, прежде всего, свободное искусство.

    В Эрмитаже есть картина крупного нидерландского мастера Рогира ван дер Вейдена «Св. Лука пишет Мадонну» (евангелист Лука считался художником и покровителем цеха живописцев). В ней многие типично для излюбленных нидерландцами композиций: панорама города и канала, написанная так мелко, нежно и тщательно, с двумя задумчивыми человеческими фигурками на мосту. Но самое замечательное – лицо и руки Луки, пишущего мадонну «с натуры». У него особенное выражение – бережно и трепетно внемлющее выражение человека, который весь ушел в созерцание. Так смотрели на натуру старые нидерландские мастера. 
 
 
 

    
  1. Художники эпохи Возрождения. Фламандцы.

    Ян  ван Эйк (ок. 1390 – 1441 гг.) – уроженец города Брюгге, основатель фламандской школы. Ян ван Эйк был сыном бедного живописца, но картины сделали его известным человеком. Его помощником и соавтором был брат Хуберт, значительно уступавший ему в таланте. Ян ван Эйк трудился в Генте придворным живописцем. В 1428 г. Ян по приказанию герцога ездил в Португалию, чтобы написать портрет невесты герцога принцессы Изабеллы. А когда возвратился на родину тотчас же отправился в Гент дописывать большой алтарный складень, оставшийся неоконченным после смерти его брата. Исполнив эту работу в 1432 г., Ян поселился в Брюгге, где купил себе дом и провел последние восемь лет своей жизни. Одним из наиболее известных произведений считается образ в алтаре церкви св. Иоанна (1452 г.), написанный по заказу местного бургомистра и его жены. Произведение было разобрано по частям, в церкви Гента уцелели только фрагменты («Страшный суд», «Поклонение агнцу», «Голова Богоматери» и др.).

    Ганс  Мемлинг (ок. 1440 – 1494 гг.) – талантливейший представитель школы ван Эйка. Биографических сведений о художнике мало. Родился он, вероятно, в Германии, был лучшим учеником Рогира ван дер Вейдена, с 1471 г. жил и работал в Брюгге, где и умер. Ганс Мемлинг придерживался стиля своего учителя, но стремился к более тонкой отделке своих работ, выказывая в них большую любовь к природе, теплоту чувства и наивно – милое понимание красоты и величия. Во многих случаях задний план его картин занят пейзажем, среди которого несколько второстепенных сцен. Самые ранние из известных произведений Мемлинга  - его собственный портрет (1462 г.), «Страшный суд» (1467 г.), «Богоматерь с Младенцем и жертвователями» (1472 г.), «Поклонение волхвов» (1479 г.), знаменитый ковчег для мощей св. Урсулы (окончен в 1486 г.) – это произведение едва ли не превосходнейшее между всеми другими памятниками нидерландской живописи, «Семь радостей Богоматери», «Семь горестей Богоматери», «Мадонна семейства Флоренштейн», «Страсти Христовы». Всех произведений Мемлинга насчитывается более пятидесяти.

    Квинтен Массейс (1465 или 1466 – 1530 гг.) – ученик ван дер Вейдена, один из важнейших живописцев нидерландской школы. Родился в Антверпене, в юности занимался делом отца, чеканкой медалей и резьбой из дерева. Массейс первый из своих соотечественников стал писать фигуры в натуральную величину, что привело его к более точному изучению форм. Его композиции получают сценическое движение, действующие лица – разнообразие поз и выразительность, пейзажные фоны – более гармоничный и естественный тон, вообще колорит – большую свежесть и силу. Главные произведения этого талантливого художника – «Погребение Христа», «Пир Ирода» и «Мучения св. Иоанна Богослова», «Св. Семейство», «Богоматерь с лобзающим ее Младенцем», «Богоматерь во славе», «Спаситель», «Мадонна с золотой короной и прозрачным вуалем», «Мария Магдалина». Кроме религиозных картин, Массейс мастерски писал портреты и жанровые сцены.

    Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640 гг.). Во время развития его таланта, в испанских Нидерландах восторжествовал католицизм, и уделом живописцев стало обслуживание запросов Церкви. Творчество Рубенса было высшим достижением церковно-придворной живописи. Благодаря Рубенсу фламандская живопись не пошла по пути итальянских мастеров, определявших в то время облик искусства Европы, а сформировалось как самобытное направление. Ему с успехом удавались евангельские и мифологические сюжеты, исторические композиции и портреты. Рубенс писал пейзажи, морские виды, животных, цветы и плоды. Художник поражал роскошными красками и глубоким знанием анатомии. Он учился у Тобиаса Вергагта, у ван Норта, у ван Вена. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать свое художественное образование в Италию. Рубенс выполнял многочисленные заказы состоятельных жителей Мадрида. Жил с неслыханной роскошью – блеск его свиты приводил в изумление даже двор.

    В 1609 г. Рубенс женился на Изабелле Брант, дочери секретаря города Антверпена. Здесь он построил себе дворец –  лучшее здание во всей Фландрии. Через небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи. Им были исполнены мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста», «Обращение св. Бавона», «Поклонение волхвов», и колоссальное изображение Страшного Суда (1609 г.), «Чудесный лов рыбы», «Охота на львов» (1618 г.), «Последнее причащение св. Франциска» (1619 г.) и др.

    Во  всех видах живописи он оказывался мастером, а в женских портретах  показал себя просто удивительным виртуозом. Его лучшим портретом считается  изображение молодой девушки  в шляпе с широкими полями, так  называемая «Соломенная шляпка».

    В последние годы жизни у Рубенса дрожали руки, и он отказался от создания больших полотен, перешел к небольшому формату и писал при помощи подставки под рукой. Он умер 30 мая 1640 г. В истории голландской живописи Рубенс занимает такое же место, как в Италии Леонардо да Винчи. Полотен Рубенса насчитывается до полутора тысяч.

    Антонис Ван Дейк (1599 – 1641гг.) – величайший ученик Рубенса, уроженец Антверпена. Ван Дейк превосходил Рубенса строгостью рисунка, глубиной психологии, колоритом. Характер он также улавливал гораздо лучше; в технике передачи тканей чувствовалось наблюдение за натурой. Ван Дейк родился в семье живописца по стеклу. Из мастерской отца он перешел в школу Рубенса, где занял первое место среди учеников.

    Ван Дейк прожил недолгую жизнь, однако количество его картин и портретов громадно. Великолепнейшей картиной считается  портрет Карла I, на котором король изображен в простом охотничьем костюме. Ван Дейк – художник – психолог, тонкий аналитик и глубокий знаток выражений человеческого лица.

    Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530 – 1569 гг.) учился в Антверпене у Питера Коеке и Иеронима Кока. В 1551 г. был принят в гильдию антверпенских живописцев. В своих картинах Брейгель подражал картинам Иеронима Босха. Он положил прочное начало фламандской бытовой «мужицкой» живописи.

    Рембрандт. Сначала молодой художник работал в мастерской живописца Якоба ван Сваненбурга, затем в Амстердаме учился у известного мастера Питера Ластмана. Но своим учителем он считал только натуру. Рембрандт любил изучать человеческое лицо перед зеркалом. Придавая своей физиономии то или иное выражение, он с кистью в руках следил за мимикой. Сохранилось много автопортретов Рембрандта, изображений его матери и жены. В двадцать четыре года Рембрандт стал профессором живописи, известным не только в Амстердаме, но и по всей стране. Наиболее известной картиной Рембрандта на библейский сюжет считается «Снятие со Креста». Его гравюры иногда носят эскизный характер, но всегда отличаются такой же глубиной концепции, как и картины: «Христос и самарянка», «Христос и ученики его в Эммаусе», «Возвращение блудного сына», «Изгнание торгующих из храма», «Милосердный самарянин», «Исцеление больных», «Проповедь Христа», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов». В его произведениях чувствуется живая, непосредственная наблюдательность, самое тщательное изучение натуры. Очень высоко ценятся пейзажи Рембрандта. Он мастерски сочетал пейзаж  с жанром, и даже в библейских картинах пейзаж преобладает над фигурами.

    Франс Халс (между 1581 и 1585 – 1666 гг.) уроженец Антверпена, был одним из наиболее блестящих портретистов. Он не возвысился до работ Рембрандта, но заставил свою натуру живо смотреть из рамки. Невоздержанная жизнь вредила Халсу, и веселые полупьяные персонажи его картин часто были собутыльниками автора.

    Отличительные особенности его таланта –  глубокое проникновение во внутренний характер изображаемых лиц, уверенность  рисунка, сероватый, но энергичный и  гармоничный колорит, смелость широкой  кисти, приближающаяся к декоративному приему, но вполне передающая натуру.

    Талантливым учеником Халса был его брат Дирн (1600 – 1656 гг.). его картины очень колоритны, несмотря на миниатюрность.

    Из учеников Рембрандта талантливым был Герард Доу (1613 – 1675 гг.). От Рембрандта он воспринял гармоничность отделки и проработку света и тени. Доу посвятил себя маленьким жанрам, прекрасно выполняя мельчайшие подробности миниатюр. Одни из лучших картин Доу – «Женщина с ребенком у открытого окна», «Мотальщица», «Читательница», «Скрипач».

    Питер де Хох (1629 – 1685 гг.) ученик Рембрандта. Он удивительно точно изображал уютную обстановку голландских комнат, одна из его особенностей – изображение комнат через отворенную дверь. Картины Хоха характеризуют красивые тона, решительная, но не грубая техника живописи, мотив в большинстве случаев – спокойствие домашнего быта. Наиболее известные произведения Хоха – «Женщина и младенец в колыбели», «Чтение письма», «Прачка», «Внутренность голландского дома».

    Герард  Терборх (1617 – 1681 гг.) – блестящий голландский жанрист. Его жанры превосходят работы Доу и размерами, и грацией в передаче богатых тканей и одежд. Он значительно глубже и разнообразнее его в выборе сюжетов. Художник обладал широким кругозором, много путешествовал. Терборх получил первоначальное художественное образование под руководством своего отца – Герарда Терборха Старшего (1584 – 1662 гг.) – живописца, известного только по нескольким дошедшим до нас рисункам, потом учился в Амстердаме и у Питера Молейна Старшего в Херлеме.

    Терборх занимает в истории голландской  живописи видное место как замечательный портретист и наилучший представитель «элегантного жанра». Его картины сочинены с большим вкусом, отличаются типичностью и выразительностью фигур, непринужденностью и благородством их постановки, свежестью и гармоничностью красок, изяществом исполнения. Известные картины Терборха – «Стакан лимонада», «Мирный конгресс», «Полученное письмо» и др.

Информация о работе Нидерланды в эпоху Возрождения