Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:38, курсовая работа
Цель исследования: исследовать нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить основы нравственно-эстетического воспитания.
2. Раскрыть нравственно-эстетическое развитие личности
3. Изучить методы нравственно-эстетического воспитания.
4. Проанализировать педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства
5. Изучить методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 4
1.1. Основы нравственно-эстетического воспитания 4
1.2. Нравственно-эстетическое развитие детей 10
1.3. Методы нравственно-эстетического воспитания 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 26
2.1 Педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 26
2.2.Методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Прежде всего, представляется важным подчеркнуть взаимосвязь между понятиями «развития» и «воспитания» личности. Воспитание в контексте рассматриваемой проблемы представляет важнейший способ развития личности путем приобщения к тем или иным ценностям культуры. Такой подход позволяет выявить особенности современного воспитания с точки зрения осуществления нравственно-эстетического развития личности как процесса движения из состояния преимущественно объекта внешнего воздействия в субъект нравственно-эстетического саморазвития.
Само нравственно-эстетическое развитие может быть понято тогда, когда определена сущность самого развития личности. Исходим из существующей в отечественной литературе теории развития личности в онтогенезе как процесса смены качественных состояний. На первых этапах развития личность выступает преимущественно в качестве объекта воздействия социальной среды, которая обеспечивает ориентацию на усвоение индивидом основных норм и правил, детерминирующих успешную первичную социализацию. Второй этап определяется тем, что личность на основе выявления и реализации своей индивидуальности превращается преимущественно в субъект саморазвития. Наконец, на третьем этапе личность может стать субъектом развития социальной среды [3, с. 21].
Применительно к нравственному и эстетическому соответствующее развитие личности представляет собой движение из состояния преимущественно объекта, приобщающегося под воздействием макро- и микросреды в носителя моральных и эстетических идеалов, норм, правил в субъект, способный самостоятельно на основе личных убеждений воспринимать, выбирать, реализовывать те или иные моральные и эстетические принципы в разнообразной практической деятельности.
Главной особенностью этого этапа является то, что человек максимально проявляет свою индивидуальность в нравственной и эстетической сфере на основе усвоения основных норм и правил, которые существуют в социальной общности, к которой он себя относит. Поэтому возможно в нравственной и эстетической сфере движение как к возвышенному, прекрасному, высоконравственному, так и к низменному, безобразному, аморальному.
Со второй половины XX века проблемы нравственно-эстетического воспитания исследуются в рамках гуманистической педагогики. В центре внимания исследователей – процесс формирования творческой личности, особенности нравственного и эстетического развития на разных возрастных ступенях [4, 9 и др.]. Главные понятия гуманистической модели воспитания – «самоактуализация», «личностный рост», «развивающая помощь» – строятся на том принципе, что каждый ребенок – неповторимая личность, поведение которой определяется врожденным стремлением к развитию природных задатков, поиску своего смысла и жизненного пути.
В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эстетического воспитания и развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и качественного повышения уровня педагогического процесса. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребенка с первых лет жизни к миру нравственно-эстетической культуры. В настоящее время разрабатываются инновационные подходы к творческому развитию детей, создаются благоприятные условия для реализации нравственно-эстетического потенциала.
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоционально-чувственного и интеллектуального опыта, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как «сензитивный период для творческого развития личности» [17, с.14].
На основе рассмотренных закономерностей взаимосвязи эстетического в нравственного исследователями выявляется специфика развития ребенка в этих сферах жизнедеятельности в онтогенезе [3, с. 22].
Существует определенная логика нравственно-эстетического развития личности, которая имеет свою особую нормативность, определяемую объективными законами перехода ребенка от одного уровня нравственно-эстетического развития к другому. более высокому. В онтогенезе складываегся механизм взаимодействия развития с культурой, суть которого заключается в том, что на те или иные воздействия внешней среды, несущее различные знания, представления о ценностях культуры, у ребенка вырабатывается определенная реакция. Она должна позволить ему усвоить требуемые субъектом первичной социализации нормы культуры .
Поскольку само приобщение к ней осуществляется только через взаимодействие ребенка с другими людьми, то этот механизм имеет нравственное содержание.
Элементами механизма приобщения ребенка к нравственно-эстетической культуре являются: чувство гордости, стыда, совести, долга , ответственности. Механизм приобщения ребенка к культуре позволяет выявить роль основных объективных и субъективных факторов формирования нравсгвенно-эстетических ценностсй в онтогенезе.
Объективные факторы включают в себя, прежде всего:
а) природную предрасположенность ребенка к усвоению тех или иных элементов формируемых у него ориентации и установок на взаимодействие с окружающим миром;
б) те малые и большие общности, которые осуществляют сам процесс приобщения ребенка к культуре. Это родители и другие родственники. сверстники, педагоги дошкольных и школьных учреждений. преподаватели системы дополнительных образований, а также средства массовой информации, учреждения культуры и т. п.;
в) материальные и организационные возможности для осуществления эффективного нравственно - эстетического развития личности.
К числу субъективных факторов относятся:
а) само содержание тех конкретных нравственно-эстетических ориентации и установок, которые пытаются сформировать различные субъекты развития ребенка;
б) знание субъектами нравственно-эстетического развития индивида наиболее эффективных форм, методов организации воспитательного и образовательного процесса;
в) представление о способах действенного решения той или иной конкретной воспитательной ситуации, в которой оказался ребенок и субъект его развития.
Е.М. Торшилова отмечает, что прежде существовала четкая система взаимосвязи субъективных и объективных факторов нравственно-эстетического развития подрастающего поколения на основе господства единой идеологии [16, с.14].
В настоящее время мы имеем дело с так называемым плюрализмом в содержании, формах и методах нравственно-эстетического воспитания. Он выражается в том, что печатные издания, телепередачи, художественные произведения тех или иных авторов могут иметь самое разнос нравственное и эстетическое содержание. В одно и то же время ребенок на разных телеканалах может увидеть как примеры жестокости, грубого насилия над личностью, так и доброты, человеколюбия, заботы о ближних.
Взрослые, с которыми ребенок общается в семье, школе, на улице, также имеют весьма различные представления о должном, прекрасном, возвышенном. Поэтому у нынешнего подрастающего поколения исчез тот четкий ориентир, который старшим поколениям обеспечивал некое единство их нравственно-эстетического развития. Современный ребенок с самого раннего возраста попадает в ситуацию выбора тех нравственно-эстетических идеалов, норм и правил, на которые ему следует ориентироваться в своей жизни. Поскольку сознательно осуществить этот выбор не только в раннем, но и подростковом возрасте он не может, то все зависит от силы и частоты воздействия того или иного субъекта воспитания.
Современная ситуация плюрализма в содержании и методах нравственно-эстетического развития характеризуется при этом как позитивными, так и негативными моментами. Положительное связано, прежде всего, с расширением рамок творчества субъектов воспитательной деятельности. Негативным является то. что сам плюрализм включает в себя нередко совершенно противоположные ориентиры - от пропаганды насилия, жестокости на телеэкране до разговоров о доброте, милосердии на уроках литературы в школе. Такой диссонанс не может считаться приемлемым для общества, которое стремится развиваться в направлении гуманизации человеческих отношении, утверждения принципов демократии и свободы личности.
Г.В. Фадина и другие авторы раскрывают особенности деятельности современных учреждений дошкольного образования (ДОУ). Получив право на свободу педагогического поиска, ДОУ оказались в ситуации, когда можно творить самостоятельно, опираясь, прежде всего, на свой прежний опыт. Часто руководители ДОУ имеют весьма абстрактное представление о необходимости введения различных инноваций в работе с детьми, посещающими детский сад. Возникает настоятельная необходимость научного обоснования тех изменений, которые необходимо осуществить в работе с детьми разного возраста в современной социо-культурной ситуации.
Особая роль в нравственно-эстетическом воспитании, в развитии духовной культуры, как уже было отмечено, в целом отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Одним из наиболее эффективных средств воздействия на духовный мир ребенка является именно искусство. Известно, что дошкольный возраст — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по самому своему содержанию. Исследования Л.С.Выготского [4], Б.М. Теплова и многих других показали, что искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. Феномен искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные оттенки и реакции, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений отдельной личности.
Культура ребенка формируется постепенно, переходя от первых положительных эмоциональных реакций и эмоциональной отзывчивости на искусство, через развитие интереса, к устойчивым вкусовым предпочтениям. Интерес стимулирует активность ребенка, способствует развитию избирательности.
В процессе занятий с дошкольниками совершенствуются такие важнейшие психические процессы, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности, которые составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо творческой деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Видимо, этим объясняется феномен, неоднократно подтвержденный жизнью: художественно-творческие способности проявляются в комплексе [16, с.65].
Развитие психических процессов, таким образом, основа интеграции разных видов искусства, успешного освоения видов художественно-творческой деятельности и установления их взаимосвязи. Феномен интегрированного развития, проявления художественно-творческих способностей объясняется еще и возможностью передавать образы объектов и явлений действительности в разных видах искусства. Вместе с тем, как показывают исследования, можно переводить образы одного вида искусства (например, музыкального) в другие (например, изобразительные) [18, с. 27].
Феномен комплексного проявления художественно-творческих способностей может быть объяснен еще и природой самого искусства. Как известно, на заре человечества искусство было синкретичным явлением. Лишь со временем произошло обособление различных направлений искусства в самостоятельные области, что явилось, несомненно, прогрессивным шагом. Но духовно-эмоциональная сущность искусства выступает основным интегрирующим фактором в современном его развитии. Тенденция к интеграции различных видов искусств рассматривается в исследованиях А.В. Ванслова, А.Я. Зися, Б.М.Галаева [5].
Искусство принадлежит к тем сложным объектам научного исследования, сложный, многоплановый характер которого диктует междисциплинарный подход к его изучению. Комплексный подход к исследованию искусства находится в полном соответствии с многогранной природой художественного творчества.
В этих условиях правомерны попытки нетрадиционного решения проблемы обновления содержания обучения и воспитания, которые многие педагоги-исследователи и новаторы-практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции».
Изучение и анализ современной программно-методической литературы [7, 8, 14] позволяет судить о довольно богатом опыте организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию эстетической культуры и нравственному воспитанию на основе интеграции разных видов искусств.
Говоря о комплексном использовании искусства в воспитательном процессе важным является определение возможных вариантов синтеза искусств.
Рассматриваются следующие варианты объединения:
- на основе общечеловеческих ценностей;
- на основе общего для разных видов искусства содержании;
- на основе общих для разных видов искусства изобразительно-выразительных средств [18, с.31].
Так, к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве, относятся: культурно-познавательные, нравственные, эстетические ценности. Усвоение этих ценностей состоит в познании ребенком таких ценностей, как Добро, Истина, Красота, Совесть и т.д., и их единство в жизни и искусстве.
Эти ценности представляют собой нормы и правила поведения человека в обществе, его отношение ко всему окружающему, осмысленное через эталоны Красоты; познавая их, ребенок приобретает опыт созидательного противопоставления всему негативному, учится взаимодействовать с миром по законам красоты. Эти ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и т.д. Познавая их, ребенок учится воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной творческой деятельности.
Выводы. Основы нравственно-эстетической воспитанности закладываются в дошкольном возрасте, когда происходит формирование этических представлений и моральных чувств, ребенок усваивает основные правила взаимоотношений между людьми, нравственные нормы. Это дает основание рассматривать возрастные особенности детей дошкольного возраста (острота восприятия, яркость воображения, впечатлительность) как предпосылку формирования нравственных качеств в процессе воспитания.