Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Изучить основы нравственно-эстетического воспитания.
2. Раскрыть нравственно-эстетическое развитие личности
3. Изучить методы нравственно-эстетического воспитания.
4. Проанализировать педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства
5. Изучить методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 4
1.1. Основы нравственно-эстетического воспитания 4
1.2. Нравственно-эстетическое развитие детей 10
1.3. Методы нравственно-эстетического воспитания 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 26
2.1 Педагогические условия нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 26
2.2.Методики нравственно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственно-этетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства_Ч-17436.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Обучение— двусторонний процесс, включающий в себя:

— методы обучения, предпринимаемые воспитателем;

— способы учения, которыми пользуется ребенок, приобретая художественные знания в сфере декоративно-прикладного искусства и умения.

Разносторонний характер действий педагога вызывает соответствующую реакцию у детей.

Использование методов и приемов в обучении зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с практикой декоративно-прикладного искусства.

В современной педагогической практике широко применяются творческие задания, являющиеся наиболее эффективным методом развития творческих способностей дошкольников. Например, развивает инициативу детей создание новых композиций в декоративно-прикладном искусстве. Для лучшей реализации замыслов в изобразительной деятельности воспитатель предлагает детям самостоятельно находить интересные решения при выборе материалов, цветовых сочетаний, форм и т. д. Выполнение этих условий позволяет сделать обучение существенным фактором, стимулирующим творческий процесс.

Важным условием декоративно-прикладной деятельности детей являются их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием.

Различают два вида приемов воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства.

1. Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу выразительных средств произведения, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.

2. Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях, например, создают детали костюмов персонажей сказок по собственному замыслу. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю.

Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Таким образом, эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема, художественный вкус и т. д. Методические приемы (поскольку они относятся к области художественного воспитания) должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий.

Рассмотрим возможные этапы процесса приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству, который осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Изучая склонности детей, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.

Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как изображение, постройка и украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу мастеров, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Сказочные персонажи становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

 При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами, например, кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими свои поделки. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

Далее дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки и пр. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

На каждой новой ступени познания детям предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга:  слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства, показе приемов исполнения; приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям; показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий; приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

К сожалению, в практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.

Зачастую в ДОУ уделяется недостаточно времени для занятий декоративно-прикладным искусством, не всегда воспитатели имеют  требуемый уровень подготовки для   нравственно-эстетического воспитания детей средствами декоративно-прикладного искусства. Отчасти эту проблему можно решить за счет дополнительных кружковых занятий

Предлагается перспективный план работы кружка «Прикладное творчество» по декоративно – прикладному искусству для детей 5-6 лет (См. Приложение).

Ожидаемый результат работы кружка:

- воспитание хорошего вкуса;

- развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятий декоративно-прикладным искусством;

- прививание навыков и умений в декоративно – прикладном искусстве;

- возможность продолжить своё образование в данной сфере.

Выводы. Методические приемы (поскольку они относятся к области художественного воспитания) должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий.

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Изучая склонности детей, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности. В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие ребенка.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что во все времена существовала проблема приобщения ребенка к тем моральным нормам и правилам, которые обеспечивали его успешное включение в трудовую, семейную и общественную жизнь. Человечество выработало целую совокупность незыблемых моральных предписаний, которые, однако нелегко усваиваются каждым новым поколением.

Всегда существовала и существует сейчас проблема эффективного нравственного развития через специальное воспитательное воздействие. Она решается не только семьей, а требует особого взаимодействия педагогов различных учреждений образования. Важна и проблема эстетического развития личности с раннего детства.

В наше время наблюдается активное изменение в системе эстетических, художественных ценностей, Те, которые формировались на основе классического искусства, литературы заменяются часто низкопробными произведениями т.н. массовой культуры. Молодежь все чаще всего видит на экранах концертных залов образцы этой быстротекущей художественной культуры, вырабатывающей свои эстетические ценности. Поэтому важна проблема организации такого эстетического развития, воспитания личности, которые бы позволило ей умело сочетать вечные эстетические ценности с теми новыми, которые порождены современной культурой.

Тема исследования представляется весьма важной и перспективной. Нравственно-эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства поможет детям приобщиться к интересному делу, разовьет их эстетический вкус, заполнит свободное время творческим трудом. Познание искусства выступает отправным пунктом, стартовой площадкой вхождения ребенка в сферу нравственно-эстетического отношения к миру.

В декоративно-прикладном искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения), коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным произведениям народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

Ожидаемые результаты нравственно-эстетического воспитания:

- личностное развитие детей;

- повышение нравственно-эстетической культуры детей (формируется система нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений; адекватного восприятия произведений искусства, в том числе - декоративно-прикладного искусства; вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей);

- включение в разные формы социально-культурного творчества, возможность реализации творческого потенциала личности детей (постепенно у детей формируется представление о наиболее подходящем, соответствующем именно его способностям, склонностям, особенностям характера и темперамента увлечении);

- улучшение взаимоотношений с окружающими;

- коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.

Ожидаемые результаты отражают совокупную характеристику готовности детей к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах ценностно-ориентационной, художественно-эстетической, познавательной и коммуникативной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Васильева Л.С., Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников/ Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений  — М., 1993.
  2. Ветлугина Н. А. Методы эстетического воспитания Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной. -М., 1978.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2001.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб, 1997.
  5. Галаев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств— М., 1982.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
  8. Дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» /  Т.И. Бабаева и др.   - СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
  9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: т.1 Психическое развитие ребенка. - М., 1986.
  10. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008.
  11. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65—67.
  12. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  13. Ломова В. Ф. Нравственно-эстетическое развитие личности в учреждении дополнительного образования// Современные технологии в образовании. Екатеринбург, 2006.
  14. Методические советы к программе «Детство». — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
  15. Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004.
  16. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
  17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 1996.
  18. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004.

Информация о работе Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства