Образы Востока в европейском искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Настоящее исследование посвящено проблеме заимствования образов и принципов искусства Востока на Западе. Эта проблема связана с взаимодействием восточной и западной культур, которое со второй половины XIX века активизируется в культурной жизни общества, что проявляется в различных видах искусства, а в настоящее время становится всеобъемлющим явлением мировой цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСТОКА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XVII – XVIII ВВ. 8
1.1. Историко-культурные особенности формирования художественных связей Востока и Запада 8
1.2. Стиль шинуазри как художественный синтез восточной и западной эстетики в европейской культуре XVII – XVIII вв. 13
1.2.1. Восточные коллекции и «китайские кабинеты» 15
1.2.2. Традиции декоративно-прикладного творчества. 17
1.2.3. Китайская живопись как источник европейского изобразительного искусства Нового Времени 29
1.2.4. Отражение восточных влияний в архитектуре и садово-парковом искусстве Западной Европы XVII – XVIII вв. 32
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ИМПРЕССИОНИСТОВ И ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА 42
2.1. Первый этап японизма 42
2.1.1. Влияние японского искусства на творчество Э. Мане и Э. Дега 42
2.1.2. Освоение японского опыта в творчестве К. Моне 46
2.2. Второй этап японизма 50
2.2.1. Японские мотивы в эволюции творчества А. де Тулуз-Лотрека и В. Ван Гога 50
2.2.2. Влияние японского искусства на новую концепцию художественного полотна у П. Гогена. 55
2.2.3. Японизм художников группы «Наби» (около 1890-1905 гг.) 58
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ВОСТОЧНЫХ ВЛИЯНИЙ В ЗАПАДНОМ ИСКУССТВЕ XX – XXI ВВ. 69
3.1. Основные принципы восточного театра. Японские театры Ноо и Кабуки. 69
3.1.2. Заимствование восточных традиций западноевропейским театром 73
3.2. Восточные мотивы в культуре и искусстве второй половины XX – начала XXI вв. 76
3.2.1. Адаптация йоги на Западе 76
3.2.2. Боевые восточные единоборства в Европе 78
3.2.3. Ассимиляция искусства фэн-шуй в европейском дизайне 82
3.2.4. Анимэ и манга: европейская мода на японское искусство 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 96

Вложенные файлы: 1 файл

Obrazets_dlya_kursovikov.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что европейские мастера восхищались  художественными достоинствами  японских произведений, в большинстве  случаев начинали они с освоения отдельных приемов, то есть подходили к ним утилизировано.

Обращение членов группы «Наби» (П. Боннара, Э. Вюйара, П. Серюзье, М. Дени, П. Рансона) в конце XIX - начале XX вв., к японскому искусству  имело две формы выражения. Одна была связана декоративными качествами картины, другая - в интересе к работе в графике.

Японское влияние  на модерн (конец XIX - начало XX вв.) проявилось в обращении к природе, как  первоисточнику вдохновения. Под влиянием японских мотивов в модерне живописцы использовали такие приемы, как орнаментация, орнаментализирующие элементы S-образной формы.

Архитекторы модерна  пришли к идее проектирования «изнутри наружу», когда план здания и функциональное назначение помещений определяют внешний  объем и его особенности. Использовались такие приемы, как орнаментика волнообразно изогнутых линий, конструкция,  плавно переходящая в форму, а форма - в декор.

Также в данной работе было охарактеризовано влияние Востока на европейский театр. В первой половине XX в. такие режиссеры как Макс Рейнхард в Германии, Жак Копо и Антонен Арто во Франции, Гордон Крэг в Америке, интерпретируют  эпохи театральной истории, языки и стили театра прошлых столетий. Во второй половине XX в.  такие европейские режиссеры, как Ежи Гротовский, Морис Бежар, Питер Брук, Ариана Мнушкина, стремятся соединить Запад и Восток.

Театральные формы  Востока были переосмыслены и  введены в систему нового европейского театра. Такие элементы восточного театра, как: открытая сцена, условное оформление,  использование поворотного круга, условность актерской игры, использование маски, высокое мастерство игры актеров, создающее на сцене новую реальность, - на сценических площадках Европы уже не воспринимаются как чужеродные.

Нами было рассмотрено проявление восточного влияния на отдельные виды современного искусства. На Западе в XX в. процессу ассимиляции и адаптации были подвергнуты такие виды восточного искусства, как йога, дизайн, фэн-шуй, боевые искусства.

Йога без  соблюдения нравственных принципов  и изучения духовных текстов рассматривается как занятие в фитнес-центре. Йогой занимаются для улучшения физической формы, не заботясь о духовном самосовершенствовании. А рассмотрение восточных боевых искусств в Европе как зрелищной экзотики привело к замене истинных ценностей внешней атрибутикой и ритуалами без понимания их смысла.

Искусство фэн-шуй  на Западе утратило свои первоначальные черты и превратилось в индустрию  дизайна и развлечений. Дизайн становится популярным в Европе во второй половине XX в. и охватывает все аспекты окружающей человека среды. В настоящее время дизайн находится на подъеме своей популярности. Широко распространены такие отрасли дизайна, как дизайн интерьера, индустриальный дизайн, ландшафтный дизайн, и появляются новые отрасли, такие как веб-дизайн.

В конце XX в. мода на анимэ захватила мировой шоу-бизнес и фэшн-индустрии. Идеи и стили из анимэ появляются и в европейском кино, и в мультипликации.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

Монографии:

1. Анарина Н.  Г. История японского театра. Древность  и средневековье: сквозь века в XXI столетие.  / Н.Г. Анарина. - М.: Наталис, 2008. - 336 с.

2. Бирюкова Н.Ю.  Западноевропейские набивные ткани  16-18 вв. – Собрание Гос. Эрмитажа. / Н.Ю. Бирюкова. - М.: Искусство, 1973. - 176 с. 

3. Бутлер К.  Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа: Каталог. / К. Бутлер. - Л.: Аврора,1977. - 75 с.

4. Ван Гог.  Письма. / Ван Гог. - М.: Азбука, 2000. - 848 с. 

5. Ван Гог.  Письма к брату Тео. / Ван Гог. - М.: Азбука, 2011. - 384 с.

6. Вентури Л.  От Мане до Лотрека. / Л. Вентури. - М.: Азбука, 2007. - 352 с.

7. Вестфален  Э.Х., Кречетова М.Н. Китайский  фарфор. / Э.Х. Вестфален, М.Н. Кречетова. - Л.: Государственный Эрмитаж, 1947. - 86 с. 

8. Вивекананда  С. Философия йога. / С. Вивекананда. - Магнитогорск: «АМРИТА», 1992. - 512 с.

9. Вольская В.  Антуан Ватто. / В. Вольская. - М.: ИЗОГИЗ, 1933. - 51 с.

10. Воркунова  Н.И. Тулуз-Лотрек. / Н.И. Воркунова. - М.: Наука, 1972. - 392с.

11. Воронова  Б.Г. Кацусика Хокусай. Графика. / Б.Г. Воронова. - М.: Искусство, 1975. - 267 с. 

12. Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков / Под ред. Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. - М.: Искусство, 1963. - 1067 с.

13. Гацура Г.  Мебельные стили: История русского  и западноевропейского мебельного  искусства. / Г. Гацура. - М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2008. - 212 с.

14. Гиббон Э.  История упадка и разрушения  Римской империи / Пер. с англ. В.Н. Неведомского. - М.: Наука, 2006.  - 428 с. 

15. Гоген. Письма. Ноа Ноа. / Гоген. - М.: Азбука-классика. - 256 с.

16. Государственный  Эрмитаж. Западноевропейское прикладное  искусство XVII – XVIII веков. Л.: Аврора, 1974. - 223 с.

17. Григорьева  Т. П. Красотой Японии рождённый. / Т.П. Григорьева. - М.: «Искусство», 1993.  - 464 с.

18. Гришелева  Л.Д. Театр современной Японии. / Л.Д. Гришелева. - М.: «Искусство», 1977. - 237с.

19. Гундзи М.  Японский театр Кабуки / Пер. с  японского Б.В. Раскина. - М.: Прогресс, 1969. - 232 с.

20. Гуревич И.М., Знаменов В.В., Мясоедова Е.Г. Большой  петергофский дворец.  / И.М. Гуревич,  В.В. Знаменов, Е.Г. Мясоедова. - Л.: Лениздат, 1979. - 168 с.

21. Дмитриева  Н.А. Краткая история искусств. / Н.А. Дмитриева. - М.: АСТ-Пресс, 2008.  - 624 с. 

22. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция  воинских искусств. / А.А. Долин,  Г.В. Попов. - М.: Наука, 1990. - 432 с.

23. Завадская  Е.В. Восток на Западе. / Е.В.  Завадская. - М.: Наука, 1970. – 127 с. 

24. Завадская  Е.В. Культура Востока в современном  западном мире. / Е.В. Завадская. - М.: Главная редакция восточной  литературы изд-ва «Наука», 1977. - 168 с.

25. Згура В.В.  Китайская архитектура и ее  отражение в Западной Европе. / В.В. Згура. - М., 1929. - 45 с.

26. Иванов Б.А.  Введение в японскую анимацию. / Б.А. Иванов. - М.: Фонд развития  кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский  центр исследований кинокультуры», 2002. -  336 с.

27. Импрессионизм.  Письма художников. Воспоминания  Дюран-Рюэля. Документы. М.: Искусство, 1969. - 388 с. 

28. Кверфельдт  Э.К. Предмет в китайском искусстве. / Э.К. Кверфельдт. - Л.,1937. - 36 с. 

29. Лихачев Д.С.  Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. / Д.С. Лихачев. - М.: Согласие: ОАО «Тип. Новости», 1998. - 471 с.

30. Лифшиц Н.А.  Французское искусство XV-XVIII веков. / Н.А. Лившиц. - Л.: Советский художник, 1967.  - 168 с. 

31. Лола Г.Н.  Дизайн-код: культура креатива. / Г.Н. Лола. - СПб.: Элмор, 2011.  - 140 с.

32. Максимов  В.И. Введение в систему Антонена  Арто. / В.И. Максимов. - СПб.: Гиперион, 1998. - 192 с.

33. Мак-Коркодейл  Ч. Убранство жилого интерьера.  От античности до наших дней. / Ч. Мак-Коркодейл. - М.: Сварог и К, 2006. - 248 с.

34. Моран Анри, де. История декоративно-прикладного  искусства. / Анри де Моран. - М.: Искусство, 1982. - 578 с. 

35. Мурина Е.Б.  Ван Гог. / Е.Б. Мурина. - М.: Искусство, 1978. - 440 с.

36. Николаева  Н.С. Япония – Европа. Диалог  в искусстве. Середина XVI - начало XX вв. / Н.С. Николаева. - М.: Изобразительное искусство, 1996.  - 400 с.

37. Прокофьев  В.Н. Об искусстве и искусствознании. / В.Н. Прокофьев. - М.: Советский художник, 1985. - 304 с.

38. Рандхава  М. Сады через века. / М. Рандхава. - М.: Знание, 1981.  - 320 с.

39. Ревалд Д.  История импрессионизма.  / Д. Ревалд. - М.: Астрель, 2011. - 480 с.

40. Ревалд Д.  Постимпрессионизм. / Д. Ревалд. - М.: Астрель, 2011. - 512 с. 

41. Саид Э.В.  Ориентализм. Западные концепции  Востока/Пер. с англ. А.В. Говорунова . - Спб.: Русский Мир, 2006. - 637 с.

42. Слово о  живописи из сада с горчичное  зерно/Пер. и коммент.  Е.В. Завадской.  М. Издательство В. Шевчук, 2001.-512 с. 

43. Сорокина  А.Ю.  Взаимодействие и взаимовлияние  культур в современном мире. / А.Ю. Сорокина.  –  Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 94 с.

44. Спектор А.А.  Полная энциклопедия фэн-шуй. / А.А.  Спектор. - М.: Харвест, 2009. - 368 с. 

45. Танге К.  Архитектура Японии. Традиции и  современность. / К. Танге. - М.: Прогресс, 1976. - 239 с.

46. Федотова  Е. Франсуа Буше. / Е. Федотова. - М.: изд-во «Белый город», 2012. - 48 с.

47. Фишман О.Л.  Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). / О.Л. Фишман. – Спб., ИВРАН, 2003. - 544 с. 

Статьи в  сборниках статей и  материалах конференций:

48. Алпатов  М.В. Поэтика импрессионизма / М.В.  Алпатов // Французская живопись  второй половины XIX века и современная  ей художественная культура. - М.: Советский художник, 1972. -206 с.   С.88-104.

49. Бессонова  М. От клуазонизма к скрытому  смыслу в картине (К истории создания натюрморта Гогена «Фрукты») / М. Бессонова // Поль Гоген. Взгляд из России. - М.: Советский художник, 1989. - 366 с. С. 87-96.

50. Валери  П. Дега. Танец. Рисунок / П. Валери // Эдгар Дега. Письма. Воспоминания  современников. - М.: Искусство, 1971. - 304 с. С. 203-300.

51. Васильев  Л.С. Восток и Запад в истории  (основные параметры проблематики) / Л.С. Васильев // Альтернативные  пути к цивилизации. - М.: Логос, 2000. - 386 с. С. 96-114.

52. Гротовский  Е. От бедного театра к искусству-проводнику / Е. Гротовский // Искусство режиссуры. XX век. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. - 768 с.  С. 539-620.

53. Катасонова  Е.Л. Анимэ: вчера, сегодня, завтра / Е.Л. Катасонова // Япония 2007. Ежегодник. - М.: «АИРО-XXI», 2007. - 300 с. С. 221-239.

54. Колотова Е.Е. Рецепция театральной традиции на Западе и в России в XX в. / Е.Е. Колотова // Философия, религия и культура стран Востока: материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 7-10 февраля 2007 г. - Спб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. – 815 с. С. 617-628.

55. Кречетова  М.Н. Сюжеты росписи китайского  фарфора для экспорта в Европу  конца XVII-XVIII века. / М.Н. Кречетова  // Культура и искусство Индии  и стран Дальнего Востока. - Л., 1975. - 134 с. С. 86-97.

56. Куланов  А.Е. Роль боевых искусств в формировании имиджа Японии в России / А.Е. Куланов // Япония 2006. Ежегодник. - М.: «АИРО - XXI», 2006. - 292 с. С. 128-142.

57. Лемуан  П.А. Записные книжки Дега в  гравюрном кабинете / П.А. Лемуан // Эдгар Дега. Письма. Воспоминания  современников. - М.: Искусство, 1971. - 304 с. С. 138-147.

58. Малявин  В.В. Театр Востока Антонена  Арто / В.В. Малявин  // Восток —  Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Главная редакция восточной  литературы издательства «Наука», 1985. - 272 с. С.213-245.

59. Маркарьян  С.Б., Молодякова Э.В. Вклад Японии  в мировую техногенную культуру / С.Б. Маркарьян, Э.В. Молодякова // Япония и современный мировой  порядок. - М.: Восточная литература, 2002. - 208 с. С. 167-179.

60. Мастера  искусства об искусстве / Под  ред. А.А. Губера. - М.: Искусство, 1965. Т.5. - 268 с. С. 161-172.

61. Михайлова  О.Э.  К вопросу о возникновении  в Дельфте фаянсов с росписью, подражающих китайскому фарфору  / О.Э. Михайлова //  Сообщения  Государственного Эрмитажа. XIX. - Л., 1960. - 69 с. С. 19-23.

62. Науменкова  Н.Н. «Китайщина» и роль дальневосточного  искусства в искусстве Франции  первой половины XVIII века/ Н.Н. Науменкова // Тринадцатая научная конференция  «Общество и государство в  Китае»: Тезисы и доклады. - М.: Наука, 1982. - 204 с. С. 63-68.

63. Тугендхольд  А.Я. Эдгар Дега и его искусство  / А.Я. Тугендхольд // Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. - М.: Искусство, 1971. - 304 с. С. 5-43.

64. Эйзенштейн  С.М. Чет – нечет / С.М. Эйзенштейн // Восток-Запад. - М.: Наука, 1988. - 292 с. С. 234-257.

65. Юнг  К. Йога и Запад / К. Юнг  // Магический кристалл: магия глазами  ученых и чародеев. - М.: «Республика», 1994. – 528 с. С. 287-289.

 

Статьи в периодических журналах:

66. Катасонова  Е.Л. Анимэ-индустрия: проблемы  и перспектива развития / Е.Л. Катасанова // Российский японоведческий журнал. 2012. №4. С.52-58.

67. Катасанова  Е.Л. Японские комиксы-манга: возвращение  к первоистокам / Е.Л. Катасанова // Российский японоведческий журнал. 2011. №2. С. 78-92.

68. Левин  М. Немного из истории обоев / М. Левин // Искусство и быт. Сборник. 1974. №2. С. 2-9.

69. Любимов  Ю. В. Образ Другого (Восток  в европейской традиции) / Ю. В.  Любимов // Историческая психология  и социология истории. 2009. №2. С. 5-26.

70. Осипова  Э.В. Европейское и восточное  театральное искусство в метакультурном пространстве / Э.В. Осипова // «Ойкумена». 2010. №1. С. 41-54.

Справочники, словари:

71. Власов  В.Г. Новый энциклопедический  словарь изобразительного искусства:  в 10 т. Т.3. - Спб.: Азбука-классика, 2005. - 752 с. 

72. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т.5. -  Спб.: Азбука-классика, 2006. - 768 с.

 

Интернет-источники:

73. Ашкинази, С.М.  Восточные боевые искусства и  спортивные единоборства – участники  диалога культур [Электронный ресурс]  /  С.М.  Ашкинази. – Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2012/Dokladi/Ashkinazi, свободный.

74. Соколов А.Б.  «Фэн-шуй в вопросах и ответах» [Электронный ресурс] / А.Б. Соколов.  – Режим доступа: http://fengshui.ru/info/cite/glava4, свободный.

75. Филимонов  Г.Ю. Адаптация различных боевых  искусств планеты в США как  форма межцивилизационного диалога  [Электронный ресурс]  / Г.Ю. Филимонов.  – Режим доступа: http://www.georgefilimonov.com/articles/adaptation-of-martial-arts, свободный.

76. Ту Л. «Основы  Фэн-шуй» [Электронный ресурс]  / Л.  Ту. – Режим доступа: http://log-in.ru/books/osnovy-fen-shuiy-tu-lillian-fen-shuiy, свободный

 

1 Шахматова Е. В. Традиции восточного театра в эстетике Мейерхольда // Театральное искусство Востока. Особенности развития. - М., 1984. С. 102-121.

2 Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа: конец XVI-XIX век. Спб., 2003.

3 Ляхова Л.В. Мир Запада и миф Востока. Запад и Восток в тематике раннего мейсенского фарфора. Спб., 2007.

3 Ту Л. «Основы Фэн-шуй» // URL: http://log-in.ru/books/osnovy-fen-shuiy-tu-lillian-fen-shuiy.

4 Доступ к записям о данных мероприятиях: http://russian.china.org.cn/international/archive/zhongguonian/node_7014420.htm

5 Николаева Н.С. Япония – Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI - начало XX вв. М., 1996.

6 Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.).  Спб., 2003. С. 398.

7 Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.

Информация о работе Образы Востока в европейском искусстве