Общая классификация монастырей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:56, доклад

Краткое описание

Никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин.

Вложенные файлы: 1 файл

вид10.04.14.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

1.Монастырь - религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

2. Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля, казначея, духовника, благочинного(осуществлял надзор за порядком), ризничего(заведование всей церковной утварью), эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник., гостиник, больничный.

Никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин.

Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).

3.Монастыри имели функцию историко-колонизаторскаую.  За летописное время на Севере перебывало множество монастырей, монастырьков и пустыней(хранилищ исторической памяти и святыни северян), от которых не осталось ни следов, ни памяти.

Но монастырей, память о которых сохранилась, на Севере еще много. Некоторые из них достигли великой славы и могущества и оказали огромное историко-культурное влияние на формирование региона.

Современные исследования позволяют говорить о монастырях не только как источниках и центрах освоения пространств Северной Руси, но и существенных факторах формирования регионального этнического сознания северных русских. Колонизаторская роль монастырей прослеживается в отдельных сооружениях на территории селений, когда-то построенных монахами, в преданиях об участии в строительстве монастырей трудников-мирян и крестьян окрестных селений, в памяти о бывших пустынях и их основателях, в сохранении исторических святынь, связанных с подвижниками, прокладывавшими пути в эти земли и в Царство Небесное. Сакральная топография «отчетливо осознавалась и усваивалась крестьянским сознанием, и для каждого на всю жизнь становилась символом своей родины»[12].

Хранящиеся в монастырях святыни способствовали воссозданию преемственности поколений, расширению исторических взглядов северян, формированию этнического самосознания.

 

 

 

Духовно-религиозная функция. Во все времена монастырь оставался местом наиболее интенсивных молитвенных подвигов, хотя, как правило, нам известна лишь внешняя сторона монашеской жизни, т.к. монахи о себе рассказывают редко.

Сокровенная жизнь монашества невидима миру, но ее явственно ощущали крестьяне. В стремлении достичь правды, понять тайну жизни во Христе, обрести пример праведной жизни человек и шел в монастырь.

Особенно массовое паломничество было связано с монастырскими престольными праздниками и днями памяти основателей монастырей. В эти дни в обитель шла «живая, точно цепь, вереница» богомольцев; празднование становилось крупнейшим событием, объединявшим в единой соборной молитве население чуть не всего уезда и даже губернии.

С монастырями связана народная традиция обетов («заветов», «обветов») – обещаний Богу в трудных жизненных обстоятельствах.

Духовно-религиозные связи обителей с окружающим сельским миром были чрезвычайно прочными.

 

 

 

         Просветительская функция

Издавна монастыри были центрами и источниками культуры и просвещения. В них – давних хранилищах рукописных, старопечатных и более поздних книг – концентрировалось православное иконописание и рукописание. Священники и монашествующие переписывали и перерабатывали жития, службы местным святым, сказания об иконах. К ним приобщались паломники, которыми в начале XX века становились и ученики сельских школ, нередко приводимые в обители учителями и священниками.

Велика роль монастырей в деле народного образования: они были центры(амии) религиозного образования и воспитания простого народа, в них работали церковно-приходские школы для окрестного населения, особенно часто на рубеже XIX–XX вв.[65] В крупных мужских монастырях воспитывалось и получало образование немало мальчиков, особенно из бедных семей, для них тоже существовали школы[66]. Существенной была миссионерская и благотворительная деятельность монашествующих.

 

Хозяйственная функция

Монастыри сыграли особую роль и в экономике Русского Севера: владея немалым числом земельных и водных угодий, они вели на них образцовые хозяйства, способствуя распространению сельскохозяйственных и технических культур и совершенствованию технологий[67]. Во многом через монастыри осваивались и распространялись техники хозяйствования. Приходящие в монастыри и работавшие в них крестьяне вовлекались в хозяйственную деятельность и переносили воспринятые умения к себе в деревни.

Обладая обширными хозяйствами, монастыри были связаны с округой тесными хозяйственными и торговыми узами. Монахи занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, разными промыслами, выращивали овощи. Часть работ выполняли наемные работники – крестьяне ближайших деревень. В начале XX в. в монастырях содержались десятки лошадей и коров, имелись машинные жнейки, косилки, молотилки, не считая обычного крестьянского инвентаря. В деревенских лавках монашествующие покупали «церковное» и «хлебное» вино, «деревянное» и постное масло, «крупищатую» муку для просфор, рыбу, сукна, деготь.

 

 

 

4.Каждая обитель была как бы отдельным поселением и сочетала в себе все элементы православной и мирской топографии – храмы, часовни, кресты, жилые и хозяйственные сооружения. Как правило, в монастырях стояло по 2-3 храма, в XIX в. все главные храмы были каменные, а порой – еще и 2-хэтажные, с особыми престолами и приделами в каждом этаже и с отдельно стоящими колокольнями. Монастыри были обнесены каменными или деревянными оградами со святыми воротами и с башенками по углам, часто «со шпилями и флюгерами». В монастырях покрупнее имелись надвратные церкви. Помимо церковных сооружений, во всех монастырях имелись каменные или деревянные настоятельский и братский корпуса, дома с кельями для монахов и отдельные дома для проживания паломников, странников и работников. Обычными были многочисленные хозяйственные строения: амбары, погреба, бани, парники, овины, рабочие избы, конные и скотные дворы, хлевы, котельные, а также мельницы на близлежащих и отдаленных ручьях и речках – монашествующие пользовались ими сами, нанимали крестьян, сдавали в аренду.

Внутреннее убранство монастырских храмов в разных обителях отличалось степенью пышности и парадности. Наиболее торжественной была обстановка в главных храмах и в приделах в честь преподобных, давших имена монастырям: высокие резные золоченые иконостасы, иконы в серебряных ризах и окладах, богатая утварь, пышные церковные облачения. В приделах все было скромнее, иконостасы проще, с резьбой и позолотой лишь в некоторых местах. Но обстановка в монастырском храме создавалась не только богатством, но пышностью. Огромное значение имело другое: расширенный состав богослужения, сосредоточенность и истовость совершавших его иеромонахов – часто старцев-аскетов, строгие одеяния иноков и их молитвенная ревность, стройное и «благогласное» пение, сосредоточение в монастырях святынь края – мощей и могил основателей, их вещей, древних чудотворных икон, наконец, незримое духовное окормление всех присутствующих святыми покровителями обителей, молитвенное поклонение которым было существенной частью религиозной жизни северян.

Рядовые северные обители были невелики по числу монашествующих: в мужских монастырях штат насельников не превышал одного – двух десятков человек. Женских обителей было меньше, но они были крупнее, число штатных монахинь достигало полусотни человек. Но фактическое число живущих в монастырях было в 2 – 3 раза больше, так как вне штата жили так называемые «богорадники» (жившие на подаяния Бога ради). Состав монашествующих на рубеже XIX–XX веков был преимущественно крестьянский (до 2/3), среди женщин – до 3/4 штата. Число монашествующих на протяжении XIX в. постоянно росло[53]. Эти тенденции  отмечены и на общерусском материале, в частности, происходившее после 1861 г. «окрестьянивание» монастырей[54]. Многие монахи достигали вершин воздержания и подвижничества, были среди них и «великие светильники».

 

5.Типы

• Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.

• Киновия — монастырь общежитского устава

• Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.

• Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.

• Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.

• Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище.

6.Существующие у нас монастыри разделяются: а) по полу монашествующих лиц - на мужские и женские; б) по внутреннему устройству монашеской жизни - на общежительные и необщежительные (по древнему -киновии и скиты в) Про своему содержанию монастыри разделяются на штатные и заштатные; первые получают от казны назначенное пособие (взамен отобранных в 18-м столетии имений) и число братьев для них определено (Послушники и послушницы к составу братии не принадлежат); последние содержатся исключительно на свои средства и принимают столько братьев, сколько смогут содержать.

 7.Приблизительная классификационная таблица  монастырских комплексов:

по времени  постройки:

-монастыри I этапа – древнерусские – ХIII – ХVII вв. – 6 обителей;

-монастыри  II этапа – ХVIII - первая половина ХIХ в. – 10 обителей;

-монастыри  III этапа – 2 половина ХIХ – начало ХХ в. – 17 обителей;

по  религиозной  направленности:

-православные монастыри

-старообрядческие монастыри

-единоверческие монастыри

по  расположению  в  системе  расселения:

-городские  монастыри 

-сельские  монастыри

-монастыри, расположенные  в природном окружении

по  типу  взаимосвязи  с  природным  ландшафтом: на острове; на равнинной местности; на холмистом рельефе; на возвышенности; на берегу реки, озера; на крутом речном берегу; в лесной местности; на мысу между оврагами; на террасах со значительным  перепадом  высот; на  заливных  лугах;

  по стилистической направленности Монастыри  в формах древнерусского зодчества, с элементами архитектуры барокко, классицистические, монастыри эпохи эклектики, а также  монастыри, архитектурные ансамбли которых сложились в течение длительного времени, объединяя в себе разновременные и разностилевые черты;

  по планировочной структуре преимущественное  использование получили следующие приемы планировки:

-с центральным расположением  главного собора;

-с центральным расположением  группы зданий;

-с выделением площади  перед главными зданиями;

-с пространственно-осевым  расположением зданий;

-с фронтальным расположением  основных зданий;

 

 

 

9.Общежительный монастырь 
1. Собственность у монахов общая. Также соблюдаются единые для всех требования: 
общая молитва, общая трапеза, одинаковая одежда 
2. Данная форма монашества (греч. «киновия») возникла на рубеже III –IV вв. 
3. Все современные монастыри Русской православной церкви общежительные. 
 
Особожительный монастырь 
1. собственность у монахов частная: у них нет общей трапезы и одинаковых одежд, а за выполнение послушаний они получают от монастыря деньги. Каждый монах живёт либо в отдельно стоящей келье, либо в одной из келий братского корпуса. Он самостоятельно определяет, как и сколько молиться, какую духовную литературу читать и т.д. Общее богослужение совершается лишь по воскресным дням. 
2. Данная форма монашества (греч. «идиоритма» — «своеобразный», «особенный») была учреждена на Афоне (Греция) в ХIII в. И сохранялась до середины ХХ в., когда освобожительные монастыри были преобразованы в киновии.

Скит 
1. Нечто среднее между киновией и идиоритмой.

2. Скитничество широко распространено на Афоне, где в настоящее время насчитывается 11 скитов. В греческой традиции скит – это объединение калив (хижин) и келий, принадлежащих какому-либо монастырю. В каждой каливе живут один-два монаха, в келье- старец- наставник с послушниками (до 20 человек). Все монахи скита собираются в субботние, воскресные и праздничные дни в своем главном храме. Для решения общих вопросов, касающихся, в основном, связей с внешним миром, братией избирается дикей (греч. «справедливый») сроком на один год. Устав скита строже устава киновии. В широком смысле скитничество – это жизнь рядом со старцем, со смертью которого преемнику передаются его полномочия, и тот должен продолжать духовную традицию своего предшественника.

Пустынь 
Иногда тот или иной монастырь называют пустынью. Это слово указывает, что данный монастырь возник в пустынном, т.е. глухом и безлюдном месте и первоначально представлял собой небольшую уединенную обитель или просто келью. Так, например. возникла Оптина пустынь – по преданию, в пустынной местности поселился некогда разбойник Опт (или Опта), обратившийся от разбоя к покаянию. Позже на этом месте образовался монастырь. 
«Пустынь» — исторически – топонимическое обозначение. Нередко уже не соответствует состоянию, в каком монастырь существует в настоящее время. Многие пустыни с конца ХVIII в. Превратились в крупные монастыри. К началу ХХ в. В России было 74 мужских и 12 женских пустыней. Самые известные из них – Оптина, Саровская и Нилова Столобенская.  

По форме материально – общественной организации жизни пустынь – это особый вид общежительного монастыря

 

9.Комплексный анализ архитектуры монастырей второй половины ХVIII – первой половины ХIХ вв.

-градостроительный  аспект: расположение монастырей  в городской черте и на окраине  города; основными принципами построения  монастырского комплекса становятся  регулярность, геометрическая правильность, рациональность, симметрия, которые  отражаются в квадратных и  прямоугольных очертаниях планов;

-планировочный аспект: распространенным типом планировочной структуры монастырей становятся комплексы с центральным расположением главного храма с колокольней и  с формированием площади перед главным храмом;

-композиционный аспект: объемно-пространственные композиции монастырей определяются разнообразием планировочных схем, прямоугольным замкнутым контуром монастырских стен, иерархией высот сооружений (убыванием высот от центра к периферии и подчеркиванием главной центральной композиционной оси), стремлением к созданию единого целостного архитектурного ансамбля;

-типологический аспект: выявлены основные типы зданий  и сооружений‒ главный храм (тип  – крестовокупольный четырехстолпный или бесстолпный, завершенный одной, пятью главами или куполами), колокольня (преи-мущественно трех-четырехъярусная), кельи (одно-двухэтажные) галерейного типа (преимущественно периметрального расположения), церкви (тип – бесстолпные, одноглавые), трапезные (зального типа, объединенные с церквями), хозпостройки (одноэтажные);

-стилистический аспект: преобладающие стили – русский  классицизм (использование ордеров: ионического, дорического, коринфского, куполов, портиков, руста) и классицизм  с мотивами барокко (криволинейные  очертания кровли, карнизов, аттиков, наличников окон, шпилеобразные  завершения куполов).

Информация о работе Общая классификация монастырей России