Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 18:20, контрольная работа
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни.
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга.
Введение. 3
1. Определение и виды скульптуры. Средства выразительности. 4-5
2. Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. 6
3. Ознакомление детей со скульптурой. Особенности восприятия скульптуры детьми. 7-9
4. Методика ознакомления детей со скульптурой. 9-13
5. Перспективное планирование занятий с детьми старшей группы
по теме: «Скульптура». 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Содержание:
Введение.
по теме: «Скульптура».
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни.
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга.
Лепка - один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
Через образы животных скульптор передает обобщенное понимание животного мира. Эмоциональное восприятие художественного образа, понимание специфики языка искусства формирует у детей постепенно эстетические суждения, оценки, начальные формы эстетического сознания.
Период дошкольного детства наиболее благоприятный для художественно-творческого воспитания и развития ребенка.
У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют и на формирование нравственных чувств.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.
Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
1.Определение и виды скульптуры. Средства выразительности.
Скульптура (лат. sculpture, от sculpo - высекать, вырезать) - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин).
Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое, которые занимают трехмерное пространство.
Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.
Средства изобразительности и выразительности скульптуры - свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени. Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон.
Главное средство выражения в скульптуре - ее объем. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.
Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т.д. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека.
Скульптура по своему назначению подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. В каждой из этих областей применяются круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура – это полнообъемное изображение, которое может быть обозреваемо со всех сторон. Рельеф – это неполная объемная форма, частично выступающая над плоскостью. Рельеф имеет разновидности: барельеф - фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф - изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.
Монументальная скульптура создается для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения, отличаются единством содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом и отражают значительные исторические события, создаются в честь выдающихся людей. К данному виду скульптуры относятся памятники, монументы, мемориальные сооружения, скульптурные композиции.
Станковая скульптура не связана с предметным окружением и архитектурой конкретного интерьера, предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров; рассчитана на восприятие с близкого расстояния, предполагает продолжительный контакт со зрителем и побуждает его к сопереживанию. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.
Декоративная скульптура объединяет многообразные средства пластического украшения городов, зданий и сооружений, садов и парков, общественных и частных интерьеров. Включает монументально-декоративную скульптуру (оформление архитектурных построек, садово-парковая скульптура, пластические детали оград, фонтанов), городскую скульптуру (декоративные статуи, группы, рельефы, орнаментальные композиции), мелкую пластику (украшение общественного и частного быта).
2. Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства.
Познание
искусства невозможно без знания красоты
конкретных качеств (цвет, форма, строение
и др.). Ознакомление с произведениями
изобразительного искусства призвано
содействовать всестороннему развитию
личности ребенка, обогащению его духовного
мира.
Педагоги рассматривают эстетические объекты искусства с позиции развития восприятия, оценки и деятельности, которые формируют отношение детей к красоте. Красота это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Благодаря красоте окружающего мира, изобразительному искусству у ребёнка появляется интерес, потребность к образному познанию действительности. По данным исследования Т.С. Комаровой: оценивая прекрасное в искусстве, дети не выделяют внутреннюю красоту человека, а вкладывают в это понятие различный смысл (быт, украшение и др.). И положение меняется при соответствующем обучении, когда воспитывается восприятие духовных ценностей, когда красота наполняется конкретным содержанием.
Специфика формирования эстетического отношения на этапе дошкольного детства определяется в первую очередь способами восприятия мира ребенком. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами.
Оптимальный путь для реализации этой цели - формирование эстетического отношения к искусству и посредством искусства. Цель знакомства с искусством - введение детей дошкольного возраста в мир прекрасного, обогащение их эмоционального представления о людях, их духовной красоте; формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Достижение этих целей осуществляется через следующие задачи:
1) Приобщение
детей к эстетическим
2) Развитие
готовности личности к
3) Овладение
эстетическим и культурным
4) Развитие
потребности строить жизнь и
деятельность по законам
5) Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.
6) Знакомить
детей с произведениями разных
видов искусства (живопись, народное
и декоративно-прикладное
7) Включение
ребенка в активную
-формирование
первичных умений и навыков
в различных видах
- воспитывать
желание активно вносить
8) Развитие
творческих способностей в
9) Поддерживать
стремление самостоятельно
10) Создавать
условия для свободного, самостоятельного,
разнопланового
Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
3. Ознакомление детей со
В окружающей действительности дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и их необходимо научить понимать специфику «языка» скульптуры.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста (специфику психики, малый жизненный и художественный опыт), в работе с детьми целесообразно использовать, прежде всего, скульптуру малых форм, особенно анималистического жанра. Она особенно близка к восприятию ребенка и привлекает его внимание фактурой материала (терракота, стекло, дерево, фарфор, кость), цветом, размером, декоративностью. При восприятии образов мелкой пластики большое значение имеет понимание роли цвета. Скульптор использует натуральный цвет материала или предусматривает роспись по законченной и разработанной в деталях форме. Введение цвета значительно усиливает звучание таких произведений, облегчает постижение художественного образа. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного.
Во время занятий дети могут зрительно и тактильно обследовать скульптуру. Сначала вся фигура воспринимается в целом, а затем внимание ребенка направляется на детали. Это расширяет знания детей о различных событиях и явлениях жизни, Они познают различные возможности изображения знакомых им событий, животных, людей, понимают как красиво и разнообразно можно их вылепить.
Использование скульптуры на занятиях по лепке значительно обогащает процесс создания детьми пластического образа, выбор ими наиболее выразительных средств для передачи своего замысла.
С целью знакомства детей со скульптурой рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Дети сначала под руководством воспитателя организованно рассматривают выставку, а затем самостоятельно рассматривают то, что им особенно понравилось. Систематически рассматривая скульптуру с детьми, воспитатель обогатит их восприятие.
Существуют различия между восприятием скульптуры у младших и старших дошкольников. Для детей 3-4 лет характерно «действенно-игровое» отношение к образам искусства как к обычным предметам. Эмоциональные впечатления у них возникают чаще от сенсорных свойств и качеств: форма, цвет, фактура. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества, так как ребенок придумывает рассказы про этих животных. До шестого года жизни дети не отличают от игрушки, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. К семи годам дети уже правильно определяют назначение скульптуры («для памяти», «для украшения»), вспоминают (по фотографиям) отдельные образы монументальной, станковой скульптуры, а мелкую пластику, как правило, не смешивают с игрушкой. Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, отдельными сенсорными признаками (формой, цветом). Однако и у тех и других отсутствуют в речи слова «скульптура», «скульптор». Они заменяют их другими: «памятник», «сувенир».
Информация о работе Ознакомление дошкольников со скульптурой как видом изобразительного искусства