Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:54, реферат
С самого начала своей трудовой деятельности, человек шел путем дизайна – путем улучшения данных природой объектов, путем совершенствования и соединения, что превращало их в орудия труда, в полезные предметы. Позже к этому пути дизайна прибавился еще путь изобретательства, путь создания принципиально новых структур и открытия неизвестных до этого закономерностей.
В эпоху античности считалось, что существует некое «триединство» предметного мира. Вещь должна быть технически совершенна, прочна, надежна, экономна по конструкции и приспособлена к своей основной функции.
Скульптура.
Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях.
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы.
«Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда- то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Скульпторы
эллинистической эпохи
Примером этого может служить статуя работы Агесандра - «Афродита Милосская» (II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.
Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса Родосского» 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света».
Особенно
велико было влияние культуры эллинизма
на римскую культуру: в Рим были вывезены
многие произведения искусства, библиотеки,
образованные раба и т.д., которые обогатили
латинскую культуру, что красноречиво
подтверждают слова римского поэта Горация:
«Греция, пленницей став, победителей
грубых пленила. В Лациум сельский искусства
внесла.»
В отличие от других предметов древних культур, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре, так и в предметном мире. Древнегреческий ордер был построен на любовании несущих и несомых элементов. То же самое наблюдается и в предметном мире: в мебели, где конструкции явно выявляются и конкретизируются. Также для предметного мира Древней Греции характерна связь предметного мира с человеком. Формы наиболее гармонично сочетаются с человеческим телом, а иногда мебель повторяет форму сидящего человека.
Еще
древний неосознанный дизайн прошел
несколько важных этапов развития.
Первый, когда создавались отдельные предметы
или части предметов. Второй, когда начали
компоноваться не только сами предметы,
но и принципы обработки этих предметов,
то есть к предмету прикладывалось украшение,
и дизайн уже стал двуединым явлением,
полезность в нем начала сочетаться с
поверхностной обработкой формы, осуществляемой
сначала в магических, а позже в чисто
эстетических целях. Третий период фиксируется
в античности. Происходит дифференциация
понятия полезности. Предмет компонуется
так, чтобы он не только хорошо выполнял
свою основную функцию, но и был удобен
для человека, для его руки, для его тела.
7. Список использованной литературы
1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В./Мировая художественная
культура. Западная Европа и Ближний Восток. - М:1997
2. Белогрудов О.А. /Культурология: конспект для студентов и преподавателей
технических и гуманитарных вузов России. - М:ГИС, 1997
3. Любимов Л. /Искусство древнего мира: Кн.для чтения. - 2-е изд. -
М.:Просвещение, 1980.
4. Лисичкина О.Б./Мировая художественная культура. Часть 1 - С-
Пб.:Специальная литература, 1997.
Информация о работе Органичность и целостность предметного мира Древней Греции