Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:49, реферат
Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет.
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО
– ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Факультета управления
Кафедра социологии и управления
Реферат по дисциплине:
« Психология делового общения»
Основные компоненты духовной культуры
Выполнил:
Студент 4 курса
Факультета управления
Группы 3УП2
Джайсвал Сантош
Проверила:
Старший преподаватель
Кафедры социологии и управления
Дворянинова И.С.
Москва
2012
Содержание
Введение
Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.
Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Мы живём в новом веке, ещё не сделано множества великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.
Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И всё-таки есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое – это наша культура.
Компоненты духовная культура
1.1 Духовная культура
Помимо экономической, социальной
и политической сфер жизни людей,
цивилизация включает еще один очень
важный момент — культуру. Степень
развития культуры показывает достижения
конкретной исторической цивилизации,
определяет ее место в ряду существовавших,
современных и будущих
Термин «культура» — латинского
происхождения. Первоначально он означал
«возделывание, культивирование почвы»,
но в дальнейшем получил более
общее значение. Культуру изучают
многие науки (археология, этнография,
история, эстетика и др.), и каждая
дает ей свое определение. Не случайно
в мировой литературе насчитывается
до 500 определений культуры. Обратимся
к одному из них, наиболее часто встречающемуся
в общественных науках. В самом
общем смысле под культурой ученые-
Различают материальную и
духовную культуру. Материальная культура
создается в процессе материального
производства (продуктами ее являются
станки, оборудование, здания и т. д.).
Духовная культура включает в себя
процесс духовного творчества и
созданные при этом духовные ценности
в виде музыки, картин, научных открытий,
религиозных учений и т. п. Все
элементы материальной и духовной культуры
неразрывно связаны между собой.
Материальная производственная деятельность
человека лежит в основе его деятельности
в других областях жизни; вместе с
тем результаты его мыслительной
(духовной) деятельности материализуются,
превращаются в материальные объекты
— вещи, технические средства, произведения
искусства и т. д. Например, наши знания
в электронной технике
Итак, культура является существенной
характеристикой жизни
1.2 Духовная культура личности
Анализ проблем духовной
жизни общества, вопросов, связанных
с его культурой, во многом зависят
от особенностей подхода к определению
последней. Ныне существует большое
количество определений этого понятия.
Данное многообразие обусловлено прежде
всего объективной
Каждая из наук, изучающих
вопросы культуры, исходя из своего
предмета исследования, выявляет те её
стороны и отношения, которые
попадают в спектр рассмотрения данной
науки. Возрастание роли культуры в
жизни общества, успехи, достигнутые
в научно – теоретической мысли,
во многом обусловили усиления внимания
обществоведов к теоретико-
История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу, как писал К.Маркс, принимался «только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд».
В противовес природе культура
обозначала духовное начало, духовные
способности и возможности
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально–экономических отношений до окружающей воспитуемого морально–психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.
Формирование культуры личности,
включающее в себя действие как объективных,
так и субъективных факторов, взаимодействующих
между собой, происходит не только в
результате сознательного и
Мир материальных предметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.
Объективные условия формирования
культуры подрастающего поколения
не всегда достаточно точно и полно
отражают особенности его возрастного,
профессионального и
Этим объясняется значение комплексного, системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему.
В своей работе «Духовная
жизнь общества» А.К.Уледов даёт
определение духовной жизни общества,
как реальный процесс существования
людей, способ общественной деятельности
и в то же самое время самостоятельную
сферу, связанную с производством
и распространением сознания, удовлетворения
их духовных потребностей. Духовная же
культура рассматривается как
Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.
По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.
Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления гармонически развитой, общественно активной личности.
«Духовное выживание возможно»
- так считали участники
Б.Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека. «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства? Сейчас, например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО? Без искусства – от первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак, искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования».
Основные компоненты культуры
2.1 Традиции и новаторство в культуре
У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.
Устойчивая сторона культуры
– это культурная традиция, благодаря
которой происходит накопление и
трансляция человеческого опыта
в истории, и каждое новое поколение
людей может актуализировать
этот опыт, опираясь в своей деятельности
на созданное предшествующими
В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Такова в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.