Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 11:56, контрольная работа
Темпера - очень древняя и в то же время очень современная живописная техника. До изобретения масляной краски темпера являлась одним из основных живописных материалов. Многие художники работают темперой и сегодня, используя ее в монументально-декоративной и станковой живописи, графике, оформительской работе. Такой широкий диапазон применения темперы и интерес к ней неслучаен. Как изобразительный материал, темпера обладает целым рядом привлекательных качеств.
Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит.
Введение………………………………………………………………….3
I глава.
Что такое темперные краски……………………………………………4
II глава
1.1 Виды темперы.………………………………………………………5
1.2. Достоинства и недостатки темперы………………………………7
2.1. Темперная живопись……………………………………………….8
2.2. .Современная и старинная темперная живопись………………..12
Заключение……………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………….18
2.2.Современная и старинная темперная живопись
Склеивающие способности яйца
настолько очевидны, что мысль применения
его в живописи в качестве связующего
вещества красок не могла не зародиться
уже в глубокой древности. Один из древнейших
письменных документов, которым является
«Натуральная история» Плиния, трактуя
о краске «purpu-rissum», сообщает нам, что для
применения в живописи она смешивалась
с яичным желтком. Весьма возможно, что
уже древние египтяне пользовались яйцом
для целей живописи.
В средние века яйцо как связующее вещество
красок уже очень популярно и широко применяется
в стенной и станковой живописи этого
времени. Яичная темпера, вполне отвечавшая
запросам средневекового живописца, удерживается
в живописи не только до усовершенствования
масляных красок, но долго еще по традиции
применяется наряду с ними. Со времен древнерусской
живописи применение яйца в живописи сохранилось
до сего дня. В бывших иконописных мастерских
Владимирской губернии, в селах Палех,
Холуй и Мстера и в некоторых других местах
писали и пишут по настоящее время на яичном
желтке.
Связующее
вещество современной темперы состоит
из искусственной эмульсии.
Время открытия этого нового вещества
для красок, получившего такую популярность
в современной живописи, трудно в настоящее
время восстановить с точностью. Во всяком
случае искусственная эмульсия, состоявшая
из масла и яйца, была известна уже в средние
века, но она имела применение лишь для
медицинских и косметических целей. Имеются
также сведения, что в средние века в Испании
пользовались в живописи эмульсией, состоявшей
из раствора казеина и масла. Вазари, говоря
о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти
писал темперой, состоявшей из яичного
желтка с масляным лаком, но тут же прибавляет,
что темпера этого состава не имела всеобщего
употребления. Все эти исторические данные
ясно указывают на то, что современная
темпера получила свое начало еще в отдаленные
времена, но вместе с тем не получила в
свое время должной оценки и развития.
Развитие темперы с искусственной эмульсией
наблюдается лишь в самое позднейшее время.
* Образцами темперы, крытой лаком, могут
служить многие эрмитажные произведения.
Успех современной темперы нельзя объяснить
одним лишь недовольством и усталостью
по отношению к маслу, наблюдающимися
у позднейших живописцев; напротив, он
является следствием ее несомненных достоинств,
перед которыми пасует обычная в наше
время масляная живопись.
Проводя параллель между средневековой
и современной темперой, нельзя не заметить,
что все преимущества будут на стороне
последней. Связующее вещество современной
темперы (в лучших ее видах) обладает большей
прочностью, нежели таковое же старинной,
так как содержит в своем составе кроме
яйца или казеина масла и смолы. Живопись,
исполненная желтковой темперой, для закрепления
ее красок нуждается в лаке, так как долгое
время способна растворяться водою, между
тем как современная темпера, в состав
которой входят скоро высыхающие масла,
становится нерастворимой в самый короткий
срок и поэтому не нуждается в лаке, если
последний не представляет интереса для
художника. Техника средневековой желтковой
темперы, предназначавшейся главным образом
для станковой живописи с ее водянистыми
красками и особыми приемами, слишком
устарела для нашего времени и вряд ли
может удовлетворить кого-либо из современных
живописцев, тогда как новая темпера благодаря
своему составу не нуждается в особых
приемах и, предоставляя живописцу полную
в этом отношении свободу, вполне отвечает
современной манере живописи.
В приготовлении темперы принимает участие
искусственная эмульсия, и потому для
правильного составления ее необходимо
иметь ясное представление об эмульсии
вообще.
Эмульсия. При взбалтывании
растительного масла с водой получается
непрозрачная мутная жидкость, которая
очень быстро распадается на свои составные
части. Если же присоединить к воде какие-либо
вещества, растворяющиеся в ней и придающие
ей большую плотность, например гумми-арабик,
клеи И т. п., то при том же условии получается
более тесное смешение названных жидкостей,
и распадение такой смеси сильно замедляется.
Это механическое смешение воды и масла,
при котором масло удерживается во взвешенном
состоянии, будучи в мельчайшем раздроблении,
в водном клеевом растворе называется,
как известно, эмульсией. В том случае,
если клеевого раствора взято больше по
объему, чем масла, получившаяся эмульсия
будет состоять из мельчайших масляных
шариков, обволакиваемых раствором клея,
который займет место и на поверхности
эмульсии; если же масла взято больше,
чем клеевого раствора, то последний разобьется
на мелкие шарики, которые будут плавать
в масле.
Эмульсии разделяются на естественные
и искусственные. К первым из них принадлежат
эмульсии натурального происхождения:
молоко, яичный желток, сок различных растений
и др. Многие из них отличаются большой
прочностью. Вторые получаются искусственным
путем и служат для медицинских и технических
целей.
Прочность искусственных эмульсий также
может быть велика и зависит всецело от
составных ее элементов, способов их приготовления,
а также способов хранения.
Каждая из эмульсий состоит из трех элементов:
воды — ее основы, эмульгирующего вещества,
состоящего из различных видов (гумми-арабика,
казеина и т. п.), и, наконец, эмульгируемого
вещества: масла, бальзамов и других подобных
им веществ.
По своему составу эмульсии разделяются
на два вида. К первому из них относятся
эмульсии чисто механического порядка,
т. е. такие, в которых масло находится
в состоянии мельчайших шариков, взвешенных
в клеевых растворах. К такого рода эмульсиям
относятся клеевые и гумми-арабиковые
искусственные эмульсии. Непременным
условием для удачного приготовления
подобных эмульсий является составление
соответствующих клеевых растворов, которые
должны или иметь одинаковый с маслом
удельный вес, или же приближаться по своей
плотности к этой норме; в противном случае
растворы гумми-арабика и особенно клея
не будут способны эмульгировать масла.
Гумми-арабик сравнительно с клеем обладает
большей притягательной силой по отношению
к маслу и, следовательно, представляет
собой более сильно эмульгирующий агент,
нежели клей, и потому легче образует эмульсию
с маслом, чем клей.
Ко второму виду эмульсий принадлежат
такого рода эмульсии, в которых эмульгирующее
вещество имеет способность изменять
форму частичек масла, т. е. препятствовать
ему принимать вид шариков, уменьшая поверхностное
натяжение в масле, и потому в подобных
эмульсиях наблюдается еще более тонкое
разделение частиц масла, нежели в первых
видах эмульсий. Таковой способностью
обладают, между прочим, казеиновые растворы,
вителлин (яйца), бычья желчь и растворы
мыла. Прочность эмульсии при одинаковых
условиях зависит от силы ее эмульгирующего
вещества. Яичный желток является идеальной
эмульсией натурального происхождения.
К эмульгирующим веществам,
применяющимся на практике, принадлежат:
клей, казеин, белок и желток яйца, гумми-арабик,
декстрин, трагант, мучной клейстер и мыло.
Последнее представляет эмульгирующее
вещество большой силы, и потому примесь
его к веществам, имеющим слабую силу,
например к клею или гумми-арабику, может
в известных случаях быть полезной. Нашатырный
спирт и другие растворители казеина также
содействуют образованию эмульсий. Еще
более энергично в этом отношении действуют
едкие щелочи, введения которых в эмульсию
следует, однако, безусловно избегать,
так как, наг ходясь в свободном состоянии
в ней, они могут разрушающим образом действовать
на краски, чувствительные к щелочам.
Масла и лаки, вводимые
в эмульсию, с различной степенью легкости
преобразуются в эмульсию; масло легче
и в большем количестве может быть введено
в эмульсию, нежели лаки, особенно те из
них, которые состоят из эфирных масел
и смол. Сгущенные на воздухе, т. е. окислившиеся,
масла имеют большую способность образовывать
эмульсию, притом даже с совершенно чистой
водой.
Составляя эмульсии, необходимо с большой
постепенностью вводить масло и лаки в
клеевые и прочие растворы, так как в противном
случае может произойти быстрое распадение
эмульсии. Правильно составленная эмульсия
сохраняет свой вид очень долгое время
и легко разводится любым количеством
воды.
Разложению слабых (гумми-арабиковых)
эмульсий содействуют тепло и примесь
спирта; крепкие же эмульсии выносят тепло,
но также страдают от спирта.
Масло, входящее в виде эмульсии в состав
связующего вещества красок и грунта,
делает последние эластичными и не способными
к растрескиванию, так как частицы яйца,
клея и т. п., легко растрескивающиеся при
употреблении их в чи-стом виде и в большом
количестве, разъединяются в данном случае
маслом. В засохшей эмульсии частицы масла
остаются в раздробленном состоянии, и
масло в этом виде не проявляет тех отрицательных
свойств, которые обнаруживаются так явственно
в слоях масляной живописи (где оно представляет
всю массу связующего вещества), а служит
лишь укреплением темперы.
Заключение
В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.
Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.
Список литературы
http://www.ukoha.ru/article/
http://supergallery.ru/