Содержание
- Введение
3
- Эстетика импрессионизма в живописи
4
- Эстетика импрессионизма в литературе
8
- Эстетика импрессионизма в музыке
10
- Заключение
13
- Список использованной литературы
15
- Введение
Импрессионизм — мастерское
владение цветом, светотенью, умение передать
пестроту, многокрасочность жизни, радость
бытия, зафиксировать мимолетные моменты
освещенности и общего состояния окружающего
изменчивого мира, передать пленэр — игру
света и теней вокруг человека и вещей,
воздушную среду, естественное освещение,
придающее эстетический вид изображаемому
предмету.
Актуальность выбранной темы объясняется
необходимостью изучения данного направления
французского искусства с целью понять
культурную ценность эстетики импрессионизма
и оценить его культурное наследие с современной
точки зрения.
Объектом работы является импрессионизм
– направление в искусстве, зародившееся
во Франции в последней трети 19 века. Предмет
работы – особенности эстетики импрессионизма.
Цель работы – раскрыть особенности
эстетики импрессионизма. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить художественное направление
– импрессионизм;
- рассмотреть отражение импрессионизма
в литературе и музыке;
- раскрыть особенности эстетики
импрессионизма.
В работе были использованы труды отечественных
авторов. Книга Л. Г. Андреева «Импрессионизм
= Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать»
посвящена импрессионистическому искусству
и литературе Европейских стран. Импрессионизм
рассматривается как художественное течение,
выражающее особое видение мира и человека.
Автор анализирует формы и способы эстетического
взаимодействия импрессионизма и символизма,
натурализма, неоромантизма. В учебнике
Т. В. Ильиной «История искусств. Западноевропейское
искусство» кратко изложена история западноевропейского
искусства от античности до наших дней,
последовательно прослеживаются характеристики
его основных этапов.
- Эстетика импрессионизма в
живописи
Импрессионизм (франц. impressionnisme,
от impression — впечатление) - направление
в искусстве последней трети 19 — начале
20 вв. Импрессионизм сложился во французской
живописи конца 1860 — начала 1870-х гг. В пору
его зрелости (1870-е — 1-я половина 1880-х гг.)
Импрессионизм представляла группа художников
(К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро,
А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся
для борьбы за обновление искусства и
преодоление официального салонного академизма
и организовавших с этой целью с 1874 по
1886 8 выставок.
Э. Мане, который ещё в 1860-е гг.
предопределил направленность импрессионизма
и который также и в 1870—80-е гг. был с ним
во многом связан, не входил в эту группу.
Название «импрессионизм» возникло после
выставки 1874, на которой экспонировалась
картина К. Моне «Впечатление. Восходящее
солнце» («Impression, Soleil levant», 1872, ныне в Музее
Мармоттан, Париж).
Эстетика импрессионизма продолжает
начатое реалистическим искусством 1840—60-х
гг. освобождение от условности классицизма,
романтизма и академизма и утверждает
красоту повседневной действительности,
простых, демократичных мотивов, добивается
живой достоверности изображения. Импрессионизм
делает эстетически значимой подлинную,
современную жизнь в её естественности,
во всём богатстве и сверкании её красок,
запечатлевая видимый мир в присущей ему
постоянной изменчивости, воссоздавая
единство человека и окружающей его среды.
Акцентируя как бы случайно пойманный
взглядом преходящий момент непрерывного
течения жизни, импрессионисты отказываются
от повествования, от фабулы. В своих пейзажах,
портретах, многофигурных композициях
художники стремятся сохранить непредвзятость,
силу и свежесть «первого впечатления»,
которое позволяет схватить в увиденном
неповторимо характерное, не вдаваясь
в отдельные детали. Изображая мир как
вечно меняющееся оптическое явление,
импрессионизма не стремится к подчёркиванию
его постоянных, глубинных качеств. Познание
мира в эстетике импрессионизма основывается
главным образом на изощрённой наблюдательности,
визуальном опыте художника, использующего
для достижения художественной убедительности
произведения и законы естественного
оптического восприятия. Процесс этого
восприятия, его динамика отражаются в
структуре произведения, которая, в свою
очередь, активно направляет ход восприятия
картины зрителем. Однако подчёркнутый
эмпиризм метода импрессионизма, роднивший
его с натурализмом, порою приводил представителей
этого направления в искусстве к самодовлеющим
визуально-живописным опытам, ограничивающим
возможности художественного познания
сущностных моментов действительности.
В целом произведения импрессионистов
отличаются жизнерадостностью, увлечённостью
чувственной красотой мира; и лишь в некоторых
работах Дега и Мане присутствуют горькие,
саркастические ноты.
Импрессионисты впервые создают
многогранную картину повседневной жизни
современного города, передавая своеобразие
его пейзажа и облика населяющих его людей,
их быта и реже — труда; в импрессионизме
появляется также тема специфически городских
развлечений. Вместе с тем в эстетике импрессионизма.
ослабевает момент социальной критики.
Стремясь к правдивому изображению близкой
человеку обыденной природы, импрессионисты-пейзажисты
(особенно Писсарро и Сислей) развивают
традиции барбизонской школы. Продолжив
пленэрные искания Дж. Констебла, барбизонцев,
а также К. Коро, Э. Будена и Я. Б. Йонгкинда,
импрессионисты разработали законченную
систему пленэра. В их пейзажах будничный
мотив часто преображается всепроникающим,
подвижным солнечным светом, вносящим
в картину ощущение праздничности. Работа
над картиной непосредственно на открытом
воздухе дала возможность воспроизводить
природу во всей её реальной живости, тонко
анализировать и мгновенно запечатлевать
её переходные состояния, улавливать малейшие
изменения цвета, появляющиеся под воздействием
вибрирующей и текучей свето-воздушной
среды (органично объединяющей человека
и природу), которая порой становится в
импрессионизме самостоятельным объектом
изображения (главным образом в произведениях
Моне).
Чтобы сохранить в картине свежесть
и разнообразие красок натуры, импрессионисты
(за исключением Дега) создали живописную
систему, которая отличается разложением
сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением
раздельных мазков чистого цвета, как
бы смешивающихся в глазу зрителя, светлой
и яркой цветовой гаммой, богатством валёров
и рефлексов, цветными тенями. Объёмные
формы как бы растворяются в окутывающей
их свето-воздушной оболочке, дематериализуются,
обретают зыбкость очертаний: игра разнообразных
мазков, пастозных и жидких, придаёт красочному
слою трепетность, рельефность; тем самым
создаётся своеобразное впечатление незаконченности,
формирования образа на глазах у созерцающего
полотно человека. Всё это связано со стремлением
художника сохранить в картине эффект
импровизации, который в предшествующее
импрессионизму время допускался только
в этюдах и который обычно пропадал при
переработке их в законченные произведения.
Таким образом, в импрессионизме происходит
сближение этюда и картины, а нередко и
слияние нескольких стадий работы в один
непрерывный процесс. Импрессионистическая
картина представляет собой отдельный
кадр, фрагмент подвижного мира. Этим объясняются,
с одной стороны, равноценность всех частей
картины, одновременно рождающихся под
кистью художника и одинаково участвующих
в образном построении произведения; с
другой стороны — кажущиеся случайность
и неуравновешенность, асимметрия композиции,
смелые срезы фигур, неожиданные точки
зрения и сложные ракурсы, активизирующие
пространственное построение; теряя глубину,
пространство порой «выворачивается»
на плоскость или же уходит в бесконечность.
К середине 1880-х гг. импрессионизм,
исчерпав свои возможности как целостной
системы и единого направления, распадается,
дав импульсы для последующей эволюции
искусства. Эстетика импрессионизма ввела
в искусство новые темы, осмыслив эстетическую
значимость многих сторон реальности.
Произведения зрелого импрессионизма
отличаются яркой и непосредственной
жизненностью. В то же время для импрессионизма
характерно и выявление эстетической
самоценности и новых выразительных возможностей
цвета, подчёркнутая эстетизация способа
выполнения, обнажение формальной структуры
произведения; именно эти черты, только
зарождающиеся в импрессионизме, получают
дальнейшее развитие в неоимпрессионизме,
постимпрессионизме.
В 1880—1910-х гг. эстетика импрессионизма
оказала значительное влияние на многих
живописцев других стран (М. Либерман,
Л. Коринт в Германии; К. А. Коровин, В. А.
Серов, И. Э. Грабарь, ранний М. В. Ларионов
в России и др.), которое проявилось в освоении
новых сторон действительности, в овладении
эффектами пленэра, высветлении палитры,
эскизности манеры, усвоении отдельных
технических приёмов. Некоторые принципы
импрессионизма — передача мгновенного
движения, текучесть формы — в различной
степени сказались в скульптуре 1880—1910-х
гг. (у Э. Дега и О. Родена во Франции, М.
Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С.
Голубкиной в России); в то же время повышенная
живописность импрессионистической скульптуры
вступала порой в противоречие с осязательностью
и телесностью, присущими самой природе
скульптурного образа. Традиции импрессионизма
ощутимы во многих реалистических течениях
в искусстве 20 в. Эстетика импрессионизма
оказала влияние на развитие выразительных
средств в литературе, музыке и театре;
однако в этих видах искусства импрессионизм
не стал целостной художественной системой
этапного значения.
- Эстетика импрессионизма в
литературе
Импрессионизм в литературе
распространился в последней трети 19 -
начале 20 вв. В литературе он так и не сложился
как отдельное направление. Скорее можно
говорить о чертах импрессионизма внутри
разных направлений эпохи, прежде всего
внутри натурализма и символизма.
Символизм стремился вернуть
в искусство представление об идеальном,
о высшей сущности, скрытой за обыденными
предметами. Видимость мира пронизана
бесчисленными намеками на эту скрытую
сущность - таков главный постулат символизма.
Но поскольку идеальное открывается поэту
через видимые объекты в мгновенном впечатлении,
импрессионистическая поэтика оказалась
подходящим способом передачи идеального
содержания. Наиболее яркий образец поэтического
импрессионизма - сборник стихов П.Верлена
«Романсы без слов», вышедший в 1874 году,
когда была выставлена картина К.Моне.
Верленовские «пейзажи души» демонстрируют,
что в поэзии (и в целом в литературе) чистый
импрессионизм невозможен, любая словесная
«картина» ищет поддержку глубинного
смысла. Верлен провозгласил требование
«музыки прежде всего» и сам культивировал
в своей поэзии принцип «музыкальности».
А это означало повышенное внимание к
материи стиха, его звуковой инструментовке,
стремление к передаче психологического
состояния не только через описание, но
и через само звучание стихотворения.
В России поэтами-импрессионистами были
Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Элементы импрессионистической поэтики
можно найти у многих поэтов-символистов.
Особое качество импрессионистическая
поэтика приобретает в жанре символистского
романа. Здесь она выступает прежде всего
как особый принцип строения текста на
ассоциациях слабо связанных между собой,
проявляющийся в нелинейности повествования,
отсутствии традиционного сюжета, технике
«потока сознания». В разной степени эти
приемы развивали Марсель Пруст («В поисках
утраченного времени», 1913-1925), Андрей Белый
(«Петербург», 1913-1914).
Импрессионистическая поэтика
вполне подходила и под теорию натурализма.
Натурализм стремился прежде всего выражать
природу. Он требовал правдивости, верности
натуре, но это означало верность первому
впечатлению. А впечатление зависит от
конкретного темперамента, оно всегда
субъективно и мимолетно. Поэтому в литературе,
как и в живописи, использовались крупные
мазки: одна интонация, одно настроение,
замена глагольных форм назывными предложениями,
замена обобщающих прилагательных причастиями
и деепричастиями, выражающими процесс,
становление. Объект давался в чьем-то
восприятии, но и сам воспринимающий субъект
растворялся в объекте. Вид предмета менялся,
если герой смотрел на него в разных состоянии.
Важны были описания цветов, запахов, стихий.
В прозе черты импрессионизма
ярче всего проявились в новеллах Ги де
Мопассана, которого принято считать наиболее
выраженным писателем-импрессионистом.
По собственному признанию, Мопассан стремился
к конструированию субъективной «иллюзии
мира» через тщательный подбор деталей
и впечатлений. Но в действительности
эта установка - лишь «иллюзия импрессионизма».
«Чистое наблюдение», провозглашенное
импрессионистами, подразумевало отказ
от идеи в искусстве, от обобщения, от законченности.
Импрессионизм был против общего, а значит
предполагал отсутствие законченного
сюжета, и поэтому ярче всего проявлялся
новеллах, описывающих небольшое по времени,
а часто и по значительности, событие.
В литературе более последовательно,
чем в живописи, делались попытки обосновать
импрессионизм теоретически. После романов
и статей Золя и «Дневников» братьев Гонкур
появились «Импрессионизм» Ж. Лафорга,
«Искусство прозы» Г.Джеймса, «О искусстве»
Валерия Брюсова, в разной степени приближающиеся
к «поэтике впечатлений».
Импрессионизм нашел свое воплощение
и в критике. Еще в 1873 английский искусствовед
У. Пейтер в книге «Ренессанс» говорил
о «впечатлении» как об основе восприятия
произведения искусства. В импрессионистическом
эссе оценка дается не с точки зрения известных
художественных канонов, а на основе личного
взгляда и вкуса автора.
Своё значение эстетика импрессионизма
в литературе потеряла в целом к середине
1920-х гг.
- Эстетика импрессионизма в
музыке.