Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:06, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы – раскрыть особенности эстетики импрессионизма. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить художественное направление – импрессионизм; - рассмотреть отражение импрессионизма в литературе и музыке; - раскрыть особенности эстетики импрессионизма.
Содержание
1. Введение 3 2. Эстетика импрессионизма в живописи 4 3. Эстетика импрессионизма в литературе 8 4. Эстетика импрессионизма в музыке 10 5. Заключение 13 6. Список использованной литературы 15
Применение термина «импрессионизм»
к музыке во многом условно — музыкальный
импрессионизм не составляет прямой аналогии
к импрессионизму в живописи и не совпадает
с ним хронологически (время его расцвета
— 90-е гг. 19 в. и 1-е десятилетие 20 в.). Главное
в музыкальномимпрессионизме. — передача
настроений, приобретающих значение символов,
тонких психологических нюансов, тяготение
к поэтической пейзажной программности.
Ему свойственны также рафинированная
фантастика, поэтизация старины, экзотика,
интерес к тембровой и гармонической красочности.
С основной линией эстетики импрессионизма
в живописи его роднит восторженное отношение
к жизни; моменты острых конфликтов, социальных
противоречий в нём обходятся. Классическое
выражение музыкальный И. нашёл в творчестве
К. Дебюсси; черты его проявились и в музыке
М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса
и др. французских композиторов.
Музыкальный импрессионизм
унаследовал многие особенности искусства
позднего романтизма и национальных музыкальных
школ 19 в. («Могучая кучка», Ф. Лист, Э. Григ
и др.). В то же время чёткому рельефу контуров,
сугубой материальности и перенасыщенности
музыкальной палитры поздних романтиков
импрессионисты противопоставили искусство
сдержанных эмоций и прозрачной, скупой
фактуры, беглую переменчивость образов.
Творчество композиторов-импрессионистов
во многом обогатило выразительные средства
музыки, особенно сферу гармонии, достигшей
большой красоты и утончённости; усложнение
аккордовых комплексов сочетается в ней
с упрощением и архаизацией ладового мышления;
в оркестровке преобладают чистые краски,
капризные блики, ритмы зыбки и неуловимы.
Красочность ладогармонических и тембровых
средств выдвигается на первый план: усиливается
выразительное значение каждого звука,
аккорда, раскрываются неизвестные ранее
возможности расширения ладовой сферы.
Особую свежесть музыке импрессионистов
придавало их частое обращение к песенно-танцевальным
жанрам, к элементам музыкального языка
народов Востока, Испании, ранних форм
негритянского джаза.
Импрессионисты создавали произведения
искусства утончённые и одновременно
ясные по выразительным средствам, эмоционально
сдержанные, бесконфликтные и строгие
(чистые) по стилю. При этом сильно изменилась
и трактовка музыкальных жанров. В области
симфонической и фортепианной музыки
создавались главным образом программные
миниатюры, сюитные циклы (возвращение
к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое
или пейзажное начало.
Значительно богаче стало гармоническое
и тембровое окрашивание тем. Импрессионистская
гармония характеризуется резким повышением
колористического, самодовлеющего компонента
звука. Это развитие происходило под воздействием
множества внешних влияний, в том числе:
французского музыкального фольклора
и новых для западной Европы конца 19 века
систем музыкального построения, таких
как русская музыка, григорианский хорал,
церковная полифония раннего Возрождения,
музыка стран Востока, негритянских спиричуэлс
США и др. Это проявилось, в частности,
в использовании натуральных и искусственных
ладов, элементов модальной гармонии,
«неправильных» параллельных аккордов.
Инструментовка импрессионистов
характеризуется уменьшением размеров
классического оркестра, прозрачностью
и тембровым контрастом, разделением групп
инструментов, тонкой детальной проработкой
фактуры и активным использованием чистых
тембров как солирующих инструментов,
так и целых однородных групп.
В начале 20 в. музыкальный импрессионизм
распространился за пределы Франции. Его
оригинально развивали М. де Фалья в Испании,
А. Казелла и О. Респиги в Италии. Самобытные
черты присущи английскому музыкальному
импрессионизму с его «северной» пейзажностью
(Ф. Делиус) или пряной экзотикой (С. Скотт).
В Польше экзотическую линию музыкального
импрессионизма представлял К. Шимановский
(до 1920), тяготевший к ультрарафинированным
образам античности и Древнего Востока.
Влияние эстетики импрессионизма на рубеже
20 в. испытали и некоторые русские композиторы,
в частности А. Н. Скрябин, на которого
воздействовал одновременно и символизм;
в русле русского импрессионизма, причудливо
сочетавшегося с влиянием школы Н. А. Римского-Корсакова,
начинал свой путь И. Ф. Стравинский, в
последующие годы возглавивший антиимпрессионистскую
тенденцию в западноевропейской музыке.
Заключение
Импрессионизм стал художественно-изобразительной
системой, которая не копировала, а воспроизводила
действительность. Интересом к воспроизведению
среды обитания героя, а не самого героя,
импрессионизм напоминал натурализм.
Состояние атмосферы, воздух – единственный
реальный сюжет картины. Дождь, ветер,
интенсивность солнечного освещения –
все это неузнаваемо изменяет объект изображения,
и впечатление меняется. Именно эту изменчивость
и стремились зафиксировать импрессионисты.
Импрессионисты ощутили невыразимую словами
красоту свето-цвето-воздушной среды материального
мира и попытались почти с документальной
точностью запечатлеть это на своих полотнах.
В живописи они своего рода оптимистические
пантеисты, последние певцы беспечной
радости земного бытия, солнцепоклонники.
Как писал с восхищением неоимпрессионист
П. Синьяк, у них «солнечный свет заливает
всю картину; воздух в ней колышется, свет
обволакивает, ласкает, рассеивает формы,
проникает всюду, даже в область тени».
Таким образом, импрессионизм – это не
философия и не техника, это новое художественное
видение мира. Импрессионистов упрекали
в субъективном и непонятном для остальных
взгляде на мир. Но их цветовое видение
мира не было чисто субъективным. Оно отражало
реально существующие природные оптические
законы.
Французский импрессионизм
не поднимал философские проблемы и даже
не пытался проникать под цветную поверхность
будничности. Вместо этого импрессионизм
сосредоточивается на поверхностности,
текучести мгновения, настроения, освещении,
или угле зрения.
Как и искусство ренессанса
(Возрождение), импрессионизм строится
на особенностях и навыках восприятия
перспективы. Вместе с тем ренессансное
виденье взрывается доказанной субъективностью
и относительностью человеческого восприятия,
которое делает цвет и форму автономными
составляющими образа. Для импрессионизма
не так важно, что изображено на рисунке,
но важно как изображено.
Их картины представляли лишь
позитивные стороны жизни, не нарушали
общественные проблемы, обходили и такие
проблемы как голод, болезни, смерть. Это
привело позже к расколу среди самих импрессионистов.
К преимуществам импрессионизма
как течения относится демократизм. По
инерции, искусство и в 19 веке считалось
монополией аристократов, высших слоев
населения. Именно они выступали главными
заказчиками на росписи, монументы, именно
они — главные покупатели картин и скульптур.
Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические
страницы современности, позорные стороны
войн, бедности, общественных неурядиц
осуждались, не одобрялись, не покупались.
Критика кощунственной морали общества
в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле
находила отзыв лишь у сторонников художников
и немногих знатоков.
Импрессионисты в этом вопросе
занимали достаточно компромиссные, промежуточные
позиции. Были отброшены библейские, литературные,
мифологические, исторические сюжеты,
присущие официальному академизму. С другой
стороны они пылко желали признания, уважения,
даже наград. Показательной является деятельность
Эдуара Мане, который годами добивался
признания и наград от официального Салона
и его администрации.
Вместо этого появилось виденье
будничности и современности. Художники
часто рисовали людей в движении, во время
забавы или отдыха, представляли вид определенного
места при определенном освещении, мотивом
их работ была также природа. Брались сюжеты
флирта, танцев, пребывание в кафе и театре,
прогулок на лодках, на пляжах и в садах.
Если судить по картинам импрессионистов,
то жизнь — это очередь маленьких праздников,
вечеринок, приятных времяпрепровождений
за городом или в дружеском окружении
(ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне).
Импрессионисты одни из первых стали рисовать
на воздухе, не дорабатывая свои работы
в мастерской.
Список использованной литературы
1. Андреев Л.Г. Импрессионизм
= Impressionnisme: Видеть. Чувствовать. Выражать.
— М.: Гелеос, 2005.
2. Ильина Т. В. История искусств.
Западноевропейское искусство: Учеб.—3-е
изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.—
368 с.
3. Корецкая И.В. Импрессионизм
в поэтике и эстетике символизма. - В кн.:
Литературно-эстетические концепции в
России конца 19 - начала 20 вв. М., 1975
4. Музыкальный энциклопедический
словарь под ред. Г. В. Келдыша, Москва,
«Советская энциклопедия» 1990.
5. Толмачев М.В. Импрессионизм.
– В кн.: Литературная энциклопедия терминов
и понятий. М., 2003